КинОкрошка. Три любимых советских телеспектакля

Владимир Плотников-Самарский
КинОкрошка

Эссе, заметки, рецки, споры о КИНО

«ПЛАТОН  КРЕЧЕТ», телеспектакль Главной редакции литературно-драматических программ, 2 серии (1972).

По одноименной пьесе Александра Корнейчука в постановке Московского драматического театра на Малой Бронной.
 
Режиссеры Анатолий Эфрос, Галина Холопова, операторы Андрей Тюпкин, Евгений Павлов.

В ролях: Николай Волков (младший), Татьяна Кленова, Борис Кудрявцев, Леонид Броневой, Александр Ширшов, Геннадий Сайфулин, Мария Андрианова, Елена Дмитриева (II), Оксана Левинсон, Антонина Дмитриева, Сергей Смирнов (II), Леонид Платонов, Юрий Багинян, Антонина Дзикан, Вера Майорова-Земская.

Помню, после феноменально поданного Мюллера меня зело подивил «кудрявый» Леонид Броневой в этом тихом «провинциальном» спектакле, увиденном году в 1974-м. И ещё одного из «17 мгновений…» я опознал тут: Николай Волков, «эпизодический» муж радистки Кэт. Только теперь он был не просто главным, но и цеплял какой- то необыкновенной энергетикой. Немногословен, неярок, небросок, но мощен, крупен, хорош. Выдающийся хирург из глубинки, идеалист и практик, в свободное время разминающий пальцы на скрипке, которого пытаются сожрать. Кто? Завистники, да вот тот же изощренец-гестаповец Аркадий Павлович (Л. Броневой в роли главврача больницы).
 
…И вот 38 лет спустя я по новой (без кавычек) посмотрел старинный телеспектакль Анатолия Эфроса. Нечастый случай оправданности ожиданий: памятные ощущения и зарубки детского восприятия подкрепились зрелым восхищением и истинным зрительским наслаждением.

Вот это пьеса, вот это инсценировка! Рано, господа, списывать со счетов и драматурга Александра Корнейчука, и режиссера Анатолия Эфроса и незабвенного сына старика Хоттаббыча (Николая Волкова-старшего), бесспорно, сыгравшего здесь лучшую роль. Благодаря Николаю Николаевичу Волкову, «Платон Кречет» - и великий спектакль, и великий образ. А сам воплотитель, взаимообразно - посредством пьесы и образа, вошёл в плеяду Бессмертных советской сцены.

Под эту спокойную, нарочито сдержанную, по ритму даже какую-то патриархальную постановку, кажется, одинаково приятно (и хочется!) потягивать пиво, вино или чай, с замиранием наблюдая, как неспешно, но верно и победительно распускается соцветие талантов: Борис Кудрявцев (справедливая власть – пред. исполкома Берест), Татьяна Клёнова (нежданная любовь Кречета – актриса, о которой нет данных!), Антонина Дмитриева (блистательная исполнительница мерзкой пионервожатой в фильме «Друг мой Колька»), Геннадий Сайфуллин (заурядный окулист и преданный друг Кречета), непонятно кем затёртый мастер, имевший все шансы стать первостатейной величиной рубежа 1960-70-х…

Но более всех тронул меня мягкой классической манерой Александр Ширшов («механический гражданин»), чей бывший земский врач Бублик в афористичности своей «прописки» не уступит лучшим чеховским персонажам.

К сожалению, современный «мейнстрим» вымыл из основания отечественного драматического искусства целые, и именно традиционно основательные, плиты: мира, уюта, неторопкой обстоятельности, уравновешенной атмосферы провинции, на коей держалась Россия. Той великой провинциальности, которая скрепляет, магнетизирует и настраивает на добро, на старомодную романтику, на… да-да… вкусное пиво с лещиком и воблой в дружеском кругу – на всё то дорогое и национальное, чему противопоставлены (противопоказанные ему же) рваные, пошлые, истерические эскапады, потому что ум, совесть, честь, знание и мастерство приходят скромно, стучатся тихо и, грамотно воспитуясь, поселяются: ровно, надежно, без показухи и цинизма. Это и есть спокойный романтизм раньшего времени Людей нашей страны.
А ведь пьеса-то о середине 1930-х! Только это как-то не сразу понимаешь, ибо кажется совершенно актуальной и «по базе абсолютно современной» даже через 40 лет (а теперь уже и через 70). Секрет прост: Корнейчук ушёл от вменяемой модным авторам политконъюнктуры, он ничего не педалирует, он вслед за Чеховым говорит о Главном и Вечном. И в этом – Прелесть!

Ибо, что ни говори, в любую эпоху главное - быть человеком. И когда таких большинство, люди остаются людьми…

Впервые: http://www.kino-teatr.ru/teatr/movie/81469/forum/#1160923
2012



«ЗА  ЧАС  ДО  РАССВЕТА», телефильм «Арменфильм» по заказу Гостелерадио, 2 серии (1973).

Режиссеры Эразм Карамян, Нерсес Оганесян, сценарист Иосиф Прут, оператор Артем Джалалян, композитор Александр Арутюнян.

В ролях: Армен Джигарханян, Александр Лазарев (старший), Светлана Немоляева, Никифор Колофидин, Наталья Беспалова, Сергей Харченко, Алексей Эйбоженко, Гурген Тонунц, Лев Вайнштейн, Валентин Брылеев, Руслан Ахметов, Владимир Кенигсон, Александр Барушной, Ян Краснянский, Владимир Гуляев, Борис Битюков, Николай Горлов, Алексей Бахарь, Сергей Голованов, Рафаэль Сароян и др.

Приступая к просмотру давно не виденных, уже легендарных (в т.ч. для личной памяти) фильмов, всё чаще ловишь себя на чувстве опасливого ожидания.
Оправдаются былые восторги либо рухнет в тартарары развенчанный временем «культ»? В наибольшей мере это относится к кино «за Революцию и Гражданскую войну». Что и понятно в русле идейных переоценок. С другой стороны, даже сильно нашпигованный идеями уклон\перекос Настоящему Кино не мешает оставаться таковым.
 
«За час до рассвета» - из этой редкой шкатулки. Двухсерийный «камерный боевик» или, если хотите, «революционный психологический вестерн» не обманул, целиком оправдав все мои надежды. Один из лучших фильмов о Гражданке, при этом снятый при минимальном бюджете – по сути телеспектакль.

В принципе, даже поиск этой картины был сопряжен с интригой, которая заключалась в полном забвении названия. Да даже на авось не искал. Попалась случайно!
Смотрел-то его лет 12-ти от роду, а повторами после не баловали. В памяти осталось куцее: кажись, Эйбоженко, вроде как Джигарханян, ну и бронепоезд. Поэтому голова прокручивала варианты типа: «Бронепоезд Гандзя» или «Бронепоезд 14-69». Путаницу усиливало экранное заглавие: «За час до рассвета», абсолютно не стыкующееся с пьесой-оригиналом Иосифа Прута: «Бронепоезд «Князь Мстислав Удалой»».
 
Но вот на днях всё срослось: и фильм занял место на ДВД-полке.
Как не удивительно, наблюдал с неослабевающим интересом, так же, как тогда - в середине 70-х. Правда, теперешнее впечатление усиливалось знанием фамилий исполнителей. И каких!

Хорош А. Джигарханян в роли комиссара, а после смерти «броне-командира» Державина (А. Лазарев) и руководителя обороны «крепости на рельсах». Традиционно безупречен В. Кенигсон (кому, как не ему играть пленного, но коварного белого генерала Седых?). Да и зять его А. Эйбоженко выступил в непривычном амплуа лихого сибирского рубахи-парня, любителя гульнуть с переборчиком. Но только не в бою.
 
Непривычны, нетипичны, да просто неузнаваемы В. Брылеев и В. Гуляев. Первый, как и велено характерному комику, выступил в облике смешного, но… неожиданно страшного в своем корыстном предательстве красного конвоира-перебежчика, с потрохами купленного генералом Седых. Второй здесь – ненавидящий большевизм «немец» Фридрих Нолькен, штабс-капитан и бывший однокотрытник краскома Державина. «Дуэль чести» Лазарева и Гуляева - одна из самых напряжённых и интересных сцен фильма.

Так называемого «красного джигита», сумевшего перехитрить штаб генерала Дроздова (великолепный А. Барушной), блестяще воплотил Г. Тонунц, которому не впервой изображать «большевистских терминаторов»: лучший в кино Камо из знаменитой трилогии.
 
Весьма впечатляюща фактура у рабочего Журбы (С. Харченко)… да и, в целом, как белые, так и красные, сыграны красиво.
 
Короче говоря, рад, что посмотрел и приобрел для домашней коллекции.

Впервые: http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/2311/forum/#1010549
2010



«ДЕНЬ  ЗА  ДНЁМ», Центральное телевидение, 17 серий (1971-1972).

Режиссеры Всеволод Шиловский, Лидия Ишимбаева, сценарист Михаил Анчаров, операторы Борис Кипарисов, Владислав Ефимов, Олег Богданов, Эрик Малинин, композитор Илья Катаев, художники Виктор Лесков, Сергей Сафронов.

В ролях: Вячеслав Невинный, Нина Сазонова, Алексей Грибов, Юрий Горобец, Нина Попова, Людмила Антонюк, Алексей Борзунов, Алексей Эйбоженко, Татьяна Назарова, Михаил Зимин, Евгений Лазарев, Ксения Минина, Дзидра Ритенберга, Ангелина Степанова, Надежда Федосова, Нина Семёнова-Шиловская, Всеволод Шиловский, Виталий Беляков, Михаил Болдуман, Леонид Галлис, Кира Головко, Галина Калиновская, Игорь Охлупин, Елена Ситко, Валентин Никулин, Евгения Ханаева, Анастасия Зуева, Марк Прудкин, Пётр Чернов, Андрей Горбатов, Римма Быкова, Анастасия Георгиевская, Сергей Десницкий, Елена Королёва, Нина Марушина, Владимир Привальцев, Татьяна Рогозина, Алексей Самойлов, Георгий Шевцов, Ромуальд (Роман) Вильдан, Татьяна Говорова, Виталий Коняев, Афанасий Кочетков, Алексей Крыченков, Юрий Медведев, Тамара Миронова (II), Татьяна Распутина, Александр Стрельников, Ольга Широкова, Виталий Ованесов, Лариса Пашкова, Николай Шавыкин, Сергей Сафонов, Николай Пажитнов, Нина Лапшинова, Елена Одинцова (II), Нелли Снитко, Виктор Ломакин, Татьяна Махова, Якоб Ромбро, Иван Тарханов, Сергей Ткаченко (II), Тамара Жигалина и др.

Я был совсем маленький, но, помнится, неотрывно, с бесконечным интересом отслеживал хронику разворачивающихся событий (захватывало покруче лихого боевика). Не скажу, что в 7 лет что-то понимал в особенностях взрослой психологии. Просто завораживала атмосфера уюта, задушевности, деликатности, справедливости - короче, правильности отношений, выстраивающихся между жильцами старой коммуналки, пленяла их человеческая порядочность и житейская мудрость.
 
С той чудной поры Алексей Грибов для меня навсегда - дядя Юра, Нина Сазонова – Тетя Паша. Иными словами, я сперва узнал дядю и тетю, а уж потом персонифицировал их творения с великими актерами. Так же и фамилию «Седого» я узнал много позже, как Эйбоженко. Невинный для меня опять же начался с Большого, а про Борзунова всегда помнил одно – это Толич. И даже хоккеист Якушев для меня стал фамильным дублером Кости Якушева в исполнении Юрия Горобца, но чуть позже.

Отдельный "главный герой" постановки - Песня. Великие баллады Михаила Анчарова - это проникновенная, потрясающая музыка на блистательные Мужские стихи!
 
«Первая ласточка» советских телесериалов для многих замечательных мастеров экрана стала если не «путевкой в жизнь» то, по крайней мере, «визитной карточкой» на всю оставшуюся жизнь. Не думаю, что какой-нибудь из сериалов сегодня или завтра сумеет обрести то поистине волшебное, благотворное, педагогическое - просто релаксирующее - воздействие на миллионы. Леча и уча, а не калеча-урча. В этом отличие светлого, оптимистического шедевра «День за днем» от беспросветно бесконечных «шизевров» одной системы «Урчи-энд-бурчи».
 
Как не досадно, в продаже и, похоже, производстве ДВД-дисков этого фильма нет вообще, как нет и замечательных картин про полярников: «Антарктическая повесть»,  «72 градуса ниже нуля». Ну, нет - и весь ответ! Очевидно, дюже вредные. Ведь на фоне страстей-мордастей теперешних боевиков и мыло-серий с их дешевыми исполнителями это та чистая вода, на которую никто выводиться добровольно не желает.
Но ищущий да обрящет!

Об этом спектакле я мог бы написать книгу. Пусть будет гимн…

2008 г.

Впервые: http://www.kino-teatr.ru/teatr/movie/1740/forum/f6/2008



И в качестве «дополнения» к телесериалу «День за днём»:

«В  ОДНОМ  МИКРОРАЙОНЕ», телеспектакль ЦТ, 5 серий (1976).

Режиссер Всеволод Шиловский, сценарист Михаил Анчаров, операторы Борис Кипарисов, Николай Журавлёв (II), Анатолий Авагин, Эрик Малинин, композитор Марк Минков, художник Игорь Морозов (III).

В ролях: Никита Подгорный, Роман Филиппов, Светлана Родина, Леонид Броневой, Ирина Мирошниченко, Анатолий Ромашин, Николай Пеньков (II),Татьяна Лаврова, Марис Рудольф Лиепа, Маргарита Жигунова, Ирина Акулова, Анна Сидоркина, Надежда Корункова, Лев Любецкий, Леонид Сатановский, Александр Потапов, Николай Караченцов, Лилия Журкина (Евстигнеева), Александр Калужский, Вячеслав Жолобов, Наталия Корчагина, Юрий Леонидов, Р. Милославская, Ольга Николаева, А. Сергачева, Виктор Сергачёв, Тина Гурко, Ольга Станицына-Гезе, Галина Соколова, Дмитрий Шутов и др.

Когда 2 года назад читал посты на этот мини-сериал, сетовал на собственное невежество: как же это мимо-то прокатилось? «День за днем», можно сказать, во младенчески полюбил и выделил, а «микрорайон» прошляпил. Хотя тот же театр, те же авторы.
 
Но вот, раздобыв, включил и, смутно запеленговав знакомые тона, настроился на режим «дежа вю». Бац - первый сигнал - титровый Николай Караченцов в диком «велюровом колтуне» и с гитарой. Это я видел, а, похоже, что тогда-то, в 1976-м, и начал идентифицировать этого актера. Конечно, с такою шевелюрой сейчас смотрится забавно, малость комично, но игры не портит. А в ту пору многие парни, на полном серьёзе, уродовали свое «мужество» модными крашенными патлами.

Полностью процесс опознания стал осознанным, когда в кадр попытался втиснуться Мосолов - мой любимейший Роман Филиппов с нелепыми же запорожскими усами, ещё больше тормозившими богатырские поползновения. Сомнения окончательно улетучились.

Ну, конечно! Видел я это в середине 1970-х. Просто не так запал этот сериал, как опять же анчаровский-шиловский «День за днем». Хотя много общего. Взять открывающую каждую серию «Дня за днем» песню-лейтмотив, часто выдающегося качества и от разных исполнителей. На весь «Микрорайон» песня тоже хорошая, но одна (если не считать финишных куплетов от Леонида Броневого, тоже с неестественно позолоченными баками). Ее исполняет Караченцов. Буквально год спустя этот же прием использовали авторы «И это все о нём», где песню-пролог каждой серии «поет» Б. Щербаков, вообще в сюжете не задействованный.

Спору нет, «День за днем» сильнее. Однако и у «Микрорайона» есть выигрышное качество: всего 5 частей, в то время как 17-серийный «ДЗД» даже мне, его ярому поклоннику, со второго фильма кажется несколько затянутым.

С другого боку, кабы не было грибовско-невинного эталона для сравнения, «Микрорайон» вполне показался бы идеальным семейно-бытовым шедевром, уютным, реалистичным, честным, культурным, житейски точным и мудрым. Да, собственно, почему казался. Он и является таковым. Во всяком случае, я с большим удовольствием окунулся в ту неповторимую атмосферу 70-х, когда даже «спальный» район Москвы выглядит тихой, мирной, доброй российской глубинкой дядь Юр и теть Паш, Анискиных и Якушевых, где скромный менталитет провинциалов гармонично уживается с элитным статусом более продвинутых, но еще не забывших про общие корни соседей (Никита Подгорный, чей герой - член-корр АН, Марис Лиепа - здесь практически альтер эго, мировая звезда).
 
Как и в «ДЗД» Всеволод Шиловский рассыпал целое созвездие: Николай Пеньков, Ирина Мирошничеснко, Анатолий Ромашин, Ирина Акулова, Виктор Сергачев, Татьяна Лаврова, Юрий Леонидов, Александр Потапов... Каскад талантов! И, надо думать, припозднившихся, но всегда приятных аплодисментов...

Такие фильмы и такие ретро-просмотры крайне полезны. Они сродни машине времени, открывающей вдруг целый мир ушедших характеров, отношений и чувств. Что, в общем-то, помогает избавиться от многих ложных иллюзий и навязанных ярлыков. Я бы назвал ту жизнь стабильной, а не «застойной», несмотря на «слишком маленький» (3-4 %) годовой рост экономики в масштабах не куцей РФ, а всего Советского Союза.
 
Тот Наш «Микрорайон», в принципе, и представлял кинематографически-символическую миниатюрку-слепок с Большой Страны, где спокойно, дружно и мирно уживались разные народы, сословия, а отраслевая интеграция позволяла нормально и бесперебойно функционировать огромному «жилмассиву» со всеми его бесчисленными коммуникациями. Разве вот только лифт иногда отказывал... Так это от «демографических перегрузок». Что, согласитесь, много лучше, чем огромная свалка с бомжами, многие из коих 35 лет назад были полноправными обитальцами этой самой замечательной МногоЭТНажки.

Впервые: http://www.kino-teatr.ru/teatr/movie/752/forum/f2/

(15.06.2010 14:31)


Впервые посты опубликованы на сайте «Кино-Театр.Ру».

На фото: афиша многосерийного телеспектакля «День за днём».