Виталькины перлы

Валентина Кайль
   Виталька Огаркин, личность известная в 5-м «А» неординарностью и непредсказуемостью, был весьма любознателен, книжки просто «глотал»! От перенасыщения разнородным, беспорядочным чтивом в его головушке образовалась настоящая каша. В классе на занятиях слушал он учителей вполуха, и так, как втихую постоянно листал под партой какую-нибудь книжицу с картинками, нередко попадал впросак.
   Но самым замечательным было то, что на уроках истории Огаркин время от времени делал гениальные открытия, чем повергал и одноклассников, и немолодую преподавательницу, Эллу Аристарховну, в настоящий шок.
   Витальке могли бы позавидовать самые известнейшие историки мира: откуда было им, этим корифеям науки, знать, к примеру, что когда-то «Обезьяна спустилась с дерева и стала человеком»?! Или то, что «Неандертальцы расфасовывали мясо мамонтов по пакетам и хранили в вечной мерзлоте»?!
   Вот ещё один любопытный факт, который сообщил Виталька. Оказывается, «Древние славяне специально создавали в своих хижинах полумрак, затягивая окна бычьим пузырём, чтобы подольше поспать»!
   Услышав очередную историческую новость, ребята смеялись с превеликим удовольствием. А Элла Аристарховна строго говорила: «Огаркин! Откуда ты берёшь такие сведения?! Если учебник дома не читаешь, то на уроках будь повнимательнее, не витай в облаках!»
   Иногда Виталька напрягался, стараясь уловить тему урока, но ведь у него было своё мироощущение!
   Изучали тему «Восстание декабристов». Элла Аристарховна подчеркнула, что, восставшие против царского произвола дворянские офицеры, мечтали облегчить участь трудового народа.
   На следующем уроке, закрепляя изученный материал, дети писали «пятиминутку»: кратко отвечали на вопросы, предложенные учительницей. Пользоваться учебником в этом случае запрещалось.
   Виталька к уроку не подготовился. Теперь, пытаясь хоть что-нибудь вспомнить из рассказа учительницы, проассоциировал слово «участь» с грозой дворовых хулиганов! На вопрос о целях восставших его ответ прозвучал так: «Декабристы хотели облегчить труд участкового!»
   В классе раздался дружный взрыв смеха. Виталька, обеспокоенно озираясь по сторонам, недоумевал, чем он в этот раз удивил одноклассников?!
   - Огаркин! Ты урок учил? - смеясь со всеми, спросила историчка.
   - Учил... - не моргнув глазом, соврал Виталька.
   - Уж не наш ли участковый принимал участие в восстании на Сенатской площади?!- пошутила преподавательница.
   - Может, и наш. За порядком там присматривал! - заключил Огаркин.
   - Да... С тобой не соскучишься! Вечно тебе что-то невероятное мерещится!- начинала сердиться учительница.
   - Элла Аристарховна!- тянул руку «хорошист» Славик. - Огаркин на уроке русского языка тоже отличился. Мы писали изложение. В тексте была фраза: «Подул ветер и с еловых лап посыпались крупные хлопья снега». А он написал: «Подул ветер и посыпались лиловые лапти»! Зинаида Павловна чуть не упала от смеха!
   - Можно я тоже скажу! - нетерпеливо подпрыгивала на парте ехидная Люська. - На уроке литературы он по картинке описал русского богатыря так: «В руках у богатыря луг, а в заде - стрелы»!
   Одноклассники хохотали. Огаркин обижался. Элла Аристарховна сокрушалась: «Ах, Виталька, Виталька... Опять из-за тебя урок не в то русло повернул. Успокойтесь, ребята!..»
   Шло время. Класс изучал историю средних веков. Что-то наш Огаркин давно сообщений не делал... Ну, что ж, вот вам и жуткий факт из его уст: «Магеллан совершил кругосветное путешествие и домой вернулся мёртвый!»
   Незаметно пролетели школьные годы. Вот уже и последний школьный звонок прозвенел. Огаркин сдавал экзамены на аттестат зрелости. Устный экзамен по литературе принимала Зинаида Павловна, ассистентами были другие предметники, в их числе и преподавательница истории, Элла Аристарховна.
   Витальке достался билет: «Ранние романтические произведения А. М. Горького».
   - Ну, сейчас что-нибудь да выдаст наш фантазёр!- улыбаясь, шепнула Элла Аристарховна Зинаиде Павловне.
   - Это он у вас на уроках истории «выдавал», а у меня, как положено, отвечать будет!- отрезала преподавательница литературы. - Ребята хорошо подготовлены, «неудов» не должно быть!
   И то правда, «заваливать» учеников на выпускных экзаменах никому из учителей не хотелось.
   Судя по тому, как мучительно краснеет и бледнеет, и переступает с ноги на ногу выпускник, можно было догадаться о степени его подготовленности.
   Зинаида Павловна решила придти на помощь:
   - Виталий, вспомни, какие ранние романтические произведения Алексея Максимовича Горького мы проходили? Ну... Ну же!
Огаркин зябко пожал плечами, мучительно наморщил лоб, закатил глаза.
   - Ну хорошо, - сказала Зинаида Павловна. - Тебе знакомо произведение Горького «Старуха Изергиль»?
   На лице Огаркина промелькнуло оживление. Глаза вспыхнули. Он утвердительно закивал головой.
   - Вспомнил?! Замечательно! – облегчённо выдохнула Зинаида Павловна. - Расскажи легенду о Данко. Какой подвиг совершил этот литературный герой?
И тут Виталька оправдал «прогноз» Эллы Аристарховны. Всё-таки выдал:
   - Данко совершил великий подвиг. Он убил старуху Изергиль!
Экзаменационная комиссия рыдала!
   Глядя на учителей, смеялся и сам Огаркин, не догадываясь, что он внёс существенные коррективы в сюжет романтического рассказа великого русского писателя!

 Июнь 2002 г.Лемго.