О жертве Христовой

Дмитрий Кульпин
     Я был потрясён до глубины души, когда услышал о том, что случилось с моим другом детства. После армии он пошёл работать в милицию и однажды во время дежурства, у железнодорожного вокзала, заметил маленькую девочку переходившую, через железнодорожное полотно. В следующее мгновение, его взгляд поймал стремительно мчавшийся скорый поезд. Шансов быстро забраться на высокую платформу у девочки не было, и тогда он прыгнул вниз и в последние секунды вытолкнул её на платформу, при этом сам, оказавшись под колёсами пролетающего экспресса. Сейчас эта девочка выросла, как сложилась её жизнь, я не знаю. Однако не однократно задаю себе вопрос, осознаёт ли она, что живёт лишь благодаря тому, что за неё была отдана, чья та другая жизнь? Я думаю, что не случайно эта история всплыла в моей памяти в эти пасхальные дни. Ведь мы тоже часто забываем, что ради нашей жизни было что-то отдано. Нам до конца ни когда не понять, на какие амбразуры греха пришлось лечь Сыну Божьему, чтобы нас спасти. И всё же с Божьей помощью дерзаем хоть немножко приблизиться к пониманию смысла голгофской жертвы.

      И первый вопрос, который сам напрашивается на ум, отчего мы спасаемся? Кто и как нас испортил? Ведь первый человек созданный Богом был совершенен…?! Да, однако, осмелюсь сказать, преднамеренно не закончен, не довершён. Написано: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему…» (Быт.1-26) именно таким, человек был в замысле Творца. Однако в непосредственном процессе творения слово - «подобие» отсутствует: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». (Быт.1-27). Образ и подобие на иврите отнюдь не слова синонимы, они несут разную смысловую нагрузку. Этого нельзя не заметить в Писании. Вот потому многие иудейские мыслители древности, а позднее и христианские полагали, что Бог вложил в Адама Свой образ, а вот подобие это то, что человек должен был достичь своим собственным усилием воли. Иоанн Златоуст, так дерзает говорить, как бы от имени Бога: «Смотри человек, Я дал тебе прекрасное тело, а теперь сотвори себе прекрасную душу». В понятие «образ» входят те божественные качества, которыми Бог наделил человека, свобода, разум, творчество и.т.д. А вот «подобие», это когда я подобно Богу реализую эти качества, идя путём добра. И для этого Бог даёт ему заповеди. Заповедь умножение жизни – «плодитесь и размножайтесь». «Нареки имена животным» – заповедь, при исполнении которой человек познавал окружающий его мир. Заповедь труда – «Возделывать сад», целью которой было самопознание. Наконец заповедь - «не вкушать от древа познания», практически «заповедь поста» в самом библейском смысле этого слова. Быть бдительным, стоять на страже сердца и ума. В соблюдении последней заповеди должно было осуществиться познание чего-то большего, что выходит за пределы моего «я». Напомню, что рай очень напоминает по своему устройству храм. Состоит из трёх частей, с общей устремлённостью на восток. Едем – притвор язычников, сад – святилище, а два древа подобно жертвеннику, перед завесой в Святое Святых. Как водится к жертвеннику, нельзя подходить с пустыми руками. Единственное, что мог принести Адам, это своё сердце. Подойти к древу познания в качественно изменённом состоянии. В каком? Для простоты понимания приведу притчу. Древо подобно игрушке, которую держит мать в руках, желая, чтобы её дитя научилось ходить, двигаясь навстречу блестящей игрушке. Понятно, что дело совсем не в предмете; а в усилии, которое делает человек, заставляющее его идти. Так и человек, в борьбе с искушением нарушить повеление Бога, должен был укрепить свою душу. Тем самым, приобретая опыт, познания, что высшая форма добра, это жизнь в Боге. Он должен был определить себя в иерархии ценностей. Понять, что есть вещи, которые ниже его, которые нужно подчинить себе.  И есть вещи, которые выше его, которым нужно подчиниться. И вот то, что выше его он должен был не опустить до своей планки, а принять, как руку помощи ему посылаемую. Однако происходит обратное действие, Адам пытается исследовать Творца, как некий предмет. Пытается подойти к подобию Бога, не приложив при этом усилие души, чисто технически. Это практика первой магии, сверши действие, съешь и само будет. Не случайно вся дальнейшая история человечества, это поиск потерянного рая с помощью различных обрядов и мистерий. В итоге нарушается внутренняя система ценностей в человеке и вместо служения Творцу он становится на служение низшим сферам своей души. Всё, что насадил Господь в раю – благо. Грех появляется от неправильно употреблённого добра. Добром можно отравиться так, как если бы ребёнок забрался в шкаф и съел все бабушкины таблетки. Зло – неправильно употреблённое добро. Знал ли Адам до вкушения плода, что есть добро и зло? Скажем так, он имел информацию, может быть ещё на детском уровне, что такое хорошо, что такое плохо, что можно, а что запрещено. При этом не имел личностного, опытного участия в выборе блага, познания. Змей предложил человеку увидеть в плоде то, что Бог туда не закладывал. Но в результате человек действительно познаёт… Познаёт то, что наивысшая форма зла, это жизнь вне Бога. И потеряв Бога, он начал понимать, каким могло бы быть для него добро. Происходит то, что может произойти с ребёнком, если ему доверить в руки молоток. Не во время, не к месту и предложенное не из Божьих рук знание привело к потере богообщения, к смерти. Разделение с Богом, с самой жизнью, несёт распад тела и души, внесло порчу в человечество в целом. «В Адаме все мы согрешили». Однако, при этом, унаследовали не вину Адама, а повреждённость природы. Мы попали в положении человека оказавшегося в эпицентре взрыва на чернобыльской АЭС. Его вины в происшедшем не было, но он несёт в себе, все последствия связанные с этой трагедией.

      В связи с этим возникает второй вопрос, как исправить ситуацию и соединиться с Богом? Если у человека недостаток кислорода, то бесполезно размахивать инструкцией – «дышите чаще». Такого человека нужно поместить в специальную среду, перенасыщенную кислородом. Если мы потеряли Бога, то и заполнить эту брешь, которая образовалась в человеке, может только Бог. С  другой стороны, Бог не спасает нас, без нас, то от чего отказался Адам, должен принять и исполнить  другой человек, чья личность не повреждена проказой греха. Бог находит этот выход в богочеловеке. Для этого и нужно было воплощение Слова. Христос вбирает в Свою божественную личность нашу искажённую грехом природу и расправляет её так, как мы могли бы разгладить помятую бумажку. При этом, вбирая в Себя, оставляет её свободной. В Нём было две воли, божественная и человеческая. И как истинный человек Он нёс в Себе все наши желания, искушения, надежды и страхи. Он был искушён во всём, но низшие импульсы души не могли реализовать себя в Нём, поскольку для их проявления необходимо согласие воли, а личность Христа в отличии от нашей не была коррумпирована грехом. Но это ещё не всё, по словам Григория Нисского: «…что не воспринято, то и не уврачёвано». Христос должен был полностью соединиться с нашей природой, испытать всё, что испытывает человек, а значит пройти и через опыт смерти. Здесь происходит самое страшное – Голгофа. Христос идёт на смерть, но не как Всемогущий Бог. Христос преодолевает страх смерти своими человеческими усилиями, поскольку это то, что должен был сделать сам человек. Возлюбить Бога так, чтобы шагнуть к Нему даже через смерть. Адам хотел получить божественную жизнь помимо Бога, во Христе человек идёт в смерть ради Бога. Адам хотел украсть божественную жизнь, Христос отдаёт свою человеческую жизнь. На миг, та благодать, которая сопровождала Его, покидает. Отсюда страшный крик Его человеческой природы: «Боже мой, Боже мой, почему ты Меня оставил», но иначе смерть не смогла бы войти. При этом не происходит разотождествления самой богочеловеческой природы, отделения души от Логоса. Клин смерти, вторгаясь, не может их разделить,  застревает и ломается о нерушимость во Христе. Во Христе не только Бог пошёл навстречу людям, но и человеческая воля, войдя в смерть, чуждую для неё среду, полностью соединяется с волей божественной. Встреча этих двух движений во Христе сделала подлинным соединение человека и Бога. Христос выходит живым из пасти смерти, смерть не находит в Нём для себя пищи. Он воскресает. Так Бог решил соединиться с нами не только духом, но и кровью и плотью. Став не только по виду, но и по образу человеком. Чтобы в Себе восстановить связь, между человеком и Богом.