Экспедиция на Каракольские озера

Сергей Ситников
Экспедиция, организованная редакцией "Листка", прошла 4 - 6 мая по маршруту Элекмонар - Каракольские озера - Элекмонар. В состав группы вошли три участника: Сергей Ситников - газета "Листок", Виталий Тырышкин - радио "Сибирь" и Кирилл Шестаков - сотрудник предприятия по организации детского отдыха. Главной целью экспедиции было личное знакомство со всей ниткой маршрута, одного из самых популярных среди туристов приезжающих в Чемальский район.

От центра Элекмонара до турбазы на пятом озере около 40 километров. До отметки 8,2 км от Элекмонара ведет накатанная дорога, отсыпанная щебнем. Дальше по дороге можно двигаться только на транспорте высокой проходимости, либо на лошадях, или пешком. Мы выбрали пеший вариант.

С погодой нам повезло - тепло, небольшая облачность и ни капли дождя, поэтому дорога была практически сухая. Мосты на этой дороге, это отдельная песня мужеству чемальских шоферов. Можно сказать, что все мосты на реке Элекмонар служат двойной цели. Первая чисто утилитарная, переехать с одного берега на другой. А вторая цель, это уже часть незабываемого приключения-путешествия в дикие места. Пересечение такого моста, старого и полуразрушенного, само по себе уже приключение. Но приключение для пассажира, а водителя, даже опытного, такие мосты заставляют нервничать. Не все мосты и похожи-то на мосты, просто горстка серых бревен, рассыпаных поперек бурлящей реки. Перед каждым мостом есть обязательный съезд в реку, не сразу и поймешь для чего. Но вот с дороги в реку сворачивает мощный и тяжелый ЗИЛ-131, выбивая колесами валуны, с ревом идет поперек течения, поднимается по крутому косогору и выруливает снова на дорогу.

- Машина тяжелая, а мост ненадежный, лучше перестраховаться - объясняет водитель.

Да, такие автоветераны вызывают ностальгическую гордость за советское автомобилестроение. По дороге на озера ходят Нивы, Уралы, УАЗы, ГАЗы-66, ЗИЛы-131, эти автомобили еще 70-80-х годов выпуска,  а достойной замены им нет.

Вдоль дороги тянется линия электропередачи. Столбы заметно новые, с бетонными "пасынками", линия недавно обновлена. До поворота на Каракол, по дороге втречаются два крестьянских хозяйства, одно из них с лесопилкой, и в устье притока Туебель строится   новая турбаза. В устье реки Каракол дорога раздваивается. Прямо идет дорога на ферму Ингурек, направо вверх по течению реки Каракол, стоит село Каракол. Недавно совсем заброшенное, сегодня село Каракол явно переживает возрождение. Две лесопилки, около десятка домов недавней постройки, с печным отоплением и добротными крышами, готовы для круглогодичного проживания и приема туристов.

- Хозяйство у нас в основном кони, тоже для туристов - говорит местный житель.

Но кроме коней на склонах видны и коровы, есть и свиньи, и овцы, и куры. Каракол живет сегодня крепко. Цены на землю здесь около 800 тысяч рублей за гектар. Уже сейчас понятно, что эта цена падать не будет, а будет только расти.

Выше по реке, в пяти километрах еще один хутор. Это Усть-Тура. Сюда дотягивается линия электропередачи. Здесь Тура сливается с Огоем, образуя начало реки Каракол и в этом месте начинается пешая тропа вдоль Туры на Каракольские озера и конная тропа вдоль Огоя, также на озера. В этом месте ущелье расступается, образуя широкую ровную долину. Поток туристов здесь устойчивый и многочисленный, а следовательно сервисная индустрия будет развиваться. Очевидно, что в скором времени в Чемальском районе появится еще одно село. А пока здесь три дома круглогодичного проживания, хозпостройки и строящееся летнее кафе.
 
Пеший подъем вдоль Туры идет по крутому склону, заросшему кедровым лесом. Урожай кедрового ореха в прошлом 2011 году был настолько богатым, что белки и хомяки не смогли его за зиму оприходовать. На тропе обильно лежат целые(!) крупные кедровые шишки. Пролежав зиму под снегом скорлупа ореха стала мягкой, как вареная. Очень удобно идти и грызть орешки, это здорово отвлекает от монотонности подъема. Туристы, то есть люди которых возят сюда за деньги, проходят пешком только эту часть маршрута, от Усть-Туры по тропе до озер. Это позволяет жертвам мегаполисов почувствовать себя настоящими индианаджонсами, в поисках артефактов покоряющих что-то там где-то там...
Озера открываются неожиданно. Идешь по тропе, переступаешь через корни и камни, и вдруг в просвете между стволами, справа и далеко внизу видишь гладкую поверхность. В нашем случае это был лед. В начале мая озера еще покрыты льдом, со следами фигурного катания на снегоходах.

- Зимой сюда поднимаются на снегоходах, и катаются по озеру - объясняет Алишер, управляющий турбазы и первый узбек на Караколах, как он сам нам представился.

Единственная пока турбаза на озерах - это два дома круглогодичного проживания и семь небольших домиков, но тоже с печками. Зимой и летом цена за аренду места в домике одна - 400 рублей с человека. Мобильная связь на озерах не работает. Но есть одно место, своеобразная сложнообъяснимая аномалия. Недалеко от домиков, всего в пятнадцати минутах ходьбы вверх по склону, возле сухого выветренного кедра есть небольшой пятачок, три метра в диаметре. Там есть связь и можно позвонить. 

На следующий день, в 17 часов мы двинулись в обратную сторону, но уже по другой дороге, там где поднимаются на лошадях, снегоходах и ГАЗ-66. Для тех кто не видел эту дорогу, можно понять на что она похожа, если представить себе результаты селевого потока - камни, валуны всех размеров, перемешанные с плотной илистой грязью. Ниже по дороге, камней становится меньше и меньше и через 11 км дорога выходит к Усть-Туре. Ночевали мы на этот раз в палатке, но в Усть-Туре заметно теплее, чем на озерах - в начале мая хорошего спальника достаточно чтобы не замерзнуть.

Из Усть-Туры мы вышли на следующее утро в половине восьмого и к вечеру были уже в Элекмонаре.   

(на фото: участники экспедиции - Виталий Тырышкин, Кирилл Шестаков, Сергей Ситников;)