Россия современная-20

Сергей Корягин
Текст написан для форума "Новой газеты". Уважаемый Валерий Злобин! Спасибо за искренний ответ. Я иначе смотрю на современную Россию. Как философ и историк, я полагаю, что в России поменялся общественно-экономический строй, мы перешли в другую эпоху – от феодализма с советской спецификой (феодальной империи с закрепощенным народом) к капитализму. Можно сказать, к капитализму тоже с советской спецификой, когда крупная буржуазия приобрела богатство не за счет личного трудового вклада, а в условиях революционной неразберихи: бывшие коммунисты нагло приватизировали собственность государства, которым они управляли. Однако я считаю, что это был лучший вариант, ибо другой вариант – китайский. С почитанием вождей, политической диктатурой, отсутствием всяких социальных гарантий для народа. Но, разумеется с быстрым ростом ВВП.

Как человек с определенными политическими интересами я ясно вижу, что у нас резко поменялось государственное устройство. Сегодня Россия – буржуазно-демократическая республика, президентская; мы живем по демократической конституции; есть у нас парламент европейского образца, европейская многопартийность, свободные выборы. Даже Конституционный суд есть у нас, коим руководит Валерий Зорькин, приспособившийся к новым условиям большевик. Свободны экономика, наука, литература и искусство, религия, въезд и выезд из страны. Свободен политический протест – даже хулиганов не сажают. Пресса и Интернет не знают пределов словоблудия. Перед выборами я слушал выступления Зюганова, Жириновского, и прочих претендентов – такая резкая критика власти позволена только у нас. Если бы Вы, уважаемый Валерий Злобин, беспристрастно посмотрели на нашу историю, то у Вас язык не повернулся бы сказать: «Вообще ничего не изменилось». Диктатуры надо было «покушать», чтобы судить о ней квалифицированно. Сегодня власть «ставит на место» и полицию, и чиновничество.

Да, советское государство тоже было устроено с учетом требований цивилизации. И конституция у нас была, и президент у нас был; как и правительство, как и двухпалатный парламент, как и выборы, и суд. Но они были «игрушечными», ибо руководили всем Генеральный секретарь и его политбюро. Бескомпромиссно, бесконтрольно. Точно так, как руководили фашистской Германией Адольф Гитлер, его партийные помощники и его послушный парламент. Советский режим назывался «демократическим» – это в известном смысле справедливо, потому что народ его поддерживал. Он шел на выборы с песнями под гармошку и дружно отдавал свою душу «единому блоку коммунистов и беспартийных»; всеми средствами власть создавала у народа праздничное настроение:  пришел на избирательный участок – там бодрящая музыка, зашел в буфет – есть что выпить и чем закусить.

Народ наш (демос, трудящиеся массы, низы) в своем политическом настрое консервативен и потому изменился мало. Когда-то он любил царей, потом секретарей. Он и сегодня почитает Сталина за то, что тот защищал бедных, беспощадно рубил головы богачам, умникам-интеллигентам, «врагам» России и всем, кто выделялся из массы.  Москвичи в Перестройку и Ельцина поддержали только потому, что надеялись, что он отстранит «говоруна» Горбачева, наведет «порядок» и всех досыта накормит. Я бы сказал: всякий народ в своем политическом настрое  консервативен. Склонен к патернализму, верит  «патеру» («вождю», «фюреру»), верит в его сверхъестественные возможности. Вспомним, как вели себя немцы при фашистском режиме! Они дружно кричали «Хайль!», целовали Гитлеру руки. А потом с энтузиазмом ринулись на восток, потому что были уверены, что фюрер не ошибается. «Как фюрер сказал, так и будет». (Здесь надо смотреть фильм Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм».) Народу нашему «неуютно» живется в новом российском государстве. «Зачем-то разрешили многопартийность, – размышляет он. – То ли дело, когда  в списке был один любимый человек! И никаких тебе споров, все было понятно, жили без катастроф, наводнений, землетрясений, пожаров. Если что-то и  случались, то только у империалистов».
 
Элита – мотор общественного развития. Прежнюю, демократическую элиту России  большевики уничтожили под корень и создали свою, послушную, «плоть от плоти, кость от кости народную». Но и «своя» изменилась. От элиты, обожающей диктаторов, палачей, «великих вождей», отделилась часть, которой захотелось пожить с буржуазным благополучием и в свободном государстве. Это были, в основном, партийцы, потому что почти всю способную и политически лояльную часть народа вожди загнали в партию (их было 19 миллионов).  Перестройку начали и осуществили сами  коммунисты, причем из самого верха. Термидор созрел в политбюро. Они «зрели» со времен Хрущева и «дозрели». И победили. Нам не следует удивляться и сокрушаться, что современной демократической Россией руководят прежние враги  демократии. Возможно, и Путин еще не выбросил свой партийный билет.  Здесь важен тот факт, в каком направлении мы идем,   идеологически «чистых» революций не бывает. Суббота, 12 мая 2012 года