Украина и Китай 20 лет вместе

Игорь Шевырёв
Украина и Китай: 20 лет вместе
Две страны могли бы помочь друг другу в обновлении

Игорь Шевырёв

В 2011 году украинско-китайский товарооборот вышел на свои рекордные показатели – более 10 млрд. долл. Особенно следует отметить, что резкий скачок в динамике был обеспечен всего за последние два года, после некоторого “оранжевого” застоя. Украина и Китай стали стратегическими партнерами и сейчас переживают наилучший период своего взаимодействия за всю 20-летнюю историю с момента установления дипотношений. «Китай удовлетворен достигнутым высоким уровнем двусторонних отношений с Украиной», – охарактеризовал нынешнее состояние двусторонних отношений посол КНР в Украине Чжан Сиюнь.
По словам Чрезвычайного и Полномочного Посла, сейчас самое главное – конвертировать высокий уровень политического сотрудничества между обеими странами в «реальные результаты, которые будут работать на каждого гражданина».

Говоря о состоянии украинско-китайских отношений, следует отметить ряд специфических нюансов.
Во-первых, формально правовую базу украинско-китайского сотрудничества составляют 225 документов. Правда, среди них нет самого главного – полноценного Договора о дружбе и сотрудничестве. Есть только несколько деклараций. Так, в 2001 году во время визита тогдашнего председателя КНР Цзян Цземиня в Киев была подписана Совместная декларация о дружбе и всестороннем сотрудничестве в XXI веке. Спустя десять лет, в 2011 году, во время визита нынешнего председателя КНР Ху Цзиньтао была подписана Совместная декларация об установлении и развитии отношений стратегического партнерства. К этому следует также добавить, что украинско-китайские отношения развиваются по «Дорожной карте», рассчитанной на 2010-2012 годы. Таким образом, перед Киевом и Пекином стоит задача не просто определить текущую перспективу на дальнейший период, но и, наконец, заложить базовый фундамент под стратегическое сотрудничество.
Во-вторых, динамика двустороннего товарооборота заслуживает внимания. Правда, во многом потенциал сотрудничества далек от своего раскрытия. Украине и Китаю нужно прежде провести внутренние реформы, направленные на построение новой экономической модели. После этого будет четче виден формат оптимального двустороннего экономического взаимодействия. Говоря о цифрах товарооборота, отметим, что в 1992 году, то есть в самом начале «пути», объем торговли между Киевом и Пекином составлял 230 млн. долл. В начале 2010 года, то есть на старте нового, «посторанжевого» этапа этот показатель был 6 млрд. долл. и впоследствии за этот же год вырос на 44% – до 7,7 млрд. долл. А к концу 2011 года товарооборот преодолел психологическую отметку в 10 млрд. долл., устремившись к новым вершинам. К слову, это та самая вершина, которую наметили перед собой президент Украины Виктор Янукович и председатель КНР Ху Цзиньтао в Пекине, во время сентябрьского 2010 года визита украинского лидера в КНР. Как видим, президентская задача не просто выполнена, а досрочно перевыполнена.

В-третьих, наблюдается тенденция сбалансирования торгового сальдо. На данный момент пропорция составляет 60% на 40% в пользу китайского экспорта. Однако украинская сторона тоже имеет свое преимущество – высокий уровень науки и техники, выигрывающий конкуренцию у китайских партнеров.

В-четвертых, следует отметить рост удельного веса высокотехнологической продукции в общем объеме товарооборота. Этот показатель уже перевалил за 50%. Наилучшую динамику показали сферы военно-промышленного сотрудничества, космических технологий, машиностроения, химпрома и металлургии.

В-пятых, в украинско-китайских отношениях наблюдается также рост инвестиционной составляющей. В частности, впервые за годы независимости Украины большой интерес к местному рынку проявляют китайские банки. Например, Банк развития КНР и Экспортно-импортный банк Китая. Кроме того, на рынок уже вышли всемирно известные компании Lenovo, Huawei, а также автоконцерны Chery, Geely, Great Wall. Китайские компании также принимают участие в модернизации украинских предприятий, уже созданы 3 украинско-китайских технопарка. А в Донецкой области при поддержке китайских инвесторов осуществляется модернизация нескольких шахт.
Правда, в инвестиционном сотрудничестве не все гладко. Одна из существенных сдержек – высокая коррупция и бюрократическая волокита с украинской стороны. Например, в силу этих украинских «вечных пороков» сейчас задерживается реализация таких широко известных инвестпроектов, как «Воздушный экспресс», который соединит Бориспольский аэропорт с Киевом, а также строительство новой Окружной дороги вокруг Киева и киевского тоннеля под Днепром.
Так или иначе, китайцам приходится воспринимать Украину такой, какая она есть на самом деле. А посол Чжан Сиюнь в напутствие китайским инвесторам, пришедшим на украинский рынок, приводит мудрый совет Лао Цзы: «Если не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней». «Если китайцы пришли в Украину, они должны приспосабливаться к украинским условиям», – советует посол.

В-шестых, между Киевом и Пекином активизировались гуманитарные контакты. С одной стороны, увеличилось число украинских студентов, стажирующихся в Китае. С другой стороны, возросло также и китайское присутствие, которое, впрочем, важно не переоценивать. Так, в 2011 году Украину посетило 8,5-8,6 тыс. китайцев, и в основном это студенты. Для сравнения: Китай в этот же срок посетили 1,6 тыс. украинских студентов. Правда, данные показатели вполне могли бы быть бОльшими, если бы не пресловутая бюрократическая волокита. Например, китайцу, чтобы получить украинскую визу, нужно потратить минимум 15 дней. В то время как украинец может управиться всего за пару дней.

В-седьмых, отдельно следует отметить высокий уровень политического диалога между Киевом и Пекином. Обе стороны уже обменялись визитами на самых разных уровнях. 2011 год можно рассмотривать как череду сплошных визитов. Вспомним еще раз, как это было.

2 июня 2010 года можно считать точкой отсчета в новом этапе украинско-китайских отношений. Президент Виктор Янукович, выступая со своим Посланием Верховной Раде, обозначил стратегию внешней политики, в которой отдельное место было уделено Китаю. «Китай интересен для нас, а у нас есть, что предложить Китаю», – подчеркнул президент Янукович.

5-9 сентября 2010 года. Государственный визит Януковича в Китай. «Китай – это сила, которая может принести в Украину не только капитал, но и постоянный опыт модернизации. Поэтому не буду скрывать: я осуществляю этот визит не только, чтобы налаживать политическое партнерство, и не только, чтобы пропагандировать новую Украину как потенциальный инвестиционный «клондайк». Я приехал и для того, чтобы учиться вашему опыту и вашему успеху», – заявил президент.
Маршрут визита: Пекин–Гонконг–Шанхай. По итогам подписана Дорожная карта украинско-китайского сотрудничества на 2010-2012 годы, а также 13 других документов. Номинальная цена визита – контракты на сумму 4,5 млрд. долл. Символы визита – два пилотных инвестпроекта: «Воздушный экспресс» и парогазовая электростанция в Щелкино. Между Гонконгом и Украиной отменены визы. Китайская сторона назвала визит президента Януковича эпохальным.

14-18 апреля 2011 года. Визит премьер-министра Украины Николая Азарова в Китай. Премьер принял участие в Боаоском экономическом форуме. Это первое официальное участие Украины в работе этой главной азиатской региональной торговой площадки.

19-21 апреля 2011 года. Визит вице-премьера Госсовета КНР Чжан Дэцзяна. Визит был приурочен к Чернобыльской конференции. Китай стал одним из доноров Чернобыльского фонда «Укрытие», сделав взнос в размере 4 млн. евро.
Однако главный результат визита вице-премьера Чжан Дэцзяна – создание Межправительственной комиссии по сотрудничеству, в составе которой были образованы 6 подкомиссий. «Мы рассматриваем Китай в качестве одного из важнейших внешнеэкономических партнеров Украины в целом и ключевого экономического партнера в Юго-Восточной Азии», – заявил Андрей Клюев, сопредседатель украинско-китайской комиссии.

6-7 июня 2011 года. Визит зампредседателя Постоянного Комитета Всекитайского собрания народных представителей Ван Чжаого.

18-20 июня 2011 года. Визит председателя КНР Ху Цзиньтао в Украину. Китайский лидер посетил Киев и Крым. По итогам, подписана Совместная декларация об установлении и развитии отношений стратегического партнерства. Финансовое измерение визита – 3,5 млрд. долл. «Китай является главным партнером Украины в Азиатско-Тихоокеанском регионе», – заявил президент Янукович. По его словам, в предыдущие годы нами было потеряно много времени и куча возможностей. «Украина и Китай не могут терять время в вопросах налаживания сотрудничества», – заверил он.

3-4 июля 2011 года. Визит замминистра коммерции КНР Чэнь Цзяня. Визит осуществлен в рамках подготовки к октябрьскому заседанию подкомиссии по торгово-экономическому сотрудничеству в Пекине.

14-20 августа 2011 года. Официальный визит министра аграрной и продовольственной политики Николая Присяжнюка в Китай и Бангладеш. По итогам достигнута договоренность о совместном строительстве в Украине животноводческих комплексов и свинокомплексов полного цикла с дальнейшей реализацией продукции как в Украине, так и за ее пределами. Кроме того, договорено о создании совместного предприятия по выращиванию сои и пшеницы. Китай также выразил заинтересованность в строительстве современных элеваторов и зернохранилищ, строительстве парников для круглосуточного выращивания овощей и создании ряда крупнооптовых овощных рынков на территории Украины. Всего по итогам визита было подписано 6 документов. «Китай готов обеспечить инвестиции на сумму 10 млрд. долл. при наличии согласованных сторонами конкретных проектов», – заявил министр Присяжнюк.

Спустя несколько месяцев, в октябре, в Украину в обеспечение достигнутых договоренностей приезжали руководители и специалисты Китайской национальной корпорации по развитию сельского хозяйства.

23 августа 2011 года президент Янукович об отношениях с Китаем в своей торжественной речи по случаю Дня независимости сказал: «Украина может и должна стать силой, которая соединяет континентальные экономические союзы. Мы будем и впредь развивать стратегическое партнерство с США, Китайской Народной Республикой и странами Тихоокеанского региона. Но эта амбициозная цель требует сильной и уверенной в себе Украины. Мы сохраняем и приумножаем капитал партнерских отношений с лидерами и Запада, и Востока, наращиваем свое присутствие в перспективных регионах мира, где утверждаются новые центры развития».

23-24 сентября 2011 года. Визит министра общественной безопасности КНР Мэн Цзянчжу. Министр посетил Киев и Крым.

25 октября 2011 года. Андрей Клюев, на тот момент первый вице-премьер, в интервью «Синьхуа» констатировал текущее состояние украинско-китайских отношений: между Пекином и Киевом никогда не существовало кардинальных политических и идеологических разногласий. «Украина, которая находится на пороге подписания Договора об ассоциации и создании зоны свободной торговли с ЕС, может оказывать эффективную поддержку Китаю во многих международных вопросах. Это открывает широкие возможности для экономического, технологического и военного партнерства, особенно учитывая фактически неограниченные финансовые ресурсы Китая», – заявил Клюев. По его словам, Украина заинтересована в активизации сотрудничества с КНР в сферах машиностроения, высоких технологий, морехозяйственного комплекса и сельского хозяйства.

15-17 ноября 2011 года. Визит председателя Нацбанка Сергея Арбузова в КНР. В состав делегации также вошли министр аграрной политики и продовольствия Украины Николай Присяжнюк и председатель Экспортно-импортного банка Украины Николай Удовиченко. По итогам договорено о валютных свопах. С одной стороны, Народный банк КНР предложил Украине финансовую помощь взамен кредитов МВФ. С другой стороны, Киев согласился повысить удельный вес юаня в валютных резервах НБУ до 7,3%. Цена вопроса – 2,5 млрд. долл., переведенные в китайские юани.

5-9 декабря 2011 года. Визит секретаря украинского Совбеза Раисы Богатыревой в Китай. Маршрут визита: Пекин–Шанхай. Кроме того, Раиса Богатырева приняла участие в работе круглого стола «История и современность украинско-китайской дипломатии. Путь к стратегическому партнерству: достижения, проблемы и перспективы», приуроченного к 20-летию украинско-китайских отношений.

Характеризуя достигнутый уровень украинско-китайских отношений, сделаем несколько обобщающих штрихов. Во-первых, и в рядах нынешней украинской власти, и в оппозиции сложилось понимание важности сотрудничества с Китаем. А значит, китайский вектор сохранится независимо от результатов выборов в Украине. Самая главная задача – поддерживать достигнутый уровень стратегического взаимодействия, поэтапно наращивая его.
Однако есть и проблема: украинцы сравнительно мало знают о Китае и часто попадают под действие разных стереотипов. Так, одни смотрят на Китай как на «нечто второстепенное», в тени российского (евразийского) вектора. Дескать, нужно сотрудничать, прежде всего, с Россией, а с остальными – постольку поскольку. Другое заблуждение направлено против Китая только потому, что эта страна дружественно относится к России. Некоторые украинские «патриоты» стремятся делать все наперекор России. Еще одно заблуждение – опора на Китай и азиатский вектор исключительно ради игнорирования России. Хотя в действительности «азиатский вектор» мог бы стать диверсификацией евразийскому направлению, а лучше всего – проявлением сбалансированности внешней политики.
Разумеется, все эти стереотипы не имеют ничего общего с реальностью. Китай – самостоятельный игрок, дружественно относящийся к России, но и ищущий гармоничного взаимодействия с Западом. Китай вполне может иметь собственную «нишу» в Украине, не вступая в противоречия ни с одним из ведущих игроков (ЕС или Россией). А компенсировать российский вектор азиатской стратегией вряд ли удастся. Украина – евразийская страна и должна налаживать отношения, прежде всего, с Евразией. А значит, после достижения внешнеполитической устойчивости и «азиатский вектор» тоже включится в эту схему.
Во-вторых, в Киеве наблюдается преувеличение реальной мощи Китая. Анализируя состоявшиеся визиты, почти во всех сквозит призыв «Дайте денег». В то время как детальной проработки инвестпроектов и модернизационных стратегий нет. Судя по всему, украинцы «клюнули» на раздутые валютные резервы КНР, до конца не разобравшись с их структурой. Кроме того, сказывается неверное понимание подходов. Китай – не МВФ, на долгах не зарабатывает. Китайское кредитование основывается на принципиально иных позициях. Пекин предоставляет товарные кредиты под конкретные проекты и, разумеется, под надежные госгарантии. «Деньги ради денег» – не китайский подход. А с государством надежнее иметь дело, чем с частными фирмами. Особенно на постсоветском пространстве, где фирмачи часто неразрывно срослись с жуликами.
Китай для Украины мог бы стать не просто важным инвестиционным партнером, а прежде всего помощником в модернизации по двустороннему обмену опытом. С учетом того, что и Киев, и Пекин сейчас стоят перед похожими структурными экономическими задачами модернизации.
В-третьих, украинцам необходимо растопить лед недоверия, созданный демократической прозападной пропагандой, раздувшей ряд стереотипов о Китае. Так, например, пропаганда об «угрозе китаизации» Украины не подтверждается элементарными статданными миграции. Тем более что на практике наибольшую динамику среди мигрантов, прибывающих в Украину, показывают исламисты, но никак не китайцы, удельный вес которых здесь по-прежнему низкий. Еще один миф – о «низком качестве» китайских товаров, что является не более чем инструментом торговых войн, практикуемых на Западе. А зачастую в проблеме виноваты сами жадноватые украинские торговцы, которые в погоне за прибылью намеренно скупают на базарах КНР дешевый ширпотреб, не обращая внимания на качество. Третий миф – «китайские мигранты заберут рабочие места» – также не соответствует действительности, ибо зачастую китайцы соглашаются на низкоквалифицированный труд, на который местные не хотят идти. Да и работать китайцы согласны за низкую плату. «Мы – не китайцы» – еще одна отговорка, которую часто приходится слышать от украинцев. Безусловно, культурные и цивилизационные различия между украинцами и китайцами есть. Но это не отменяет обмена полезным опытом. Европейцы пользуются многими великими открытиями (шелк, порох, бумага), хотя они не являются «китайцами».
В-четвертых, на перспективу лучше всего перевести приоритеты с нынешнего ресурсного (торговля металлом, удобрениями, аграрной продукцией, ширпотребом и так далее) на инновационное сотрудничество. Даже сельскохозяйственное сотрудничество при всем огромном потенциале украинского АПК не содержит в себе того огромного запаса выгод, которые дает наука и техника.

 ….Сейчас и Китай, и Украина переживают этап глубоких, всесторонних и системных реформ. И в Китае, и в Украине происходит процесс качественного обновления правящей элиты. И Пекин, и Киев стоят на пути трансформации моделей своего экономического развития. Китайский опыт реформ мог бы быть полезным Украине, которая, в свою очередь, тоже способна помочь Китаю в модернизационных трансформациях. Украина и Китай могли бы объединить свой инновационный потенциал в целях системной модернизации своих экономик…

Опубликовано в газете "Киевский телеграф", февраль 2012 года
http://telegrafua.com/country/12879/