Омар Хайям. Неизвестные страницы жизни

Алексей Аимин
              Поэт и ученый Гийас ад-Дин Абу-л-Фатх Омар ибн Ибрахим Хайям жил на востоке Ирана в провинции Хорасан. Он был выдающейся личностью. Как математик Хайям обогнал время более чем на половину тысячелетия: одна из его математических формул впоследствии превратилась в бином Ньютона. Его научный труд по математике „Эль-Джебр“ дал название известному школьному предмету – алгебре. Хайям оставил след в мировой науке и как астроном: рассчитанный им по звездам календарь оказался точнее принятого сегодня григорианского на семь секунд. Ну а как философ и поэт Хайям до сих пор имеет огромное количество почитателей.
              Фактов из биографии Омара Хайяма сохранилось немного, ведь почти 800 лет на Востоке любое упоминание его имени было запрещено. Лишь только в середине XIX века его творчество стало известно в Европе. Именно тогда были опубликованы несколько десятков рубаи, которые перевел на английский язык поэт Э. Фитцджеральд. В ХХ веке к Хайяму пришло всемирное признание, и в 1934 году над его могилой был установлен величественный монумент.
              Родился Омар Хайям в 1048 году в городе Нишапуре в семье ремесленника. Учился он в местном медресе. Это было весьма аристократическое учебное заведение, где готовили чиновников для государственной службы. Там же учились еще два будущих политических деятеля того времени: Низам аль-Мулку стал главным визирем Сельджукской державы, а Хасан аль-Саббах – одним из руководителей тайной организации исмаилитов. Оба сыграли значительную роль в судьбе Хайяма. Легенда повествует, что еще в детстве все трое поклялись в вечной дружбе. Но это предположение маловероятно из-за большой по детским меркам разницы в возрасте (5-7 лет).
              Омар Хайям мог сделать политическую карьеру: кроме точных и естественных наук, он прекрасно знал философию, теософию, историю, правоведение, литературу и в совершенстве владел арабским языком. Но чего он видимо не умел, так это называть черное белым, а белое черным. Хайям уже в молодые годы пришел к глубокому философскому осмыслению общественного устройства. Об этом можно судить по предисловию к научному трактату „Алгебра“, написанному им в возрасте 22 лет:
              „Большая часть тех, которые в настоящее время имеют вид ученых, одевают истину ложью, не выходя в науке за пределы подделки и лицемерия. И если они встречают человека, отличающегося тем, что он ищет истину и любит правду, старается отвергнуть ложь и лицемерие и отказаться от хвастовства и обмана, они делают его предметом своего презрения и насмешек“.
               Прославившись широкими познаниями в точных науках и в богословии, Хайям получил приглашение в Бухару. Летописцы XI века отмечают, что бухарский эмир окружил молодого ученого и философа любовью и почетом, „сажал его рядом с собой на трон“.
               К тому времени на бывшей территории Персии утвердилась империя Великих Сельджуков – выходцев из кочевого туркменского племени Огузов. В 1055 году сельджукский полководец Тугулбек завоевал Багдад и объявил себя султаном огромного государства, простиравшегося от границ Китая до Средиземного моря. Столицу он перенес в город Исфахан. Следующий султан сельджуков, Малик-шах (1072-1092) стал поборником культурных ценностей, и потому его правление было ознаменовано эпохой расцвета наук и искусств. Многие историки называют этот период восточным Возрождением и предтечей западного Ренессанса.
                В 1074 году Омар Хайям был приглашен на службу в Исфахан. Этим он был обязан своему однокашнику Низаму аль-Мулку, ставшему главным визирем султана. От крупной чиновничьей должности Хайям отказался. Тогда как математику и астроному ему было поручено создать самый точный в мире календарь, совместив в нем солнечный зороастрийский и лунный мусульманский. Через пять лет были изданы „Астрономические таблицы Маликшаха“. Об этих уникальных астрономических расчетах, как и о других научных трудах Хайяма, в Европе узнали, как это часто случается с небольшим опозданием. Там уже был принят менее точный григорианский календарь, который мы используем до сих пор. Вполне возможно, в период работы над таблицами, просиживая ночи на-пролет в обсерватории, Хайям и написал вот эти прекрасные строки:

                Как жутко звездной ночью! Сам не свой,
                Дрожишь, затерян в бездне мировой,
                А звезды в буйном головокруженье
                Несутся мимо, в вечность, по кривой…
             
                Кроме занятий наукой, Омар Хайям состоял еще и астрологом у султана, и благодаря своим точными прорицаниям долгое время оставался одним из его главных советников. Сам Хайям не считал занятие астрологией серьезным делом. Об этом можно судить по рассказу придворного поэта Низами Арузи Самарканди: „Хотя я был свидетелем предсказаний Доказательства Истины Омара, однако в нем самом я не видел никакой веры в предсказания по звездам“.
                До 1092 года Хайям состоял в свите и продолжал заведовать обсерваторией. Но тут в его дальнейшую судьбу вмешался другой бывший соученик – Хасан аль-Саббах. Он был лидером радикального крыла исмаилитов. В 1090 году Хасан аль-Саббах захватил горную крепость Аламут и сделал ее террористической базой для противодействия „правителям-вольнодумцам“. Его приверженцы использовали тактику ловушек и тайных убийств. Визирь султана Низам аль-Мулк был зарезан исмаилитом, проникшим к нему под личиной дервиша (мусульманского монаха), а сам султан месяцем позже был отравлен.
                После смерти Малик-шаха Исфахан перестает быть столицей и главным научным центром Востока. Обсерватория была закрыта. Хайям потерял свое влияние при дворе и стал опальным. Наступил момент, когда он лишился всех постов и званий и был обвинен в безбожном вольнодумстве. Хайяма изгоняют в Нишапур. Там до конца жизни он преподает в своем медресе и имеет нескольких учеников.
                Омар Хайям не был женат и не имел детей. В старости он жил замкнуто, испытывая чувство постоянной опасности из-за непрекращающихся наговоров и преследований.
                По последним данным, великий мудрец Востока умер в 1131 году, хотя на его могиле стоит другая дата: 1124 год.