Три берёзы

Семён Баранов
Когда нам, детям, объясняли понятие «одушевлённый и неодушевлённый предмет», а это было в детском саду или в первом классе, деревья, да и всю растительность, отнесли к «неодушевлённым предметам».
Я расскажу вам историю, которая произошла с одним маленьким мальчиком, а вы уж решите – есть душа у растений или нет.
Мальчик был очень болен. И единственная связь его с внешним миром было окно.
У окна он читал, ел, разговаривал с прохожими, правда они об этом не знали, разговаривал с птицами, которые садились на ветви берёз. Две берёзы росли под его окном. А между ними был большой пень с глубокой трещиной посередине.
- Я как этот старый пень, - как – то сказал он папе. - На нём уже никогда не появится росток. В нём нет жизненных сил.
- Что ты... Что ты, - на глаза папы навернулись слёзы, но он быстро взял себя в руки. - Сейчас лето. Уже поздно появляться ростку на этом пне. Но следующей весной... да, следующей весной он появится. Поверь мне, сын!
- Но я на него смотрю уже несколько лет...
- Следующей весной... Поверь!
Этот разговор слышали берёзы и пень.
- Слышал, пень, - сказала одна из берёз, - к следующей весне на тебе должен появиться росток нового дерева.
- Мне жалко мальчика, но я засыхаю. Посмотрите, какая трещина на мне. Мои корни не в состоянии поддерживать жизнь.
- Сейчас лето. Ты должен набраться сил. А весной..., - пень попытался возразить другой берёзе, но та остановила его. – Да, весной на тебе появится росток, потому что мы поможем. Наши корни соединятся с твоими корнями, и мы станем, как одно целое.
- Но вы же...
- Да, нам будет тяжело. Но мы подарим мальчику надежду, - сказали берёзы.
- Посмотри, папа, - сказал мальчик, - ещё не наступила осень, а листья берёз пожелтели. Зато затянулась трещина на пне. Может быть, пень оживёт и весной на нём появится росток?
- Конечно, сын! Конечно!
Весна. Как мальчик ждал её... Как папа боялся наступления весны...
Но вот на берёзах появились листочки нежно – зелёного цвета.
- Папа! Папа! Смотри! – кричал мальчик и пальцем показывал в сторону пня. – Смотри! Росток! Как ты и обещал! А это значит, что и я поправлюсь!
Прошли годы. Мальчик выздоровел. Три берёзы – две большие и одна, посередине, поменьше – по-прежнему стоят под окнами его дома. Часто к ним приходит папа мальчика, обнимает каждую берёзу и, поглаживая кору, говорит им «спасибо» за сына.