Гибель самолета Sukhoi Superjet 100

Николай Сологубовский
Кто погубил наших ребят?

Не было ли крушение российского самолёта в Индонезии промышленным саботажем?

Сергей Филатов

История с гибелью российского самолета «Sukhoi Superjet 100» в Индонезии обрастает все большим количеством подробностей.

Сначала о самом лайнере.

«Sukhoi Superjet 100» — самый амбициозный проект отечественного авиастроения последних двадцати лет. Эти самолеты со временем должны были заменить Ту-134.
«Sukhoi Superjet 100» способен перевозить 95 пассажиров на расстояние до 3 тыс. км (базовая модель) и до 4,5 тыс. км (модификация с увеличенной дальностью).
Первый полет лайнера состоялся 25 июля 2009 года в Комсомольске-на-Амуре.
Под девизом «Приветствуем Азию» в апреле 2012 года стартовал первый демонстрационный тур (roadshow) самолета «Sukhoi Superjet 100». Компания «Гражданские самолеты Сухого» намеревалась провести показ лайнера в шести странах: Казахстане, Пакистане, Индонезии, Вьетнаме, Лаосе и Мьянме.
«Sukhoi Superjet 100», отправившийся в турне по странам Азии, был третьим летным экземпляром машины.
По плану первый пункт тура – столица Казахстана Астана, где самолет был показан 3 мая в рамках международной выставки «KADEX-2012».
5 мая самолет прибыл в крупнейший город Пакистана Карачи.
7 мая состоялся показ «SSJ-100» в Нейпьидо (Мьянма).
9 мая самолет был продемонстрирован в столице Индонезии Джакарте…
 
Стоимость программы создания самолета «Sukhoi Superjet 100» составила 34 млрд рублей, в том числе 16 млрд рублей бюджетных средств. Стоимость одного самолета «SSJ-100» составляет 31,7 млн долларов США.
За период до 2029 года компания «Сухой» намерена продать около 800 этих самолетов и занять до 15% мирового рынка региональных самолетов.
 
Но, надо отдавать себе отчет в том, что если «Сухой» хочет занять 15 процентов мирового рынка, значит, будет – к гадалке не ходи – противодействие конкурентов. И будет оно вестись не по правилам,  а с подножками и провокациями, с «черной пропагандой» и нанесением материального ущерба.
Это – к вопросу о «конкурентоспособности». Конкурентоспособность должна, как и добро, быть «с кулаками». Они все только на переговорах  с нами улыбаются…
А нашим требуется усвоить – раз уж вышли на мировой рынок, надо и удары держать. Здесь в белых перчатках делать нечего, и ВТО не поможет. Есть же мудрая русская поговорка: «Назвался груздем – полезай в кузов»…
 
Самолёт выглядел «неустойчивым»
 
Так вот, вашингтонское интернет-издание «Wayne Madsen Report» прямо пишет: «Крушение нового российского самолёта «Sukhoi Superjet 100» компании «Сухой» в Индонезии, согласно азиатским источникам «Wayne Madsen Report», имеет признаки промышленного саботажа».
При этом издание оговаривается, что эта версия требует тщательного расследования.
Напомним некоторые подробности трагедии.
 
9 мая самолет «Sukhoi Superjet 100» совершил свой второй за день демонстрационный полет в Джакарте.
Пилотировал самолет шеф-пилот Александр Яблонцев. Второй пилот - Александр Кочетков, штурман Олег Швецов. Кроме того, на борту находятся полетный инженер Алексей Киркин, а также ведущий инженер по летным испытаниям Денис Рахимов.
В демонстрационном полете также принимали участие три сотрудника компании «Гражданские самолеты Сухого» Николай Мартыщенко, Евгений Гребенщиков и Кристина Куржукова.
Помимо экипажа и чиновников на борту самолёта находились 36 представителей индонезийских авиакомпаний (клиенты-покупатели), а также местные журналисты и граждане Франции, Италии и Соединённых Штатов.
 
Полет начался в солнечную погоду, но как только лайнер перевалил через гряду гор, то попал в дождь и туман.
После 21 минуты демонстрационного полёта пилот запросил у авиадиспетчерской службы разрешение снизиться с 10 000 до 6 000 футов (с 3048 до 1828,8 метров).
Хотя шёл лёгкий дождь, погодные условия не были рискованными. Причина запроса пилота на снижение неизвестна. Вскоре после того, как самолёт снизился, авиадиспетчерская служба потеряла с ним контакт.
Через восемь секунд самолет на скорости более 400 км/ч врезался в западный склон горы Салак…

И здесь начинают вылезать интересные детали.
Во-первых, пишет «Wayne Madsen Report», наблюдатели на земле сообщили, что самолёт выглядел «неустойчивым».
Во-вторых, самолёт взлетал не из международного аэропорта Сукарно-Хатта, а с другого местного аэродрома на базе ВВС Халим.
А что это за база ВВС такая?
«Wayne Madsen Report» прямо пишет:
«База Халим - это место, где военные из спецназа США обучают своих индонезийских коллег различным тактическим приёмам ВВС,   включая помехи РНС, нарушение воздушного пространства, создание помех и подавление, а также средствам радиоэлектронной борьбы, которые предназначены для воздействия на системы навигации воздушных летательных аппаратов».
Хорошенькое место для взлета!..

«Wayne Madsen Report» уточняет:
«Часть обучения проходит ежегодно в рамках учений EXERCISE COPE WEST, организуемых командующим Объединённым командованием ВС США в зоне Тихого океана на Гавайях. Учения прошлого года, под названием COPE WEST 10, касались военных операций против китайских ВВС, которые используют самолёты, сконструированные компанией «Сухой».
Вот так! Отсюда они уже пытались наводить помехи на китайские «СУХИЕ». И  о чем  после этого  предлагаете думать?
 
«Боингу»   «Сухой» не нужен
 
А теперь ещё кое-что о конкуренции. Тем более что это – первое предложение российского коммерческого самолёта на мировом рынке за годы после распада Советского Союза.
Цена у самолётов «Сухого», указывает интернет-издание «Wayne Madsen Report», ниже, чем у аналогов американского «Боинга» - каждый «Sukhoi Superjet 100» предлагается по цене 31 миллион долларов.
Три индонезийских авиакомпании – «Kartika Airlines», «Sky Aviation» и «Queen Air» разместили заказы на 48 бортов «Sukhoi Superjet 100». Также есть ещё 170 заказов из других стран мира.
И вот теперь «крушение лайнера поставило под сомнение жизнеспособность самолёта в глазах сегодняшних и будущих клиентов», пишет вашингтонское издание.

А что у конкурентов «Сухого»? Они ведь в Индонезии уже побывали. Неужели об этом никто не слышал?
Напимню, что во время последнего визита в Индонезию в ноябре 2010 года президента Обамы была подписана сделка с местной авиакомпанией «Lion Air» о продаже 230 самолётов «Боинг» с гарантией по кредиту в размере 22 миллиардов долларов от Экспортно-импортного банка США. Обама заявил тогда, что сделка по поставке самолётов «Боинг» авиакомпании «Lion Air» создаст 110 000 рабочих мест в США.
Так зачем и «Боингу», и американским создателям антикризисных рабочих мест конкурент на индонезийском рынке?
У них же 22 «ярда» уже «заряжены»!
А «Sukhoi Superjet 100» - прямой конкурент!
 Появление  российского самолета на супер-прибыльном  для американцев индонезийском рынке «представляет угрозу и для бизнеса «Боинга» в стране, и для сделки, которой добился Обама», указывается в статье «Wayne Madsen Report».
 
При этом вашингтонское издание сообщает, что компания «Lion Air», с которой подписан американский контракт, известна тем, что плохие показатели этой авиакомпании по безопасности привели к тому, что Европейский Союз ввёл запрет на её самолёты. Из-за чего?  Из-за плохих отчётов о технической эксплуатации и отсутствия корпоративной прозрачности, а некоторые пилоты этой компании были замешаны в контрабанде наркотиков.
Но кто об этом будет помнить, когда на кону стоят 22 «ярда»?!
 
Подозрительная гибель русских техников
 
Гибель «Sukhoi Superjet 100» на земле Индонезии заставляет вспомнить другую историю со смертью наших специалистов-авиаторов там же – в Индонезии – два года назад.
В сентябре 2010 года из Джакарты пришли сообщения о том, что тела трех российских граждан были обнаружены 13 числа на базе ВВС Индонезии «Султан Хасануддин» в городе Макассар. Это были технические специалисты ОКБ «Сухой» (опять «Сухой» - конкурент американцев!). Они занимались обслуживанием истребителей «Су-27», закупленных индонезийскими ВВС у России.
Предварительное заключение медиков гласило, что причиной смерти всех трех россиян мог стать сердечный приступ. А индонезийские СМИ со ссылкой на местных военных пишут, что сотрудники «Сухого» умерли от отравления алкоголем, скорее всего, некачественной водкой. Российские дипломаты такую версию считают абсурдной, как и версию убийства инженеров, передавала в те дни телекомпания НТВ.
Но показательно, что власти Индонезии быстренько прекратили расследование по факту смерти трех российских инженеров.. Причиной их смерти, согласно официальному заключению индонезийцев, стало отравление метанолом.
Намек ясен – выпили какой-то гадости. Но эту гадость могли и подлить…
А как же «сердечный приступ», который случился вдруг сразу у тех здоровых мужчин?!
По словам командующего авиабазой ВВС, в комнатах, где проживали инженеры, следов алкоголя не  было обнаружено. Из этого следствие сделало вывод, что алкогольные напитки россияне употребляли за пределами базы.
В ближайшем баре?
Где им гадости и подлили?..
 
Полет в лощине между гор?
 
В Центре подготовки авиаперсонала в подмосковном Жуковском эксперты на специальном тренажере повторили полет «Sukhoi Superjet 100». В этом эксперименте  - много деталей, поэтому процитируем только самые важные выводы, о которых сообщили участники эксперимента.
Моделирование полета проходило на тренажере для обучения летного состава воздушных судов «Sukhoi Superjet 100». В него загрузили базы рельефа местности в районе горы Салак, а так же приблизительные режимы полета: высоту, курс, скорость и координаты падения.
«Это был неофициальный эксперимент. Все участники программы «Sukhoi Superjet 100» попытались прояснить для себя причины трагедии», — заявил в «Известиях» источник в Центре.
Эксперты несколько раз «пролетели» по маршруту при таких параметрах и сошлись во мнении, что авиакатастрофа могла произойти из-за ошибки пилотов.
В самолете была установлена система безопасности, которая предупреждает пилотов о приближении препятствия. Все сигналы дублируются.
«Не заметить сигнал системы предупреждения просто невозможно: в случае опасности система сразу выдает сообщение на центральный дисплей, включаются локатор красным цветом и речевой информатор. Кроме того, может вмешаться автоматика, она увеличивает обороты двигателей и пытается увести самолет от столкновения, — рассказал источник в Центре. – О том, что ситуация вышла из под контроля, пилоты догадались только  в самый последний момент и, скорее всего, попытались поднять самолет. Чтобы перевалить через гору, им не хватило нескольких десятков метров».
По мнению экспертов, отвечать за трагедию также должны организаторы полетов.
«Первый полет они провели на оптимальной высоте, а во втором попросили снижение: ясно, что это было сделано для того, чтобы показать самолет во всей красе — пролететь в лощине между двух гор, я сам так делал, это просто потрясающее зрелище, — рассказал Владимир Грудин, авиарасследователь с 40-летним стажем. — Можете не сомневаться, что заранее на земле это не проговаривали, и в полетном плане этого не будет. Но это покажет расшифровка «черных ящиков».
По его мнению, также могло быть нарушено железное правило авиации: в кабине главный — командир воздушного судна (КВС), и никто ему не должен мешать.
«Это был «рекламный» самолет, а в таких случаях к экипажу пускают посторонних людей — представителей СМИ и покупателей. Посторонние в кабине — одна из причин падения польского Ту-154 под Смоленском, но и эта трагедия никого ничему не научила», — заявил Грудин.
 
Что это? «Перевод стрелок» на экипаж? А зачем экипаж стал снижать прямо в гору? А почему не среагировал на подсказки техники, если там все «кричало»? Опять «метанол»   виноват?..
 
Что к этому добавить?
Вот слова с одного из форумов: «Как-то все сошлось. 9 мая. Контракты. Гнусная территория... Жаль ребят»…

Посмотрите на карту:
http://serfilatov.livejournal.com/71096.html
Траектория последних секунд полета самолета. Он облетел гору, а потом круто изменил курс и начал резкое снижение в районе черных стрелок.
Эту карту выложил в своем «Твитте» Сергей Доля – блогер, который отправился сопровождать «выставочные» полеты «Sukhoi Superjet 100». У него – самая точная информация с места. Можете зайти к нему в «Твитт»: http://twitter.com/#!/dolyasergey
 
И еще он написал в одном из сообщений из Джакарты:
«Дали газету «International Herald Tribune» (это евро-американское издание – С.Ф.). Три статьи о России. Про Суперджет ни слова. Зато есть фотка Удальцова на полстраницы...»
 
Вот так к нам, к России они и относятся...

Сергей Филатов