Болотная линия

Ретровизор
  Отрывок из Эх, ВА-НЮ-ША
http://www.proza.ru/2012/03/11/1932         

        На  грани тысячелетий выбрали в Иванове своих начальников смирных да тихих, но дела с каждым годом пошли всё хуже и хуже. Засуетились вокруг них прохвосты и  чертовки с чертенятами. Известное  дело, в тихом омуте всегда черти водятся. Где они, и что там делают,  скрыто тёмной водой, и определить это место сложно, но можно (по опыту других городов), если задаться риторическим  вопросом, что общего между сакральными центрами Римской империи, Древней Руси, Русского царства, Российской империи и Страны Советов? Ну, конечно же, Козье болото, судьба и мистика которого определяют взлет и падение городов Рима, Киева, Москвы, Питера и Иванова, жизнь и благополучие его жителей.

Мистика Козьих болот......
       По римской легенде при закладке крепости на холме Палатин на краю Козьего болота из-за глупого спора Ромул убивает брата Рема и, ужаснувшись  содеянного, в его честь называет город. Чувствуя свою вину, он устраивает жертвоприношения и поклонения языческим богам на лугу около Козьего болота. Здесь же, во время празднества при сильной грозе Ромул таинственно исчезает. По одной версии он возносится к богам, а по другой убивают люди из его окружения. Римляне содержали множество легионов для подавления и ограбления покоренных народов, а когда пресытились начали  требовать «хлеба и зрелищ», которые часто проходили в цирке Фламиния на Козьем болоте. Когда римляне поменяли устремления и стереотипы поведения, они стали легкой добычей орд кочевников, которым было достаточно лишь хлеба, а напоследок устроили бесплатное зрелище: пожар и разграбление Рима.
       Наиболее низменную часть Киева со стороны Ивановской дороги прикрывало Козье болото, но когда оно замёрзло орды Батыя подошли к б.Лядским воротам и ворвались в город. Княжеская междоусобица привела к захирению Киева и  размыванию идеи Русского государства, которая возродилась в новом центре - Москве. Лишь по прошествии нескольких веков болото засыпали и стало оно Базарной, затем  Думской и Советской площадью. Киев начал возрождаться, но в начале 20-го века на краю бывшего Козьего болота был построен дьявольский «дом с химерами» - ныне одна из резиденций украинского президента. Козьеболотная площадь стала Майданом Незалежности,  на котором недалеко от  Рады до сих пор козлятся-скачут толпы жовто-блакитных, черно-червонных и оранжевых козлов и коз.  В полной мере оправдалась здесь поговорка: "Любовь зла - полюбишь и козла!", а Юлька была так рада любить героя налётного отряда и залетела дура в ИТК! Вернулась недавно на места оранжевой славы, а там уже другие герои и она оказалась не нужна своим детям - майдаунам.
        По Московской легенде за западной стеной Белого города на Козьем болоте мирно паслись белые козы с козлятами, но появился среди них черный козел  Черторый,  во дворах, где он появлялся, козы и их хозяева умирали. Упросили болотные жители патриарха отмолить  от этой напасти, но лугов и болот тоже лишились,  на их месте появились Патриаршья резиденция и  пруды, которые после после революции переименовали  в Пионерские, и тогда в них завелось чёрт знает что. Не случайно именно здесь Булгаков поселил в «нехорошей квартире» Волонда и  говорящего кота Бегемота.
         Козломания в Москве, и в наше время, никуда не пропала. Вспоминается один аспирант из Иванова, который влюблялся только в красивых москвичек, писал им стихи, но они не отвечали взаимностью. Своего научного руководителя он называл козлищем, более успешных товарищей козлами, себя ласково козлевичем, а закусывать любил московским колбасевичем. Познакомили его с бывшей женой главного московского астронома, который вовремя сбежал от нее к звездам. И уже через несколько лет этот аспирант получил смертельный удар сковородкой по голове, после того как заявил права на квартиру. Типичная иваново-московская трагедия.
        При строительстве города на болотах (Санкт-Петербурга) было насильно вывезены и загублены множество людей из волжских городов. Юрьевец Повольский, так и не смог возродиться  без своих кузнецов, плотников  и каменщиков. Неслучайно в Питере оказалось аж два Козьих болота. В 18 веке Козье болото на Петроградской стороне, засыпали и построили  Сытный рынок, на котором уставили эшафот. После казни кабинет-министра Артемия Волынского, П.Еропкина и А.Хрущева, поднявших свой голос против засилья фаворита Бирона и иностранцев у трона царицы Анны Иановны, появилась в народе пословица: «Венчали ту свадьбу на Козьем болоте дружка да свашка - топорик и плашка”. Козье болото вблизи Адмиралтейства также засыпали и в 19 веке построили храм Воскресенья господня, но в 20 веке храм разрушили, а Воскресенскую площадь переименовали в честь Кулибина. Если бы смутный гений Петра выбрал для столицы один из  волжских городов, а Питер остался лишь морским портом, история России была бы куда как более  величественней, а русский народ намного счастливей.  С торговых судов на берег сошли крысы, захватили и застроили луга и болота, выжили коз с козлятами из Питера, а затем постепенно начали захват и других земель.
          И в наше время не даёт покоя Козье болото.  Во время грабежа и произвола 90-х годов  повзрослевшая и умудренная опытом  Настенька (Анастасия Астафьевна) написала сказку «Козье болото», в которой Змей Горыныч из Загорья вместе  подмосковными волками и с гастером - черным котом Василием, сбежавшим из Лукоморья, прихватизировали дворец Василисы Прекрасной на Зеркальном озере. Может быть вовсе не случайно в Юже начали гореть болота. Обнесли дворец колючей проволокой, посадили в него местную кикимораму, но студент с/х  техникума Иван и бабки-ежки освободили дворец и прогнали Горыныча. А южская кикимора пусть  пока дворец сторожит, наряды примеряет  и Василису из себя воображает. Инициативная девушка, уже в Кострому съездила, с чертовой дюжиной Иван Царевичей познакомилась, авось замуж возьмут и увезут за тридевять земель.
         Тут бы и сказке конец,  но мистика многочисленных Козьих болот, словно взбурлив в последние времена, продолжается. Ведь Горынычу для счастья только Козьего болота и не хватает.

Болото на Парижской.
       Вернёмся же в наш родной город. После революции восторженные и наивные ивановцы назвали улицу, связывающую центр Иванова с западной окраиной, Парижской коммуной, которая должна была стать прообразом будущего устройства жизни. По южной стороне  расположились 1-я горбольница, баня, 24-я школа, Мебельный комбинат и одноэтажные  домики местечка Глинищево. Состояло оно из  25 поперечных улиц-линий, как плотвички на кукане, нанизанных на широкую Первую Высоковольтную линию, по которой проходила   линия электропередач - Главный символ Советской власти. Но больше всего эта просторная улица подходила для строительства снежных крепостей, массовых драк и футбольных баталий. На северной стороне: Авторемонтный завод, 1-й Рабочий поселок, 35 и 39 школы,  Хлебозавод, Козье болото, военная часть и комплекс зданий энергоинститута: дом преподавателей, большой тир, стадион и студенческое общежитие. Аудиторный корпус на перекрестке Парижки и  Рабфаковской строился  с большими перерывами и по нему часто бродили стайки местных пацанов и играли в мушкетёров, но само здание почему-то называлось "Графские развалины". В 1965 в Иваново был создан университет старшеклассников и в большой аудитории собирались лучшие ученики с 39-ой и других ивановских школ слушать лекции по физике. Все они тогда стремились стать исследователями и инженерами или, по крайней мере, преподавателями.
              Парижку  по середине  пересекала речка Торфянка, вытекающая из тёмного прошлого и впадающая в настоящее Козье болото. В конце Парижка утыкалась в Суздальскую улицу, на которой слева была электроподстанция и хлопковая база, а справа Тарный комбинат, где в длинном приплюснутом здании №1, по преданиям глинещевских старожилов, томились в 37 году прошлого века  непонятно в чём виноватые людей, приговоренные к расстрелу. Похожее на конюшню, здание  казематного типа с решётками на окнах-бойницах во внутрь двора пугало и одновременно притягивало молодые и неустойчивые души.
        После войны на высушенных участках болота и лужках, где раньше паслись козы, студенты и школьники посадили парк имени Н.С.Хрущева. Летом пруд на Козьем болоте стали любимым местом  отдыха местной детворы и молодежи, а зимой школьники катались на лыжах по парку. В день полёта Гагарина в Иваново было тепло и автора с закадычными друзъями, всем было по двенадцать, тоже потянуло на подвиги. Мы помчались на велосипедах на Козье болото. На пруду лёд ещё не растаял, но образовалось несколько метров чистой воды. Нас было не   остановить и, раздевшись догола, мы доплыли до льда и обратно. Что ни говори, несмотря на трудную послевоенную жизнь, было тогда в детях нравственное и физическое здоровье и ожидание лучшей жизни!
       Но и после войны жизни безвинных людей продолжали обрываться. Безбашенные мальчишки с 20-й линии Глинищева закидали камнями тихого мальчика с 16-й линии, который без спросу взял покататься их плотик. Нас впервые поразила дикая несправедливость жизни. Неотмоленные и неотомщенные души не могли найти покоя на Козьем болоте и они изменили его мистическую сущность .

Козлинная песня
        Испарились радостные ожидания всеобщего счастья, а подросшие  парки КиО стали местом пьянства и незатейливых любовных развлечений. Не раз, и не два, говорили: "Не пей Иванушка, козленочком станешь!" Эх, не послушался Ванюша!
              Не думал, что она обманет:
              ведь от любви беды не ждешь...
              Ах Ваня, Ваня, что ж ты, Ваня?
              Ведь сам по проволке идешь! (Б.Окуджава)
        Еще древние греки заметили, что пьяное веселье часто приводит к многим печалям. Вакханки и сатиры в козьих одеждах на праздниках плодородия собирались в лесных чащах и пели дифирамбы богу виноделия Дионису, но эти гуляния нередко заканчивались  трагедией для козлинного поголовья, что в переводе  с греческого и означает - козлиная песня ( tragos -козёл, oda -песня).
        Вместе с Козьим болотом менялась и мистическая сущность Иванова. Москва перехватила у него идею фабрично-заводского счастья, пообещав превратить ее во всеобщую радость для всего советского народа, но с задачей не справилась и вскоре толпы недовольных москвичей разрушили Страну Советов, а демоны  снесли гостиницу "Россия" возле Кремля.
        Потеряв свою идею, Иваново перестало ассоциироваться с сакральным центром Советской власти и  как-то быстро начало скукоживаться, пустив на самотёк и произвол  судьбу своих жителей.

Южское задымление
       Казалось бы, что для жителей каменных джунглей проблемы каких-то болот. Изнеженные горожане особенно  любят тепло,  в погоне за которым  толпами заполняют самолеты и, как стаи птиц, летят в Таиланд, Турцию, Египет, Испанию и ЮБФ. Многие так и думали, что ничто не может прервать эти полеты во сне и наяву, но кому-то на небесах они изрядно поднадоели и для дорогих (и не очень) россиян устроили египетскую жару  с доставкой на дом вместе с «английским» смогом от выхлопов автомобилей.  Вскоре их совмещение в одном флаконе привело к весьма болезненным последствиям, когда от жары загорелись в Подмосковье леса и  болота, деревни и дачные домики. Тяжелый плотный дым горящих лесов и Шатурских болот накрыл жителей Москвы.
       В тот год огонь спустился под землю и там стало жарко, словно в преисподней.       Шлейфы дыма из Южских торфяных болот, как бич божий, стегали и несчастный Ивановский край: его людей и зверей, бедных и богатых, сильных и слабых. Подует ветер с Юго-Востока, задыхаются  шуяне и ивановцы, если  с Юга, то достаётся родниковцам и вичужанам, с Юго-Запада плохо кинешемцам и юрьевчанам.   Одни южские начальники носятся как угорелые, а другие и в жару предпочитают отдыхать на "Юг-ах".
      
Болотная пристань
       В прежние века на Болотной площади в Замоскворечье казнили преступников, а ныне стоит скульптурная группа М. Шемякина «Дети-жертвы пороков взрослых». В последнее время облюбовал Болотную столичный креативный бомонд и офисный планктон для тусовки. Все кричат, что им партий мало для размножения. Ну добавили еще сотню партий, чтобы им было чем заняться на московских кухнях: лясы точить, мышей за хвост дергать, да в клаву стучать.
       В Иваново тоже есть своя  Болотная, но только в клеточку. На ней расположены баня, а напротив  следственный изолятор и женская тюрьма. Так сказать чистилище, судилище и первый круг ада на одной улице. Так что "от сумы и до тюрьмы" всего лишь один опрометчивый шаг. Вопрос только в сумме.
        Но не будем о грустном, все еще впереди  и "можно свернуть, обрыв обогнуть", а не искать приключений на Болотной, но они нас сами  находят, затягивают и выстраивают в линеечку.   Поберегись!
                "И тогда тот дальний берег из тумана выйдет к нам."