Толкование Сказки про курочку Рябу

Ирина Рохина
               
Эта сказка имеет много вариантов. В детстве я слышала  данный  вариант, он  зафиксирован в  Википедии, а  записан на  Украине,  в  селе Плоское  Черниговской области. Вот этот текст:
«Жили-были дед да баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко, не простое - золотое. Дед бил, бил - не разбил. Баба била, била - не разбила. Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое - простое!»

Начну с толкования символов сказки, без понимания которых нельзя  раскрыть её смысл.
• Курочка Ряба, главный герой сказки,   принадлежит духовному миру, связывает землю и небо. Правда, известно насмешливое «курица не птица», но крылья и  летающее перо у неё есть.
• Символизм яйца ещё более многозначен: из него  рождается  мир  и  жизнь, если оно расколется. Даже скорлупки от яйца – это символ разбившихся надежд и  пустоты. Если оно целое, то говорит о потенциале, причем, как бессмертия (пасхальное яйцо у славян), так и смерти (Кощеевой). Может быть, и старики в сказке просят новой жизни (возможно,  в другом мире), пытаясь разбить золотое яйцо?  В этом нет противоречия: от болезней и немощи старики часто просят у Бога именно смерти как избавления от страданий.
• Мышь всегда была  существом, которое связывает живое и неживое:  живет и на земле, и под землей среди мертвых.  Она несет смерть и  золотому  яйцу,  символу  нетленности, почета и богатства и радости.
• Человеческий мир  представляют  дед и баба, древние жители, они несут то ли мудрость, то ли физическую беспомощность и ветхость  старости.  Они  не  могут разрешить какой-то загадки. Какой же?  Да мало ли их у человечества!  Они не успели: их ограничивает Время,  которое  без  их  появления и ухода  не  существует. Опередила их мышь. Им  остается  поминальное яйцо, «простое», настоящее.

Множество  вопросов  появляется  и  в понимании  сюжета.
• Зачем  курочка снесла яйцо, которое нельзя разбить,  заставляя  плакать хозяев?             И почему, только увидев слезы стариков,  Ряба  их успокаивает обещанием снести простое яйцо –  его можно съесть? То есть старики отдают  вечную жизнь  за то, что можно быстро съесть?
• Почему курочка  Ряба (рябая), не Белянка, не Чернушка? Цвет тоже играет определенную  роль:  рябой – это чередование черного и  белого, как  –  светлого и темного, доброго и злого. Ряба  может сотворит   добро (рождение нового мира из разбитого яйца) или  зло (старики  получают вместо вечной жизни еду). Выбор сделали старики, а Курочка Ряба  как посланец  Бога  давала  им это право выбора.
• Какова роль мышки из подземного мира? Она «часть той силы, что вечно хочет зла и совершает благо».  А  в чем это благо,  если  старики плачут, когда она  разбивает  золотое яйцо? Мышка становится носителем сострадания: пусть поживут старики  еще на белом свете, не торопясь в жизнь вечную. 

Интересны и цифры, которые существуют в сказке, они тоже несут смысловую нагрузку.
• Мир  сказки трехслоен:  воля Творца (Ряба рождает яйцо), человеческий мир с текущим временем (от рождения до смерти) и  мир смерти, которая  должна убрать  старое. Это мир тройственный, творческий, гармоничный (Бог - святой дух - Божий сын).
• В то же время, цифра 4 – символ  устойчивости  мира  возникает  только с мышкой: смысл  сказки опять меняется. Мышка  послана из подземного мира, где правит  смерть,  она   противостоит  3 основным героям сказки: слезы стариков из-за неё. Видимо, роль мышки состоит  не только в разрушении старого, но появлении нового, устойчивого мира.

Даже значение звуков в имени главной героини сказки приводит к интересным смыслам.
• В слове  «ряба»  звук [Р]  имеет следующее значение:  активное действие, принцип рождения, при избытке даже агрессивность. Поскольку звук мягкий, то действие смягчено: Ряба утешает.
• Звук [Б] означает «бережение» или  «берегущего».
• Звук [А] –  первое и  великое, попытка выделить нечто из  контекста, а повторение звука  говорит об  удвоении  выделения – отделения и склонности к разрушению.
В этой  тайной  роли (судя по  звуковому содержании имени)  курочка Ряба  действительно близка  мышке. Так замыкают сюжет  две  противоположности:  духовный  и  подземный мир.
Итак,  «добрым молодцам урок»   этой  сказки  таков:
1. Мир амбивалентен (от лат. ambo — «оба» и  лат. valentia — «сила»):  в нем  существует  двойственность отношений к чему-либо,  вызванная  противоположными чувствами. Тот же взгляд представляет учение Фрейда, он рассматривал  это соединение двух фундаментальных побуждений  как  влечение к жизни и влечение к смерти.
2. Сказка  повествует о гармонии  мира.  В  ней нет ни злого пророчества, ни  обещания рая на земле. Рождая  многосмыслие, сказка говорит мне:  учись  видеть и понимать добро,  постигай  смысл  своей  непростой человеческой  жизни и  не плачь напрасно.