из переписки с коллегой 74

Алексейалександр Герасимов
Недавно меня огорошили заявлением, что моя неприязнь к членам текст-группы "Орбита" якобы объясняется моей завистью к их "успеху" (в кавычках, потому что их успех достаточно скромный, их известность не так уж широка). Мол, у них выходят книги, у них берут интервью, о них пишут статьи, их переводят и тэдэ.

Конечно, печально, что у автора моего уровня до сих пор нет ни одной книги и публикую я, в основном, сам себя, и признание имею среди читателей соцсетей, а не среди профессиональных литераторов (это характеризует издателей, редакторов и проф.литераторов, а со мной-то все в порядке, мое дело писать и предлагать, что я и делаю с 1995 года).

Да, мне бывает очень грустно от этого, но человек я, при всех своих недостатках, независтливый. Например, у меня хорошие отношения с СМ, а у него уже книг штук 40 вышло, и признанием он не обделен. Был бы я завистлив, я бы тогда и к СМ плохо бы относился, но это не так.

Да и вообще среди моих друзей и приятелей немало достаточно успешных людей. И я желаю им еще большего успеха. Мне вообще до лампочки чужой успех, чужие деньги, яхты, машины и тэдэ.

А мое негативное отношение к членам текст-группы "Орбита" сформировалось в течение нескольких лет общения и сотрудничества с ними.

Мне было 26 лет, до этого я учился в ПТУ, служил в армии, работал на стройке, и, значит, круг знакомств имел соответственный. И вдруг стал писать. И мне остро понадобилось попасть в творческую среду. Это нормально для начинающего автора - желать общения с такими же. Это потом уже можно обойтись, а в начале - и хочется, и полезно.

И первые литераторы, с которыми я свел знакомство, были как раз-таки члены текст-группы "Орбита". И их отношение ко мне было не дружески-коллегиальным, а снобски-надменным. Со мной общались крайне редко, а если и снисходили до общения, то все время пытались уязвить, задеть самолюбие. Не все, правда, но три человека точно. Они выискивали мои болевые точки и били туда прицельно. С виду эдакие ботаны-эстеты, а на самом деле - психологические садисты. Я сам виноват, что терпел? Ну, конечно, сам виноват. В той среде, где я формировался, было принято начинать драку даже из-за косого взгляда, а уж из-за неосторожного слова так и подавно. Но я думал: "Ну, как же, я ведь теперь в интеллигентской среде, здесь так нельзя!" И мою мягкость и доброжелательность они принимали за слабость. Они думали, я безответный, со мной можно. И я терпел, это, признаю, было моей ошибкой.

И потом, я не хотел ссориться, потому что, повторю, нуждался в общении. Но про меня они вспоминали только тогда, когда им что-то от меня было нужно: например, помочь таскать тяжести или набрать рукописные тексты на компьютере и тэпэ. А как мероприятие или вечеринка, так они прекрасно обходились без меня. Разве это не жестоко? Разве им самим понравилось бы такое отношение? Но я терпел, и это было моей ошибкой.

Самый противный случай, это, конечно, когда они не позвали меня на презентацию по случаю открытия сайта и выхода третьего бумажного альманаха. На сайте - мои тексты, в альманахе - мои тексты. А меня, автора и помощника, - не зовут. Это как надо было понимать?

Нет, когда я сотрудничал со СМИ, то меня тоже, бывало, забывали позвать на корпоративы. И я не обижался и продолжал сотрудничать. А во время одной вечеринки в газете я так надрался, что потом мне передали слова главреда: "Герасимова на редакционные попойки больше не звать!" И я ничуть не обиделся, меня это даже развеселило.

Но это другое: со СМИ у меня были чисто деловые отношения: я им тексты, они мне гонорары, и больше они мне ничего не должны. Позовут - хорошо, не позовут - и не надо.

А когда тексты даришь, то это совсем другой тип отношений. Если автору не платят денег, то автор вправе рассчитывать на что-то другое: на внимание, хотя бы.

Вобщем, с редакторами, которые не проявляют к автору достаточно уважения, и воспринимают его не как живого человека, а как компьютерную программу для написания текстов, сотрудничать нельзя. А я продолжил, и это тоже было моей ошибкой.

Обиды копить можно долго, но рано или поздно прорвет. Меня и прорвало. Причем самым дурацким образом. Вместо того, чтобы послать их подальше (или даже затеять с кем-нибудь из них драку), я стал троллить их на их же сайте (я слова "троллить" тогда не знал). И это, конечно, было моей ошибкой.

Вобщем, из этого текста понятно, что я - закомплексованный невротик и обидчивый меланхолик со склонностью к занудству и нытью.

Ну и что?

Значит, мне есть над чем работать. И этот текст - тоже часть моей психотерапевтической работы. Освобождение от какой-то доли негатива


**
Наблюдал за работой тамады. И понял, что тамада, это человек, который в одиночку сражается против всех... Потому что все - то есть виновники торжества и их гости - хотят следующего: выпить, закусить, пообщаться и, возможно, расслабившись, поплясать, пофлиртовать, потискаться.

А тамада не дает им заняться тем, чем им хочется заняться, постоянно дергает и напрягает собравшихся, отвлекает их от выпивки, закуски, общения друг с другом, флирта и заставляет исполнять всякие глупости, которым он научился у других тамад (кстати, я правильно множественное употребил в данном случае? или надо писать - тамадов? тамадей?), нашел в интернете или придумал сам: конкурсы, викторины, игры и тэпэ.

Мне показалось, что гости просто терпят тамаду и его "конферанс". Как бы положено, чтоб праздник вел тамада... Как бы устроители не верят, что без тамады можно прекрасно обойтись: выпить, закусить, пообщаться, а потом, может, поплясать и потискаться...

Но тамаде надо отрабатывать гонорар, поэтому он не сдается и воюет против всех в одиночку: "Так, встанем в круг, возьмемся за руки! Кто не хочет браться за руки?.. Мужчина в синем пиджаке, оставьте в покое свою котлету, она никуда от вас не убежит... Идите к нам, споем все вместе песенку в честь именинника!.." Ну и тэпэ...

Я бы не смог!

***

В тв-сериалах я снимался, как артист-массовки. Но однажды сыграл эпизод. Я совершал некие действия, которые снимались крупным планом, и кроме меня в кадре находился Главный Герой.

И у меня по сценарию даже имелась фраза, а именно: "Все в порядке, шеф!"

И перед съемкой режиссер даже побеседовал со мной минут десять.

Но в день съемок режиссер мою фразу "Все в порядке, шеф!" вычеркнул, сказав при этом раздраженно:

- Да, ну ее на фиг... драматургию эту!!!


***

Недавно я получил гонорар за ПЕНИЕ.

Я вообще-то мульти-артист, да. Я получал гонорары за участие в спектаклях для детей и за участие в спектаклях для взрослых, за съемки в рекламных роликах и за съемки в тв-сериалах. Я даже получал гонорары за чтение своих текстов вслух.

И вот теперь я заработал кое-что пением. С боевым крещением меня... А умею ли я петь? Да, умею - под душем иногда пою, никому не мешаю.

Но помогал на днях ведущему праздника в ресторане. И ведущий попросил меня спеть - под минус 1. На мотив нетленной песни "Я убью тебя лодочник" нам надо было пропеть хвалебные поздравительные слова. Ведущий - куплеты исполнял, я - припев.

Музыкальной подготовки у меня нет. В караоке-баре я никогда не пел. Репетиций мы не проводили.

Ну я и спел!!! Кстати, не так плохо, как мог бы. А мог бы - гораздо хуже. Качество звука было отличным, я пел, слышал свой голос из колонок, и думал: "Ну, ни фига ж себе! Очень даже недурной у меня, оказывается, баритон! А я и не знал..."

Правда, из-за стресса я немного хрипел. И в музыку ни разу не смог попасть. Музыка и мой голос как-то асинхронно звучали.

Мне теперь осталось только станцевать за гонорар. И все - универсал

***

Почему-то страстно обожаю бигос. И не только Правильный Бигос: множество ингредиентов, готовка на маленьком огне несколько суток.

Нет, я с удовольствием лопаю даже псевдо-бигос: пять-семь ингредиентов и готовка за час.

И даже армейский бигос я ел с удовольствием. Все мои сослуживцы воротили носы: "Фу, опять, ****ь, бигос! Бэ...."

А мне нравилось...

Что такое бигос в советской армии? Это просто тупо потушенные на воде картошка и капуста, мясо там и мимо не пробегало (хорошо, если повар не забывал бросить лук, морковку и лавровый лист!!!!!!!! но, чаще всего - забывал...)

В Польше за такой "бигос", наверное, убивают сразу!!!!

А мне нравилось... Наверное, в самом сочетании "капуста-картошка" есть для меня что-то привлекательное. Вещества, что ли, какие-то....

Сделаю-ка я себе сейчас бигос. Пусть и псевдо

***

Театр Сна выступил в торговом центре. Впервые работали с микрофонами (такие, маленькие - ящичек на поясе, микрофончик у губ).

Идет представление. Артур и я - за кулисами в ожидании своего выхода. Зеркала в закулисье нет, и Артур спрашивает меня шепотом: "Как я?.."

Отвечаю, оглядев его: "Ну, ты и красавчик!"

Микрофоны наши при этом, конечно, были включены. Уж и не знаю, что там подумали про нас зрители. Но Огата потом сказала, что наша болтовня за сценой ей очень мешала

***

Наверное, РПЦ можно упрекнуть во многом. Но возбуждение по поводу того, что у ее главы - часы на руке за 30 тысяч долларов, мне непонятно. Вот, если б патриарх носил часы за 3 доллара, тогда я бы понимал причину общественного возбуждения.

Вот, у меня часы на руке примерно за 200 долларов. То есть ВСЕГО ЛИШЬ в 150 раз дешевле, чем у патриарха.

Но кто я такой в сравнении с главой одной из крупнейших мировых церквей? Не как человек с душой, а как единица социума. Патриарх - как единица социума - значимей меня даже не в сотни, а в десятки тысяч раз. И, конечно, он намного образованней меня и старше по возрасту. И если я заслуживаю носить часы за 200 долларов, то почему патриарх всея Руси не заслуживает часов за 30 000?

***

Хочется напомнить, что мы пользуемся арабскими цифрами. Также хочется напомнить, что стекло попало в Европу из арабских стран в эпоху крестовых походов, а до этого европейцы пользовались зеркалами из полированного металла.

Также хочется напомнить, что большую часть древнегреческой и древнеримской культуры (философии, литературы, математики, медицины и др.) для европейцев сохранили именно арабы (в средневековой Европе все это было забыто, лишь кое-что сохранялось в монастырях и изучалось единицами).

Также хочется напомнить, что правилам личной гигиены европейцы стали заново учиться именно у арабов (через тех же крестоносцев), а до этого ходили немытые всю жизнь, и короли и свинопасы.

И даже, елки-палки, искусство минета пришло в Европу из арабских стран (ну, благодаря все тем же крестовым походам опять-таки).

Да и много чего еще, всего не перечислить. Просто так вдруг захотелось напомнить

***

я больше не желаю избавляться от неврозов. потому что мои неврозы - это моя сила, мое оружие, мой допинг.

да, иногда с ними тяжело. а иногда - очень тяжело.

но без неврозов я никто

***

стараюсь никого и ничего не критиковать (критикую, но редко, когда уж совсем невмоготу молчать).

потому что не барское это дело

***

Нередкий эпизод в фильмах: детектив заглядывает в сортир - крышка унитаза поднята: "Ага, мужик только что сюда заходил облегчиться!" Считается, что мужчины по каким-то загадочным причинам якобы не опускают крышку унитаза. А Я ВОТ ВСЕГДА ОПУСКАЮ КРЫШКУ УНИТАЗА. И при этом я знаю женщин, которые ее никогда не опускают! (Что меня раздражает).

Еще считается, что мужчины якобы не поднимают кружок прежде, чем пипикнуть. А Я ВОТ ВСЕГДА ПОДНИМАЮ ЭТОТ ХРЕНОВ КРУЖОК, извините за интимную подробность, которая может быть для вас совершенно лишней.

А только что в общественном туалете мне попался кружок, который не держался наверху - я его поднимаю, а он, гад, падает обратно! И поэтому я героически держал его правой ногой в течение всей процедуры!!!!

Вот, какой я! Вот я какой! И не равняйте меня, пожалуйста, с этих пор со всякими там неандертальцами

***

"культура" - на блатной фене - это отрезок металлической трубы, завернутый для маскировки в газету. используется как холодное оружие. я давно заметил, что у жестоких, воинственных людей очень своеобразное чувство юмора

***

Мне очень нравится Задвинье своей упадническо-романтической атмосферой, а также своеобразной (и разнообразной) архитектурой. Пожалуй, это мой любимый район в Риге.

Но каждый раз, когда я отправляюсь туда по делам, то непременно начинаю плутать. Просто мистика какая-то, ведь этот район для меня вовсе не терра-инкогнита, я там часто хаживал туда-сюда-обратно. Когда просто гуляю, то все нормально, не заблужусь, но если мне нужно попасть в какое-то конкретное место, то как будто "дух места" начинает водить меня за нос.

Вот, недавно пригласили меня на культурное мероприятие в музей О. Вациетиса. И в самом музее я бывал пару раз, и мимо проходил раз двадцать. Но зная, что могу начать плутать, я все-таки заранее взглянул на карту в Интернете. Нашел на ней музей - он возле крупного пруда - и трамвайную линию, близко от пруда проложенную. Написано было, что трамвай по ней ходит номер 5. Я давно туда не ездил, поэтому поверил (на самом деле там номер 10 ходит!).

Еду, смотрю в окно: уж пруд-то я не пропущу. Еду-еду - пруда все нет и нет - доехал аж до Ильгюциемса... Вышел, осмотрелся. Звоню в справочную: "Я в Ильгюциемсе, а мне надо к музею Вациетиса, подскажите, на чем ехать и название остановки". И пока барышня искала инфо, у меня закончился кредит. Но она прислала мне ответ эсмээс-кой, какая любезность, однако, спасибо! Надо было на 5-ом ехать обратно, а выходить на Нометню.

Приехал на Нометню. Теперь куда? Если верить интернет-карте, то ТУДА. Но карте верить мне больше не хочется, поэтому иду не ТУДА, а в обратную сторону. Чувствую, потерялся. Смотрю, мужчина и женщина - сильно помятые жизнью, наверное, местные аборигены, должны знать. Спросил, они не знают. Смотрю, пацанчики-хулиганчики, точно - местные. Спрашиваю... а они мне начинают доказывать, что музей Вациетиса вообще - в центре!!! Типа я совсем уж идиот.

Ладно, спрашиваю у более представительных прохожих. Хотя знаю я наших горожан: они запросто могут не в ту сторону направить. И не из вредности вовсе, а просто им, наверное, неловко сказать "не знаю", вот они и машут рукой в любую сторону.Типа, из вежливости... Ну,спасибо!

И я знаю, что часто чем-то (почему-то) пугаю (настораживаю) людей, обращаясь к ним на улице. Что-то во мне, наверное, есть эдакое... байроническое, что ли. Или они думают, что я у них денег собираюсь просить? Поэтому первая реакция на мое: "Добрый день, извините..." - всегда напряжение мышц лица и настороженный взгляд. Дело не в языке: я всегда прислушиваюсь сначала, на каком языке разговаривают между собой прохожие - на русском или на латышском - и на таком к ним и обращаюсь. Наверное, все-таки есть что-то во мне эдакое... опасное, что ли. Это ничего, это даже комплиментарно: мужчина и должен быть (или хотя бы казаться) опасным!

Наконец вышел к Агенскалнскому рынку, откуда до музея рукой подать, и я тут хаживал сотни раз. Но все равно, однако, стал плутать... Мистика!

Думаю: "Спокойно, Леша, ты просто гуляешь! Просто гуляешь... Обойдутся и без тебя на этом мероприятии, а ты зато прогуляешься по любимому району, полюбуешься на его своебразную архитектуру и причудливых обитателей..."

И вот как только я расслабился и перестал искать музей, то вскорости к нему и вышел.

Опоздал на мероприятие на полтора часа - как раз к фуршету явился. И ведь не поверят, думаю, что не нарочно

***

Айк Карапетян, армянин, родившийся и выросший в Латвии, учившийся во Франции, снял свой первый полнометражный фильм - на русском языке. Это первый фильм латвийского производства на русском. Возник вопрос: а нормально ли, когда на государственные деньги снимается фильм на языке другого государства? Или материал таков, что на латышском этот фильм получился бы менее убедительным? Ведь рассказ в нем идет о гопниках и подбандитках из спальных райнов Риги, а эта среда, в основном, русская (славянская, цыганская, но лишь в малой степени латышская).

Трейлер - атмосферный. Но сюжет ругают, говорят, банальный. Я видел студенческие короткометражки режиссера - они интересны. Так что надо бы и этот фильм посмотреть.

Хотя криминальная тема уже достала! Я хорошо отношусь к криминальному жанру, он древен. И уважаем - еще со времен Античности. И в нем есть свои шедевры и своя классика.

Но в последнее время - перебор! Когда появились первые фильма Тарантино, потом пост-тарантиновские фильмы, потом сериал "Менты", это было свежо. Но потом эту жилу, как водится, стали разрабатывать все, кому не лень, и тема стала протухать. На любую модную, актуальную тему сразу, как стервятники, накидываются тщеславные и корыстные бездари, конъюнктурщики, амбициозные графоманы. А настоящие художники стараются искать нехоженные тропы и рисковать (когда Тарантино снимал свои первые фильмы - это был риск, его ведь сначала не хотели принимать всерьез).

И еще достали бесконечные фильмы про жизненные метания и душевные страдания гопников, отморозков и всевозможных социопатов. Нет у этих людей глубокого и сложного душевного мира, а значит, не может быть и серьезных душевных страданий. Они тупы, невежественны, жестоки и бездарны, но при этом хотят всего и побольше, сразу и без труда, а сразу и без труда не получается, вот это и является единственной причиной их фуфловых страданий.

Иногда мечтается: ну, хоть кто-нибудь взял бы да и доброе, красивое кино снял бы, например, - про сельских жителей, честных, трезвых и работящих, и говорящих на хорошем русском языке, а не на блатной фене! (и, главное, чтобы в фильме ПУЛИ МЕДЛЕННО НЕ ЛЕТАЛИ, лучше пусть они быстро летают, как и положено пулям, если уж совсем без этого обойтись нельзя). Про первую, допустим, любовь тракториста и доярки на фоне пшеничных полей там каких-нибудь... Нет, я серьезно!

Впрочем, Айк Карапетян - талантливый парень, может, ему все-таки удалось сделать хорошее кино на уже порядком затрепанную тему?