Современная российская школа

Игорь Бестужев-Лада
Самый большой грех российской школы - отношение к дошкольникам. Очередь в детские сады, плата в якобы бесплатной системе образования, поборы, взятки – словом, все «прелести» «чёрного рынка». Да разве к одним детским садам это относится? Вся система народного образования давно стала фактически отраслью «теневой экономики».
Предприятие по продаже «корочек» - вот что это такое. Пора бы с этим  безобразием заканчивать. Говорят: вы же хотели капитализма – вот и получите. Извините, это не капитализм. Посмотрите на Запад, на то, что мы привыкли ругательски именовать капитализмом – ничего похожего! Зато очень похоже на продолжение щедринской истории города Глупова. И в области народного образования – в особенности.
 По всем статьям давно взрослые семнадцатилетние молодые люди «отмечают» окончание так называемой общеобразовательной средней школы. Естественно, как и их родители, со спиртным. Большинство курят, даже не подозревая, что сокращают себе данную им природою жизнь примерно на треть. Хотя страстно хотят чуда: всячески издеваясь над собственным организмом (никотин, алкоголь, еще более убийственные наркотики), пожить безболезненно по меньшей мере сотню-другую лет. Да разве можно не пить и не курить, когда на телеэкране вроде бы вполне приличные люди, достойные подражания, только этим  и занимаются?!
Хуже всего, что выпускники средней школы понятия не имеют, куда идти дальше.  Ясно одно. Хорошо бы в институт. Всё равно, в какой. Но чтобы не вылететь из него, даже если повезёт, после первой же экзаменационной сессии,  нужно превратиться из школяра, которого «натаскивают», в студента, который способен сам изучать что-то под руководством преподавателя. Таких у нас не больше 10-15% выпускников школы. А остальные? Ведь их подавляющее большинство! Выход найден: сидеть на шее родителей, подрабатывая, где придётся, пока не попадёшь замуж или вахтёром (любимая профессия россиян). Есть ли другие предложения? Есть, и немало. Только для этого необходима целая революция в мировоззрении.
Например, попытаться с самых низов поработать в области, к которой чувствуешь склонность и способность. Или пока не чувствуешь, а потом оказывается: самое ОНО! Лучше всего, когда этим начинаешь заниматься еще старшеклассником. Но для этого, конечно, нужны соответствующие условия.
 Для пущей убедительности сошлюсь на собственный трагикомический опыт. С четырех лет, как только самостоятельно научился читать, взрослое мужское население вокруг меня разделилось на две  неравные части: красноармейцы и красные командиры (золотопогонники-офицеры временно оказались в стане врагов), с одной стороны, а все иные-прочие, независимо от пола, - с другой. Понятно, очень хотелось попасть в  отнюдь не ряды «прочих». Поэтому начался «поход в армию», а она в те годы (после войны) стремительно сокращалась, и только «очкариков» в ней не доставало. Словом, в армию я так и не попал, но научную карьеру всё же  начал не кем–нибудь, а ВОЕННЫМ  историком.. Вот что значит годами искать. И, наконец, найти себя в жизни.  И неважно, что жизнь забросила меня потом в совсем иные веси. Важно, что я нашел себя в жизни.
Что, как все знают, далеко не у каждого получается..
Существует ненаучная догма, в которую мы слепо верим, хотя жизнь убедительно доказывает нам её несостоятельность. Будто люди якобы одинаковы. Равны – желательно. Одинаковы – категорически нет. И с этим приходится считаться. Не считаешься – школа автоматически превращается в казарму, которую приходится терпеть, но невозможно полюбить. Возможно ли преодолеть такое огорчение? Оказывается, да. И средство-то очень простое. Желательно, чтобы тебя, как в хорошей семье, возможно чаще не ругали, а, наоборот, хвалили. Тогда жизнь автоматически превращается в счастье. Однако просто так само собой это не получается. Требуется тяжкий педагогический труд.
Чтобы лишний раз убедиться в этом, попробуем провести педагогический эксперимент, на первый взгляд представляющийся фантастическим, но на самом деле не выходящий за рамки реального. Представим себе, что преподавание в классе ведётся не по одной, а по целым пяти программам – на выбор каждого ученика. Одна, самая завидная  - для особо одаренных. Но как быть, если ты «не особо»? Тогда просто для «продвинутых». Не потянешь – бери основную, стандартную. И эта затруднительна? Ничего страшного (унизительного). Получай пятерку по облегченной и ходи гоголем. Застрял даже на этой ступени? Выбирай самую простую (ознакомительную). Следующая, последняя ступень – неквалифицированный разнорабочий. Но зато никаких насмешек одноклассников и никакой драмы дома. Только не лезь с ознакомительной программой в институт – вот тут уж точно засмеют.
А теперь попробуем представить себе школу будущего, к которой мы стремимся всей душой, но никак не доберемся.
Во-первых, начинается она не с семи, а с трех лет, во-вторых является  всеобщей и бесплатной (любая копейка с родителей приравнивается к грабежу на большой дороге), в- третьих, преподается в ней этика (чтобы из русского языка исчезло обидное, но неизбывное слово «хамство»), эстетика (чтобы не каждый выглядел и вел себя как типичный обитатель очереди у пивного ларька), физическая культура (чтобы не выглядеть в 30 лет, как в  60 на пороге кладбища, хотя первоначальный кредит даден тебе природой на все 90, а то и больше), профессиональная культура, любая, за которую уважают, а не сажают, духовная культура, единственное, что отличает человека от прочей домашней живности.
Главное же, возможно раньше сообразить, что в школе не просто учатся, а ищут и находят свой путь в жизни. Очень плохо придётся в жизни, если так и не нашёл или заблудился на этом пути! Но ведь находит подавляющее большинство. Что же ты, у поля обсевок, что ли? Жизнь затянула в компанию шпаны? Собери в себе волю найти нечто более приличное. Не обязательно со скандалом. Нашёл – и до свидания. Вон сколько добропорядочных и интересных людей вокруг! Порой и одного (одной) за глаза довольно. А потом вместе ищем увлекательное занятие, которое впоследствии приведёт к подходящей работе. У 999 ребят из тысячи это получается. Почему же тебе обязательно оставаться горемыкой «тысяцким»?
Никак не можешь разобраться сам  с собой в одиночку? И эту беду научились разводить руками. Изобрели лекарство, которое называется  «клуб по интересам». Не обязательно художественная самодеятельность. Любая, Лишь бы не хулиганская. И, как в старом «бородатом» анекдоте про алкоголика, который с горя-тоски вздумал повеситься, но углядел в  углу давно забытую початую четвертинку и воспрял духом: «Ба, да жизнь-то налаживается!»
Вот мы и разработали Конституцию идеальной школы будущего, ходить в которую не как в амбулаторию на укол, а как на свидание с любимой (любимым). В этой Конституции всего десять статей.
1. В идеальной школе не учатся, а ищут путь к работе и жизни, в которой бы тебя уважали, а не презирали, хвалили, а не ругали. И, поверьте, очень многим это удается. Иначе любое человеческое сообщество давно  рассыпалось бы в прах.
2. В идеальной школе, если ты ведёшь себя прилично, не унижают, а уважают, даже если неважно с успехами. Конечно, если видят, что ты честно трудишься (а учёба – такой же труд, как и все прочие его разновидности). А если не честно – за что же тебя уважать? Если не честно – значит, жулик, халява, халтура. За это не уважают, а презирают. Даже друг друга сами жулики, мошенники, тунеядцы
3. В идеальной школе родителей не «вызывают», а приглашают. Если необходимо – совместно с их детьми, чтобы вместе обсудить возникшую проблему и вместе найти способ её решения.
4. В идеальной школе – не обижают друг друга грубыми словами  и уж, конечно, не дерутся. Это не для юных леди и джентльменов. Это для  низкого простонародья любого возраста. Проще говоря, для шпаны обоего пола.  Короче, это достойно презрения.
5. В идеальной школе каждый класс состоит из компании друзей на всю жизнь, которые встречаются потом десятилетиями и каждая встреча – как коллективный день рождения. Конечно, одни - стопроцентные друзья. Как говорится, водой не разольешь. Другие – просто приятели или даже просто добрые знакомые на всю жизнь. Разве это хуже обычного равнодушия, когда к одноклассникам относишься, как к случайным встречным-прохожим на улице?
6. В идеальной школе соклассники относятся друг к другу всю свою жизнь как друзья детства, выросшие в одном селе или в одном дворе.
7. Согласен, что далеко не все школы  - идеальные. Увы, пока что  это  скорее исключение, чем правило. Я по жизни прошел полдюжины школ в разных городах страны. Была такая, что на переменках не отличишь от тюремного двора без надзирателей. Но и такая, что очень близко к идеальной. Правда, последняя – в годы войны, да еще на рабочем Урале. Так что каждый ученик, оставаясь в своих годах, выглядел и вёл себя, как взрослый. Но неужели обязательно нужна война, чтобы исчезла шпана?
8. Просто так, само собой,  идеальная школа не складывается. Её складывает какое-то общее дело (за рамками учебы). Не важно какое. Благоустройство школьного двора и, как водится, вконец загаженных окрестностей. Турпоход, к которому месяц готовятся и еще два – только о нём и разговоров. Музей, который бывает интереснее турпохода Встреча с интересным человеком, о которым спустя полвека вспоминаешь, как если бы  встретился с Пушкиным или Ломоносовым.
9. Вряд ли можно признать идеальным, если рядом – идеальная школа, а вокруг – то что мы видим вокруг от Смоленска до Владивостока и от Архангельска до Краснодара.
10. Вот мы и подошли к одной из самых важных идей - поважнее любой Олимпиады – как нам от школы такой, какова есть, добраться до той, какой бы  она должна быть.
Безо всякой научной или ненаучной фантастики.