Презервативы вместо газет

Олег Гонозов
Любуясь достопримечательностями старого Страсбурга, рассказ о которых мог бы занять не одну страницу, я обратил внимание на газетный киоск, где в отличие от наших торговали только газетами и журналами. Причем, прежде чем купить, любое издание можно полистать!

А теперь давайте посмотрим, чем торгуют в наших киосках! Сигареты, презервативы, батарейки, зажигалки, туалетная бумага, заколки для волос, наборы зубочисток, ножницы, расчески, куклы, игрушечные машинки, календари, корочки к удостоверениям, обложки для паспортов, тетради, блокноты, закладки-«купюры», конверты, карандаши, шариковые ручки, гелевые стержни, фломастеры, ластики, клей, кнопки, лупы, наклейки, карты игральные и телефонные, книги, кроссворды, открытки, брелоки, значки, иконы, магниты... Полное перечисление ассортимента наших киосков займет в три раза больше места, чем все достопримечательности Страсбурга! Не торгуют у нас в киосках пока разве что водкой!
Если заглянуть в отечественную историю, то можно узнать, что распространение периодической печати даже в дореволюционной России считалось важной составной частью инфраструктуры общества. Реализацией газет занимались артели и частные подписные конторы, которые помимо прессы еще расклеивали афиши и разносили по домам срочные письма и ценные бандероли.
После Октябрьской революции розничная продажа газет была организована при всех почтово-телеграфных учреждениях России. А с 1930 года распространением печати занялось объединение «Союзпечать», в крупных городах стали появляться газетные витрины, где можно было прочитать свежие номера популярных изданий. Уже в середине пятидесятых годов на тысячу жителей приходилось 290 газет и журналов!
На 1 января 1975 года в структуре «Союзпечати» насчитывалось 30500 киосков и около 11 тысяч газетных автоматов. И хотя помимо периодической печати в киосках стала реализовываться филателистическая продукция, открытки и значки, главным все же оставались газеты и журналы. А потом все рухнуло!
Говорят, что на Западе газетно-журнальный бизнес имеет крепкую поддержку государства, а поэтому у него нет стремления расширять свой ассортимент за счет расчесок и заколок для волос, да это не позволит и выданная торговая лицензия. У нас же количество киосков стало расти параллельно ассортименту. Свежую столичную прессу в день ее выхода в Ярославле можно найти с большим трудом, чаще всего она приходит с опозданием на один-два дня, то же самое касается и областных изданий в районных центрах, не говоря уже о сельской местности.
Поэтому на самом видном месте в газетных киосках не газеты, а дорогие коллекции кукол, каких-то минералов, жуков, бабочек и еще черт знает чего!