Часть первая. Время игры. Глава 8

Бартенева Наталья Евгеньевна
*****
     Равнина оказалась не такой уж и пустой и безжизненной, как показалось поначалу. Они шли между нагромождений камней и чего-то явно живого и голодного, чему ни один из них не знал названия. Шли под светящимся диском, бесшумно плывшем над их головами. Диск подарил Распятый, наотрез отказавшийся идти с ними.
     -Дорогу покажу, даже проводника дам - не заблудитесь. Но с вами не пойду ни за какие награды, даже за тайну существования подземных Слепцов, даже за все золото на земле и под ней!
     -Боишься, что ли? – усмехнулся Лэриан. – Ты же вроде тоже… бессмертен?
     -Бессмертен, - не стал спорить Распятый. – Но жить я хочу свободным и… собой, а не кем-то. Короче… если тебе будет легче – да, я боюсь. Не боялся никого и ничего, но Ее, Ту, У Которой Бесшумная Поступь – ее я боюсь. Когда вы увидите Ее во всей красе – вам тоже будет страшно.
     Диск не просто светил, разгоняя тьму Растора и наиболее голодных его обитателей. Он был еще и проводником и двоим под его куполом не оставалось ничего другого, кроме как слепо следовать за ним.
     -Ты действительно считаешь Ее реальной? – спросил Лэриан. – Она же… невидима и... Ее нельзя ощутить и…
     -Она больше чем реальна, - качнул головой задумавшийся Неуловимый. – Да, Ее нельзя увидеть и потрогать, нельзя услышать. Но и уйти от Нее тоже нельзя. Она всесильна… почти. Шанс у нас только один. И удар только один. И попытка остановить ее – тоже одна. Так что – выбирать нам не из чего. Пусть ты и не уверен в Ее существовании – но ты видел, что остается после Нее…
     -Кэр!
     -Да? – Неуловимый поднял на друга странно затуманенный взгляд. – Что, мышонок?
     -Кэр, что с тобой? – Лэриан остановился, резко хватая "безликого" за плечи. Тот вздрогнул, ловко вывернулся из его рук и удивленно посмотрел на кельнеторинианина. – Кэр, ты здесь? Теперь это действительно ты и вправду здесь?
     -К чему такие вопросы? – Неуловимый крепко потер плечи, словно резкое прикосновение причинило ему боль. – И к чему…
     -Это ты, - Лэриан отвернулся и пошел вперед. – Не поддавайся посторонним мыслям. Я слышал, Она может в этот момент поймать человека. Поймать, как уже поймала Яттану.
     Что это могло означать, он так и не сказал. Только улыбнулся загадочно.

хххххх
     Лэриан молчал, поглядывая по сторонам, Неуловимый просто шел, сожалея ("безликий", ты ли это?!), что не спросил, доведет ли их диск до Яттаны или до Той, У Которой Бесшумная Поступь? Или еще куда, а может - до ближайшего обрыва, в который можно очень и очень долго падать… и так и достигнуть дна.
     -Не думай о нем плохо, - тихо сказал Лэриан, словно услышав неутешительные мысли Неуловимого. – Он – не человек, это верно, он даже не существо нашего мира, но он – не предатель. И ему ведомо чувство благодарности, так что… если он и способен предать – то не тебя. Только не тебя!
     -А куда ведет нас диск? К Тритиронию? К Ней? К обрыву?
     -К какому обрыву?
     -Не знаю… К какому-нибудь…
     -Да что с тобой? – Лэриан встревожено посмотрел ему в лицо. - Ты на себя не похож!
     -Ничего. Идем скорее.
хххххх

     Диск вывел их на скальную площадку, странно ровную и гладкую, будто отполированную, и Неуловимый увидел того, за кем и пришел в Растор.
     Яттана стоял на самом краю пропасти и смотрел перед собой. Просто стоял и смотрел. И не шевелился. И не отреагировал на шаги за спиной. И не заметил света путеводного диска. Он вообще ничего не замечал, он не видел и не слышал, как не услышал и собственного имени.
     -Яттана… Тритироний, Третья сила! – Неуловимый осторожно обошел его, заглянул в лицо.
     Широко распахнутые глаза, отсутствующий взгляд… Но он видел что-то, доступное только ему одному, видел, смотрел – и не мог оторваться. А под ним, немного ниже кромки обрыва, мягко клубился странным образом сгустившийся воздух. Неуловимый, наверное, и не заметил бы этого, но Лэриан тихонько потянул его за рукав, вынуждая отступить от обрыва, и молча показал вниз.
     -Она… - одними губами произнес он. Зеленые глаза кельнеторинианина расширились, почти как у Яттаны, и Неуловимый, вдруг поняв, что происходит с другом, с силой встряхнул его за плечи.
     -Не смотри на Нее! – прошипел он. Из голоса плеснулась злость. – Вот так она и поймала его! Не смотри, даже не пытайся понять, что же Она такое!
     Она, Та, У Которой Бесшумная Поступь, словно услышала его. Полупрозрачное марево медленно поднялось над обрывом, окутывая Яттану – будто за плечи обняла! - и тот медленно повернулся.
     -Уходите, - медленно, ровным голосом проговорил он. – Она не желает вам зла, но – уходите.
     -Не слушай Ее. Она губит землю!
     -Она беспристрастна, - все тем же неживым голосом сказал Яттана. – Но вы мешаете.
     -Если ты говоришь сейчас Ее голосом, если ты - это Она, если Она может говорить только с твоей помощью… Скажи, зачем?
     Неуловимый сделал осторожный шажок вперед, всматриваясь вглубь пустых немигающих глаз. В серой глубине не просматривалось и тени сознания.
     -Яттана! – "безликий" легонько потряс его за плечо, не без внутреннего трепета погрузив руку в окружавшее Равнодушного марево. Тот не сделал даже попытки вывернуться из чужих пальцев, смотрел сквозь Неуловимого, будто даже не видя его.
     -Его нет, - Лэриан стоял рядом, стараясь не посмотреть вниз, где «стояла» Та, У Которой Бесшумная Поступь. – Его больше нет. Он забрала его душу… Всё кончено.
     -Нет, - Неуловимый покачал головой, отступая от Яттаны. – Нет, потому что это и есть душа, потому что тело его не умерло, но… Где же Тритироний? Да, он Равнодушный… но не без души же совсем! Я не понимаю…
     -Ты не знал Тарела, - Лэриан отвернулся. – А Тритироний именно таков. Ему нет дела до жизни того, в чьём теле он находится, ему действительно ВСЕ РАВНО. Когда Третью Силу носил Тарел, она едва не убила его*.
------------------------------
*  подробнее – роман «Равной душой»
---------------------------------
     -Это было давно, - неуверенно произнес Неуловимый.
     -Тритироний не меняется, Кэр. Он просто существует, он делает Триграмму единой… Делал, - поправился он, взглянув на Яттану.
     -Все равно… - Неуловимый потер виски. – Это же… противоестественно!
     -А кто сказал, что Равнодушие естественно для живого человека? – невесело усмехнулся Лэриан. – Идем. Тут мы бессильны. Надо искать другие пути.
     -Какие и где? – отозвался Неуловимый. – То, что я придумал, возможно было только при наличии Яттаны. Триграммы вообще, но без него этой силы нет. Они уже пытались справиться самостоятельно, но их было всего двое. Они потерпели поражение.
     -Зачем тебе Равнодушный? Он-то ведь тоже считал, что равнодушие заставит Ее остановиться.
     -А что же тогда? ЧТО заставит Ее остановиться! Да и возможно ли это вообще? Я уже не уверен, что мы можем что-то поделать. И бегство не спасет…
     -Неужели ты уже сдался?! – Лэриан взял Неуловимого за плечи. – Неужели?.. Или Она успела повлиять на тебя за те несколько мгновений, пока ты смотрел на Нее?
     -Не знаю, - Неуловимый отвернулся. - Но мне почему-то все равно.
     -Кэр!
     А Неуловимый не чувствовал ничего. Внутри была странная опустошенность, он впервые за много столетий ощутил усталость и… старость, словно все прожитые годы разом навалились на его плечи. Он смотрел на безучастного Яттану – и его не волновала даже собственная судьба.
     -Я давно мертв, Лэриан. Может, именно теперь мне пора остановиться и прекратить вмешиваться в дела тех, кто еще жив?
     -Опять ты за свое! – Лэриан всматривался в глаза безликого, но такого холода он не видел в них даже тогда, когда тот был в Арианне и приносил жертвы в Школе Темных. - Нет, это не ты, не твои мысли, это… это не твоё! Так думать может только… Тритироний, но…
     -У меня нет силы Равнодушного, - отозвался Неуловимый, поворачиваясь спиной к обрыву, к Яттане, по-прежнему смотревшему прямо перед собой.
     -Если ты сейчас попробуешь уйти, ты никогда больше не увидишь света, - вдруг сказал Яттана, и в голосе его явственно чувствовалось раздражение. – Почему вы все так сопротивляетесь Вечности?
     Неуловимый круто развернулся, впиваясь взглядом в серые глаза парня. Желтые кошачьи огоньки горели в них, тени скользили по лицу, создавая иллюзию… изменений, как у Распятого в стене Школы в Арианне. Яттана улыбнулся, чуть опустив голову, но не отпуская глаз Неуловимого. Взгляд исподлобья оказался настолько тяжел и холоден, что даже безликого пробрала невольная дрожь, когда он внезапно осознал, чей это взгляд.   
     -Кто ты?
     -Почему вы не желаете моей Вечности?
     -Потому что в ней нет жизни.
     -У тебя ее и так нет. Зачем ТЫ идешь против меня?
     -Потому что я существую среди живых. А вот чего хочешь ты? Да, ты ДАРИШЬ нам Вечность, но даришь против нашей воли! Зачем это ТЕБЕ? Что ты получаешь, опустошая землю?
     -Я забираю вашу землю. А жизнь слишком похожа на нее.
     -Ты… - Неуловимый слегка растерялся. – Ты хочешь… жизни?
     -А разве ты хочешь не того же, забирая чужие годы?
     -Откуда ты знаешь об этом?
     -Я знаю всё.
     -Какую же жизнь ты получила от… от того, что УЖЕ забрала у нас?
     -Я ведь говорю с тобой?
     Неуловимый помолчал, потом сказал.
     -Отпусти его. Ведь ты получила голос!
     -А как же тогда я получу остальное? То, что в нем, пока сильнее меня, но это пока. Время для вас имеет значение – в отличие от меня.
     -Но для него время тоже имеет значение!
     -Что ж, тогда я найду для себя другое тело.
     -Отпусти его, - Неуловимый бестрепетно подошел к полупрозрачному круговороту, обнимавшему плечи Яттаны. – Отпусти и возьми меня. Для меня время не имеет такого значения, можно сказать, что я бессмертен…
     -Для меня это понятие бессмысленно.
     -Я такой же, как ты. У тебя ведь бесконечно много времени – у меня тоже. Я подойду тебе больше, чем он.
     -Он пришел ко мне сам.
     -Разве предложение тоже исходило от него? Я САМ предлагаю тебе свое тело, более того – я ПРЕДОСТАВЛЯЮ его тебе! Добровольно. И тебе не придется ждать, потому что я… впущу тебя. Так же, как впускал чужие жизни и чужие обличья. 
     Лэриан дернулся было к другу, но твердая рука Кэра остановила его.
     -Не вмешивайся! – сквозь зубы процедил он. – Я знаю, что делаю!
     -Это безумие!
     -У тебя есть другое предложение?
     -Нет, но…
     -Тогда отойди, Лэриан. Отойди в сторону, а когда Яттана придет в себя – уводи его отсюда.
     -Если ты не передумал, я отпущу его, - снова заговорила Та, У Которой Бесшумная Поступь. Яттана шевельнулся, подходя на шаг ближе, глядя все так же исподлобья. Очевидно, для Нее это было нормальным. - Он бесполезен, пока в нем эта сила, и просто так она его не оставит. Ты предоставишь мне свое тело? И свой голос?
     -Да… – ("Внутри все сжалось. Куда ты лезешь, во что вмешиваешься?!.. Жаль, другого выхода нет, жаль… Впрочем, "безликому" не положено знать сожаление!") – Да. Но сначала я хочу видеть, как они оба уйдут отсюда. Уйдут целыми и невредимыми, и настолько далеко, что я перестану их видеть.
     Она не ответила. Но круговорот отодвинулся, словно она отошла в сторону. Яттана моргнул, непонимающе оглянулся по сторонам.
     -Тебе надо возвращаться, - непривычно мягко проговорил Неуловимый. – Поторопись.
     -А… кто ты? И где я?
     -Пойдем со мной, - Лэриан потянул его за плечо. – Идем, идем скорее!
     Он быстро пошел прочь от обрыва, увлекая за собой Тритирония. Яттана, очевидно, еще не вполне пришел в себя и не сопротивлялся, но, хотя и не отставал, двигался словно во сне. Ничего, это пройдет. Главное, чтобы он вернулся назад и не забыл все, что с ним произошло… Впрочем, на последнее надежды мало. Он ведь не помнил даже, как отправился на встречу с Ней, надеясь суметь заставить Ее остановиться.
     Лэриан не выдержал, оглянулся. Неуловимый стоял, уже окутанный Ее телом, но еще владел собой, повелительно махнул рукой, поторапливая. И повернулся лицом к обрыву.
     -Я готов.
     -Разве ты не боишься?
     -Я? – "безликий" улыбнулся. – Если ты знаешь ВСЁ, вопрос излишен. Я забыл, что это такое.
     -Ты почти вспомнил не так давно.
     -Не думаю, что тебе это может помешать. К чему эти разговоры? Или ты не настолько всесильна, как о тебе думают? Ты боишься меня?
     И снова Та, У Которой Бесшумная Поступь, не ответила. Только Неуловимый почувствовало, как онемело тело, лишившись воли.
     -Не сопротивляйся, - прошелестел в голове странный голос. – Иначе тебе будет больно. И сними то, что оберегает тебя.
     Неуловимый вспомнил о браслете Распятого. Руку тут же обожгло.
     -Я… не могу. Я не знаю, возможно ли вообще его снять… - и, не сдержавшись, вскрикнул. Руку с браслетом вывернуло, что-то с силой сжало ее немного пониже локтя – и он перестал ее ощущать. Совсем, словно ее больше не было.
     -Это был единственно возможный выход, ибо калека мне бесполезен.
     И Неуловимый потерял связь с реальным миром.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ