Очень часто теперь мелькает это выражение – Человеческий фактор. По научному звучит, а на деле означает слабость человеческую – где либо случилось нечто непоправимое, авария, война началась – это человеческий фактор. А какие факторы ещё есть – все нечеловеческие, естественные стало быть. Даже форс-мажорные ситуации придумали – особенно при заключении договоров стараются ими прикрыться от ответственности.
Да человек сложен, почти непредсказуем, особенно в критических ситуациях это проявляется. Недавно прочитал подробную биографию Тургенева, нашего классика. Был в молодости с ним прискорбный случай – на пароходе в море возник пожар. Стали пассажиров высаживать в лодки. Молодой Тургенев впал в панику и закричал – «погибнуть таким молодым!» и ринулся через женщин с детьми к лодке. Спасся... и всю жизнь стыдился этого.
Вот современный случай из авиации. Испытывали опытный самолет на плоский штопор. В кабине сидели два опытных пилота, первый пилот - заслуженный летчик-испытатель. Самолет был оборудован противоштопорным парашютом. Когда ввели самолет в задуманный плоский штопор, он потерял управляемость и не слушался штурвала. Из штопора самолет не выходил, надо было выпускать тот парашют. Но первый пилот растерялся и впал в ступор и никак не мог найти рычаг его выпуска. Тогда второму пилоту пришлось расстегнуть ремни, перелезть через первого пилота и дернуть аварийный рычаг выпуска. Парашют сработал, штопор прекратился.
Видимо в свое время умолчали этот факт, чтобы сохранить честь заслуженного. Всплыло в мемуарах.
Много и других интересных случаев по теме «человеческий фактор». Прочитал, как создавался знаменитый истребитель Ла-5. После прекращения выпуска не совсем удачных ЛаГГ-ов, КБ Лавочкина хотели перебросить из Горького на тбилисский авиазавод, а освободившее место хотел занять Яковлев – приближённый Сталина. Этого всеми жилами хотели помешать не только сам Лавочкин, но и его дружный коллектив, кончая слесарем-клепальщиком. Так вот они решили в кратчайшие сроки создать давно задуманный им истребитель с двигателем воздушного охлаждения АШ-82.
Но чертежей не было, а времени для проектирования тем более. Яковлев уже начал очищать на заводе площадку для себя. Коллектив Лавочкина совершил в истинном смысле героический шаг – прежде всего для самосохранения. Руководил делом заместитель Лавочкина. Без чертежей по-партизански по эскизам быстро стали переделывать ЛаГГ-3 под новый самолёт. Убрали прежний двигатель с водяным охлаждением, расширили моторную часть фюзеляжа и встроили двигатель воздушного охлаждения АШ-82 с диаметром 1200 мм , которых было много, а с водяным - в дефиците. Слесари за ночь соорудили к нему дюралевый обтекатель. Взлетел на свой страх и риск пилот-испытатель и быстро сел – не годится, перегрев двигателя. Не справляется прежний маслорадиатор. Лавочкин опустил руки и отстранился от испытаний. Но коллектив не сдался – нашли в дальнем углу завода ящик с новым радиатором – видимо из привезённого оборудования Яковлева. Стырили без ведома Лавочкина, заменили за ночь старый, склепали новый обтекатель. Взлетел пилот, сел и показал большой палец, двигатель не перегревался. Так родился новый истребитель Ла-5. Доложили наркому и Лавочкин остался в Горьком. Чертежи сделали после.
Швецов вскоре уменьшил диаметр двигателя до 1000 мм. Ла-5 был не хуже аналогичного немецкого Фоккера, на нем летали многие асы, в том числе и Кожедуб. Британцы считают лучшим истребителем Спитфайр, немцы - Мессершмитт, американцы - Мустанг. Это тоже человечечкий фактор.
Прочитал забавную историю создания знаменитого полупроводникового триода - транзистора американскими учёными и инженерами Шокли, Бардиным и Браттейном. Фактически эксперименты проводил один Браттейн – талантливый инженер и изобретатель. Теории практически не было, её создали потом- Шокли и другие.
И работа проводилась по методу «научного тыка» в течение многих месяцев. Так в свое время работал Эдиссон. Результаты были почти нулевые, но Браттейну повезло. Однажды по ошибке Браттейн перепутал полюса источника питания и p-n переход оказался включенным в обратном (запирающем) направлении. Потёк через переход обратный ток диода и он оказался управляемым при помощи тока базы и был больше его. Родился полупроводниковый усилитель! Его пытались создать наши тоже – Лосев, Иоффе, однако судьба им не благоволила. Слава открытия века современной электроники перешла к американцам - к "Кремневой долине".
Такая вот эта штука «человеческий фактор». Как правило, он выступает не один, но доминирует среди других.