Задуваевский национальный вопрос

Антоша Робкий
Нет, кто бы что ни говорил, а наш Задуваевск (до 1961 года – село Задуваевка) всегда был в русле современности. Не отставал, как говорится, от веяний. Вот лет тридцать назад была в Задуваевске, как и во всей необъятной стране одна лишь дружба народов. А теперь, как и велит время, появился и у нас национальный вопрос. А как же можно в цивилизованном обществе, да без национального вопроса? Мы что, могикане какие-нибудь? Или ирокезы? Мы даже не папуасы!

Помнится, Ильф с Петровым писали в одном романе. Приехал из одной цивилизованной страны некто Бурман и вопрос в лоб нашим:
- А есть у вас дружба народов?
Наши и брякнули:
- Нету, дескать.
А Бурман их и пристыдил:
- Как же вы так живёте. Народы есть, значит, должна быть и дружба!
Как-то примерно так он сказал. Или, всё же, не так?

С тех пор и повелась дружба народов не только в нашей Задуваевке (она там испокон веков была и никуда не девалась при смене царей), а во всей необъятной державе. В школьном учебнике ещё читал я про эту самую дружбу. Выходят, бывало, все народы «рядами и колоннами» и все дружно дают стране угля. И так же дружно шагают к светлому будущему. Красиво!

А в иных странах не было дружбы народов. В иных странах ещё триста лет назад последнего из могикан пристрелили. Откуда там дружбе народов взяться, если народов нету? Ни могиканов, ни чингачгуков, ни больших змеев… Ни, даже, ирокезов.

Но, как говорится, «большое видится на расстояньи». В масштабе Задуваевска такой вот огромной, всеохватывающей дружбы и солидарности я как-то не видел. Наверно, потому что угля в Задуваевске не добывали. Одна и была только поговорка про уголь: «Даём стране угля! Хоть мелкого, но до… много».

Да и кого я, пацан, видел, кроме соседей, да ещё деда Евсея, который был почти всем кумом. Какие такие народы? Вот, к примеру, Ахмет Сагидулин каждый день захаживал к Семёну Рабиновичу партейку в шахматы сыграть или по стопочке принять. И тридцать, и сорок лет назад захаживал. И сегодня захаживает. А Семен к нему. Это дружба народов или не дружба? Угля, вроде бы, стране не дают… Наверно, так просто, не дружба народов.

Надо сказать, в Задуваевске все друг к другу в гости охотно ходят и охотно гостей принимают. Деревенское прошлое сказывается. Не звали в гости только Феликса Криворучко. Но не потому, что фамилия не нравилась или морда у него кривая. Ориентация не нравилась. Нынче такую ориентацию называют нетрадиционной. А тогда по другому называли, правильно называли. И общаться с Феликсом не хотели.

А всё же был у нас межнациональный инцидент. Сенька Рабинович-младший с Ванькой Шишкиным подрались до крови в восьмом классе из-за Юли Сагидулиной. Ваня Шишкин нынче в Вермонте живёт. Но каждый год приезжает в Задуваевск, навещает Семёна с Юлей. Пацану ихнему игрушек китайских привезёт из самого Вермонта целый ворох.
Я ему говорю:

- Ты чего, чудак, из Америки игрушки китайские прёшь. В нашем детском мире купил бы. Привёз бы лучше выпить чего.

Ваня удивляется:
- Ишь ты, в Задуваевске как в Америке стало. И Задуваевск китайцы игрушками завалили, прямо, как Америку. А выпивка в Америке дерьмо. Не повезу я выпивку. Изверг я, что ли, друзей травить?

И спрашивает Сенькиного сынишку:

- Кем, Ванюшка, будешь, когда вырастешь? (Сынишку Сеня с Юлей, Ваней назвали, Ваня Шишкин и не догадывается, в честь кого).

- Мэром, - отвечает Ванюшка.

Ваня Шишкин умиляется:

- Ишь ты, совсем в Задуваевске стало, как в Америке. Там президент афроамериканец, а в Задуваевске будет мэр евротатарин.

Да… не было лет тридцать назад в Задуваевске национального вопроса. Отставали мы от цивилизованного мира. Потому что каждый свою национальность знал и ей гордился. А если кто забывал свою национальность или стеснялся её (такое было иногда), в паспорт могли заглянуть, да вспомнить, там написано было. А сейчас, если спросит крошка-сын отца, какой он национальности, то иной папа с похмела ответить затруднится, поскольку бывает, с похмела память отшибает напрочь, а подсмотреть-то негде. В паспорте не написано потому-что, кто ты такой. То ли могиканин, то ли русский, то ли башкир. А может, ирокез? Так и свихнуться можно.

Но это всё это мелочь, издержки прогрессивных веяний времени. Теперь народы больше не дают общего угля стране. Якуты добывают из своих недр алмазы втихаря. Узбеки добывают хлопок тоже втихаря. Украинцы добывают газ (причём, по невиданной доселе технологии, не из недр, а прямо из труб, вот до чего украинская научная мысль дошла!). Казахи добывают медь. Норильцы добывают никель.

Вроде, живёт на севере такой народ, норильцы… Или я что перепутал с похмела? Может, наоборот, могикане. Да нет, последнего из могикан ещё лет триста назад пристрелили цивилизованные охотники за скальпами. Ихний могиканский национальный писатель Ф. Купер писал книги об этом. А уж он-то врать не будет. Значит, точно, норильцы.

Ещё в Солнцево азербайджанцы живут. Тоже угля не добывают. Солнцево, это село раньше так называлось, если кто не знает. Из нашего задуваевского колхоза почти все в ихний колхоз переехали ещё пятьдесят лет назад. А лет пятнадцать назад приехали туда азербайджанцы погостить. И гостят.. и гостят... А помидоров не добывают. Не растут в Солнцево помидоры. Да и Солнцево давно уж не село, а так, чёрт его знает, что, на Юго-Западе столицы. И самые популярное имя новорожденных девочек, по статистике прошлого года, в Юго-Запалном округе столицы - Лейла.

И в Задуваевске появился, наконец, национальный вопрос. Подтягиваемся к цивилизации! Но вопрос, правда, нерегулярный пока. Сезонный. Провинция, что поделать…

Поезд «Ташкент – Москва» стоит в Задуваевске 15 минут. Народу порядочно выходит. И сразу к этому народу подваливают лица ментовской национальности и задают национальный вопрос:

- Здравствуйте, гости дорогие! А где ваш вид на жительство?

Но те не теряются:
- Можно звонок другу?

Лица ментовской национальности отвечают:

- Можно.

Звонят другу (Семёну Рабиновичу-младшему). Это его гости, мехмон, значит. Ишь-мехмон. Рабочий гость, по-задуваевски. Сам-то Семён архитектором работает. Главным. А на жену Юлю строительная фирма оформлена.

Сеня приезжает, на лапу даёт лицам ментовской национальности. И национальный вопрос в Задуваевске исчерпан до следующего сезона!