Следы, которые мешают

Инна Лубинская
Стрельба из лука учит нас, как надо искать истину.
Когда стрелок промахивается, он не винит других,
а ищет вину в самом себе. (Конфуций)

Начну с анекдота, который прочла недавно в Википедии. Александр Македонский захотел познакомиться с  Диогеном.   Нашёл его, когда тот грелся на солнце. Александр подошёл ближе и сказал: «Я — великий царь Александр». «А я, — ответил Диоген, — собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю». «А меня ты боишься?» — спросил Александр. «А что ты такое, — спросил Диоген, — зло или добро?» «Добро», — сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», — сказал Диоген и продолжил греться. Говорят, что Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном».

Диоген обладал множеством уникальных качеств, одним из которых является свобода от условностей. Большинство людей, поступая тем или иным способом, зачастую руководствуются сложившимися устоями, как принято, Диоген, же поступал согласно сложившейся ситуации. В данном конкретном случае ему нужны были солнечные лучи, а Александр Македонский послужил не более чем  препятствием.  Александр же, напротив, связан условностями, не только теми, которые диктует общество, но и созданными самостоятельно, вполне осознанно, отсюда и  сожаление.

Условность это общепринятый, но лишенный реальной, действительной ценности обычай или порядок. Вот такое определение я нашла в психологии. Нет кодекса условностей, они не зафиксированы ни в одном правовом и не правовом документе. Они создаются обществом, самими людьми, и в разных кругах,  слоях населения существуют свои условности. Зачастую наши страхи, например,  страх, быть отвергнутым, не понятым, отличным от других это только условность, которая мешает совершать поступки и принимать необходимые решения для нашего развития.

Условности, помогают держаться на поверхности тем, кто не имеет сил самостоятельно плыть. И гирями висят на ногах у других, которые в состоянии взлететь. В жизни это можно наблюдать в разные периоды у одной и той же личности (человека). Есть и третья сторона – это те люди, которые создают эти условности для других, используя как способ манипулирования.

Обладать свободой можно лишь в том случае, если поднялся над условностями, но при этом не следует ожидать, что окружающие поймут, поймут лишь немногие, которые сами свободны. А остальные громко осудят, объединённые в группу, осуждать всегда легче гуртом, при этом они ощущают себя сильнее.

Как правило, свободные личности,  творцы своей судьбы, не говорят, что им всегда что-то, или кто-то мешает, не хватает денег, не та внешность, неудачные родители, супруги, дети непослушные и так далее, поводов для жалоб превеликое множество. У творцов так же бывают периоды безденежья, родители могут понимать или не понимать, помогать или мешать, но всё это не возводится в ранг проблемы, это всего-навсего обстоятельства, которые требуют преодоления, либо воспринимаются такими, какие есть.

Ведь нельзя сетовать на то, что вода мокрая, а огонь обжигает, сами по себе эти факты не могут сделать кого-то несчастным. Как можно сетовать на родителей, родивших тебя на этот свет, если факт твоего рождения как мокрая вода или горячий огонь.

Ещё в детстве нам закладывают множество условностей и шаблонов, в дошкольных учреждениях, школах, ВУЗах. От родителей зависит то, насколько ребёнок будет индивидуален в большей степени, чем от кого либо. Но это только до тех пор, пока ребёнок - человек не научится собирать информацию, анализировать, делать выводы, и даже если ему все мешают, он в состоянии бороться со всеми условностями. Такой человек впоследствии, став родителем, сам не будет навешивать грузы на ноги своим детям, а постарается передать драгоценный опыт, опять же не навязывая, а очень деликатно, и лучше всего на собственном примере.

Отсутствие диктатуры со стороны родителей весомый шаг в воспитании свободной личности. Зачастую родителям приходится принимать те или иные решения, касающиеся всей семьи, и детей в частности, проще кратко отрубить как топором, поставить перед фактом, «мал ещё, что бы перед ним отчитываться», но этот стиль поведения настолько не дальновиден, что придётся пожинать плоды уже в подростковом возрасте. Таким воспитанием и создаются условности и шаблоны. Ещё худший вариант, когда недостатки собственного воспитания переносятся на своих детей, объясняя примерно такими словами: «мне никто не помогал, как говорили (читай – диктовали), так я и делал, и ничего, человеком стал (стала)». Очень напоминает месть, чем он, мой ребёнок, лучше меня. В таком случае о понимании и речи быть не может изначально.

Лучшего понимания можно добиться лишь в том случае, когда родитель в состоянии объяснить ребёнку целесообразность своих решений, учит самостоятельно размышлять. Не факт что в результате этих самых размышлений ребёнок придет к тем же выводам, что и взрослый родитель, но всегда можно компенсировать нехватку опыта своим. В этом случае родитель не будет являться диктатором, но авторитетом наверняка. При этом,  освободившись от своих условностей и шаблонов, родителю, может, и не удастся научить этому ребёнка, но он хотя бы, не навредит, а даст изначально шанс.

Обязательно кто-нибудь обращал внимание на подобное высказывание, или сам так думает, «Ребёнку хорошо, живёт себе без проблем, на всём готовеньком, знай себе играй, учись, и слушайся старших. Только в детстве может быть безоблачное счастье». Так может думать только человек, который совсем не помнит детства, или думает, что помнит достаточно.

На самом деле, трудностей у подрастающего поколения предостаточно, одно то, насколько они всё глобализируют,   не упрощает их жизнь, даже по сравнению с взрослым человеком.  Им приходится справляться с  огромным потоком информации. Все, что для нас привычно, обыденно, лежит тихонько в «бессознательном».  Для ребёнка находится в процессе познания, освоения.

Да, в детстве люди более счастливы, но не потому, что им легко, а потому, что не отягощают себя условностями, шаблонами. Зато, многие родители, учителя, и прочие взрослые из детского окружения, вносят свою лепту. Одевая «кандалы» на ноги ребёнку, в виде условностей, приучают, так сказать, к взрослой жизни. Они это называют процессом взросления. Конечно, дети взрослеют, при этом слишком рано становятся закомплексованными, зажатыми, скрытными и несчастными, а так же теряют  своё творческое начало.

Как ребёнок может воспринять такой способ воспитания? Жизнь, как этап, в виде конвоя -- условности, шаблоны, стереотипы. Шаг влево, шаг вправо, прыжок на месте – расстрел. И ведь кто-то и не пытается проверить, а последует ли выстрел, или это всего лишь манипуляции, способ «причесать», уравнять.

Итак, когда же условности помогают жить? Помогают они тогда, когда нет своего, личного мнения, и  начинает человек приспосабливаться, подстраиваться к общему, как принято. Хочу на этом этапе всё-таки пояснить, что  НЕ имею в виду правила поведения в обществе.  Не использовать клумбу как туалет; не приносить в театр курицу гриль и поглощать её во время спектакля, чавкая и бросая кости под кресло соседа; не ходить в общественных местах, в чём мать родила, и так далее.

Я пишу о тех моментах, когда сомневаемся, КАК поступить. С одной стороны внутренний голос подсказывает одно, а сознание с другой твердит: «Не принято. А последствия?», в итоге проще наступить на горло «собственной песне», но остаться в «загоне» из «частокола»  общепринятых условностей и шаблонов. На каком-то этапе и «собственная песня» перестаёт звучать.  Подобная личность больше не развивается, и может даже деградировать, у неё всегда есть потолок, ровненький с побелкой. Беда ещё в том, что может осыпаться побелка от старости, тогда личности совсем плохо приходится.  С устаревшим шаблоном, в новой ситуации, поведение может быть не совсем адекватным.   В старости такая личность превращается в брюзгу. Вот так она и живёт – не поднимая головы, боясь задеть облака, не принято ведь.

Хочу привести пример поступка личности, перешагнувшей через бордюр, условностей. Это только на первый взгляд кажется бетонным забором, колючей проволокой и частоколом, а на самом деле всего-навсего бордюрчик.

Принято получать образование в юности, сразу после окончания школы. Огромный процент тинэйджеров совершают ошибки в выборе ВУЗа, большинство просто ещё не знают себя достаточно, что бы понять какой вид деятельности принесёт не только доход, но и позволит реализоваться. Вообще масса причин для такой ошибки, и роль родителей, друзей, общества в целом не последняя. Лишь единицы способны в дальнейшем переучиться, я имею в виду не просто второе образование, а образование в зрелом возрасте, не по шаблону. И не дань времени, когда второе образование повышает шансы в получении престижной высокооплачиваемой работы.

Получить образование в том возрасте, когда, наконец, осознал, что пару десятилетий занимался нелюбимым делом, и смог подняться  над условностями, сев в одну аудиторию с вчерашними школьниками. Сам ВУЗ можно и не окончить, но направление поменять, начать заниматься тем, что интересно, что приносит удовлетворение, наполняет жизнь новым смыслом. Такой человек будет себя чувствовать свободным, творцом, так сказать своей судьбы, и неважно когда, как, в каком возрасте принято получать образование, важно ощущение свободы, лёгкости. Такие люди и выглядят и чувствуют себя моложе.

Зачем мне, лично, свобода от условностей?  Для полёта. Не над лесами и полями, горами и реками, для этого я покупаю билет на самолёт. А для полёта души, для уверенности, что не обстоятельства и окружающие руководят мной, а мои решения правильные и не правильные, и только я несу ответственность за них, а ругать и злиться на себя долго не буду, так как люблю себя такую, какая есть. Что бы понятнее было, попробую объяснить следующим образом: Условность это препятствие,  возникающее в момент принятия решения, заставляющее  «топтаться» на месте, либо поступать  согласно общепринятому порядку, двигаясь по «протоптанной дороге». 

В результате такого решения личность  останавливается в развитии. В эмоциональном плане появляется неудовлетворённость, ощущение, что что-то сделано не так, раздражение по отношению к ситуации и окружающим. 

Необходимо использовать опыт других людей, это как идти по болоту за проводником, след в след. Но есть и такие ситуации, когда чужие следы не помогают, а только мешают. В таких ситуациях необходимо оставить свои собственные отпечатки.

Закончить главу хочу словами Конфуция: «Достойный человек не идет по следам других людей»