Толкование Сказки про курочку Рябу
Эта сказка имеет много вариантов. В детстве я слышала данный вариант, он зафиксирован в Википедии, а записан на Украине, в селе Плоское Черниговской области. Вот этот текст:
«Жили-были дед да баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко, не простое - золотое. Дед бил, бил - не разбил. Баба била, била - не разбила. Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое - простое!»
Начну с толкования символов сказки, без понимания которых нельзя раскрыть её смысл.
• Курочка Ряба, главный герой сказки, принадлежит духовному миру, связывает землю и небо. Правда, известно насмешливое «курица не птица», но крылья и летающее перо у неё есть.
• Символизм яйца ещё более многозначен: из него рождается мир и жизнь, если оно расколется. Даже скорлупки от яйца – это символ разбившихся надежд и пустоты. Если оно целое, то говорит о потенциале, причем, как бессмертия (пасхальное яйцо у славян), так и смерти (Кощеевой). Может быть, и старики в сказке просят новой жизни (возможно, в другом мире), пытаясь разбить золотое яйцо? В этом нет противоречия: от болезней и немощи старики часто просят у Бога именно смерти как избавления от страданий.
• Мышь всегда была существом, которое связывает живое и неживое: живет и на земле, и под землей среди мертвых. Она несет смерть и золотому яйцу, символу нетленности, почета и богатства и радости.
• Человеческий мир представляют дед и баба, древние жители, они несут то ли мудрость, то ли физическую беспомощность и ветхость старости. Они не могут разрешить какой-то загадки. Какой же? Да мало ли их у человечества! Они не успели: их ограничивает Время, которое без их появления и ухода не существует. Опередила их мышь. Им остается поминальное яйцо, «простое», настоящее.
Множество вопросов появляется и в понимании сюжета.
• Зачем курочка снесла яйцо, которое нельзя разбить, заставляя плакать хозяев? И почему, только увидев слезы стариков, Ряба их успокаивает обещанием снести простое яйцо – его можно съесть? То есть старики отдают вечную жизнь за то, что можно быстро съесть?
• Почему курочка Ряба (рябая), не Белянка, не Чернушка? Цвет тоже играет определенную роль: рябой – это чередование черного и белого, как – светлого и темного, доброго и злого. Ряба может сотворит добро (рождение нового мира из разбитого яйца) или зло (старики получают вместо вечной жизни еду). Выбор сделали старики, а Курочка Ряба как посланец Бога давала им это право выбора.
• Какова роль мышки из подземного мира? Она «часть той силы, что вечно хочет зла и совершает благо». А в чем это благо, если старики плачут, когда она разбивает золотое яйцо? Мышка становится носителем сострадания: пусть поживут старики еще на белом свете, не торопясь в жизнь вечную.
Интересны и цифры, которые существуют в сказке, они тоже несут смысловую нагрузку.
• Мир сказки трехслоен: воля Творца (Ряба рождает яйцо), человеческий мир с текущим временем (от рождения до смерти) и мир смерти, которая должна убрать старое. Это мир тройственный, творческий, гармоничный (Бог - святой дух - Божий сын).
• В то же время, цифра 4 – символ устойчивости мира возникает только с мышкой: смысл сказки опять меняется. Мышка послана из подземного мира, где правит смерть, она противостоит 3 основным героям сказки: слезы стариков из-за неё. Видимо, роль мышки состоит не только в разрушении старого, но появлении нового, устойчивого мира.
Даже значение звуков в имени главной героини сказки приводит к интересным смыслам.
• В слове «ряба» звук [Р] имеет следующее значение: активное действие, принцип рождения, при избытке даже агрессивность. Поскольку звук мягкий, то действие смягчено: Ряба утешает.
• Звук [Б] означает «бережение» или «берегущего».
• Звук [А] – первое и великое, попытка выделить нечто из контекста, а повторение звука говорит об удвоении выделения – отделения и склонности к разрушению.
В этой тайной роли (судя по звуковому содержании имени) курочка Ряба действительно близка мышке. Так замыкают сюжет две противоположности: духовный и подземный мир.
Итак, «добрым молодцам урок» этой сказки таков:
1. Мир амбивалентен (от лат. ambo — «оба» и лат. valentia — «сила»): в нем существует двойственность отношений к чему-либо, вызванная противоположными чувствами. Тот же взгляд представляет учение Фрейда, он рассматривал это соединение двух фундаментальных побуждений как влечение к жизни и влечение к смерти.
2. Сказка повествует о гармонии мира. В ней нет ни злого пророчества, ни обещания рая на земле. Рождая многосмыслие, сказка говорит мне: учись видеть и понимать добро, постигай смысл своей непростой человеческой жизни и не плачь напрасно.
© Copyright:
Ирина Рохина, 2012
Свидетельство о публикации №212051200622