БОЛЬ

Марина Панферова-Лабиринт
Рассказ.
(Фото автора)

…Весна. Молодая зелёная трава. Свежий воздух. Мы шли по полю и наслаждались красотой природы. Неожиданно я увидела дерево. Бурей или сильным ветром, оно было изуродовано. Сломаны ветви.… Казалось, что дерево просит помощи. Но мы ничем не могли помочь. Стояли молча. Когда-то красивое дерево лежало…Мы, сфотографировав его, пошли дальше своей дорогой…
 

…Есть монастырь на Суздальской земле. Историческая справка его такова:
Преподобная София, в миру великая княгиня Московская Соломония Юрьевна, происходила из знатного старинного знатного боярского рода Сабуровых и была первой супругой великого князя Василия 3 Иоанновича. Он выбрал её в супруги из 500 самых красивых девиц. Но их брак оказался бездетным, о чём великокняжеская чета сильно скорбела.
После двадцати лет супружества, несмотря на увещания духовенства, великий князь решил вступить во второй брак с литовской княжной Еленой Глинской. Митрополит Варлаам, обличивший незаконность расторжения брака был сведён с митрополичьего престола – впервые в русской истории – и заточён в монастырь, а преподобный Максим Грек, заступившийся за княгиню, заключён в темницу.
Поступок великого князя осудили все вселенские Патриархи, а Патриарх Иерусалимский Марк даже предсказал, что от этого брака произойдёт « чадо жестокое», которое поразит мир своей жестокостью, - им стал Иоанн Грозный. Второй сын Василия Иоанновича, Юрий был слабоумным.
 По распоряжению великого князя 25 ноября 1525 года Соломония была насильно пострижена с именем София в Московском Рождественском монастыре. После пострига её отправили под стражей в Суздальский Покровский монастырь, который впоследствии стал местом заточения невольных царственных пострижниц.
Не сразу примирилась великая княгиня со своим новым положением, долго скорбела. Но, покоряясь воле Божией, София нашла утешение и умиротворение в усердной молитве.
Инокиня София, познав тщету скоропреходящих земных благ, всей душой возжелала «Царствия Божия и правды Его» (Мф 6, 33)
В то время как в миру умножались беззакония, она в своём уединении украшалась добродетелями и постепенно восходила к духовному совершенству. Князь Курбский в послании Иоанну Грозному назвал княгиню-инокиню «преподобномученницей».
Скончалась преподобная София 16 декабря 1542 года и была погребена в Суздальском Покровском монастыре. Степенная книга гласит об этом: « Пожив благодарно и богоугодно к Богу отьиде». Уже ближайшие потомки молитвенно почитали преподобную Софию. В рукописных святцах она именуется как «святая праведная княгиня София инокиня, яже бысть в Покровском монастыре девиче. Чудотворица». При царе Феодоре Иоанновиче – сыне Грозного – её уже чтили как святую, Царица Ирина Феодоровна отправила в дар на её гробницу «бархатный покров с изображением Спасителя и святых».
 В описании города Суздаля ключарь Анания сообщил о чудесных исцелениях при гробнице преподобной Софии. Так, в 1598 году у её гробницы прозрела княжна Анна Нечтева, шесть лет страдавшая слепотой. В 1609 году, во время нашествия поляков на Россию, преподобная София спасла Суздаль от разорения. Она явилась в грозном виде предводителю военного отряда поляков Лисовскому. От страха у него парализовало руку, и он дал клятву оставить в покое город и монастырь. Много и других чудес совершилось по молитвам преподобной Софии Суздальской.

… Слёзы лились из глаз. Сколько дней уже? Я не могла примириться с мыслью о том, что больше не нужна мужу. Собственно говоря, жизнь остановилась. Не радовали цветы, не радовали фильмы и книги. Какую книгу прочитать, чтобы забыть о собственной жизни?
 Я устало смотрела в окно. Жизнь. … А нужна ли она? Может поступить просто: уйти из жизни, чтобы не было ни боли, ни обиды и страданий…
Встала. Оделась. Прощально посмотрела вокруг. В последний раз осмотрела все комнаты и вышла во двор. Всё напоминало о моём муже.… О муже, который, увы, уже не принадлежал мне. Он ушёл к другой женщине. А мне оставил этот дом. Эту мебель. Эти подушки и матрацы… Хрустальная посуда сверкала своей чистотой.… Но только для кого? Я взяла в руки бокал.… Всего месяц назад он пил вино из этого бокала, а теперь.… Теперь он с ДРУГОЙ ЖЕЩИНОЙ. И это страшной болью отзывалось в моей голове. Нет, я не могу так больше жить!
Я подошла к книжной полке и взяла в руки томик стихов Натальи Окенчиц. Прочитала одно её стихотворение. И какой-то странной болью стихотворные строчки отозвались в моей голове, а может в сознании?
Помнишь, мы кататься ехали с тобою,
Увезти решили лишнего щенка.
Всё на мир смотрел он с жалкою тоскою,
А по небу тихо плыли облака.
И стоял он глупо у большой дороги
На распутье этих горестных минут.
Почему так быстро улеглись тревоги?
Ты сказал спокойно: «Люди подберут…»
Как давно всё было! Мы расстались всё же…
У тебя в квартире праздник и уют.
А меня дорога долгая тревожит,
И всё слышу голос: «Люди подберут…»
Я вздохнула  и опять, в который раз, побежала слеза.… Как больно чувствовать себя ненужной… Жизнь,-  она ,-  большая. Но видно, места в ней для меня больше нет…  Люди подберут.… Нет, я не хочу, чтобы меня подбирали.… Если я не стала нужной ему – человеку, которого так любила, то для чего же мне жить дальше? И для чего мне этот хрустальный бокал, который будет напоминать мне о нём…
Я выбежала во двор и с размаху бросила бокал в темноту. Он с громким звоном разбился. И всё. Ночная тишина. Открыла калитку и пошла по пустынной сельской улице.
 Шла долго.

- Дом разваливается. По всему видно, что он не поддерживался должным образом. Не было ремонта. И за много лет на него обрушивалось столько бурь, что некоторые он едва выдержал. Да, он устоял..., но, кажется, что подует ветер, да что там ветер!  Ветерок,  и дом рухнет.
- Причём твоё это сравнение с домом. Вот он-то меня меньше всего-то и интересует,… Что мне делать? У моего мужа появилась любовница. И он всё свободное своё время проводит с ней…
- Ты что, точно об этом знаешь? Он что, собрался уходить от тебя?
-Нет. Такого разговора не было. Но, я вижу,… Он стал безразличен ко мне…
-Но ведь он постоянно у тебя дома! Может, ты всё сама всё себе выдумала? Может ему что-то не нравиться в ваших отношениях, и он немного охладел к тебе? К чему я тебе начала говорить о доме? Да потому, что твой дом – это ваша семья. И если у тебя возникло чувство, что брак распадается, то значит, пора обратить серьёзное внимание на свою семью. Да никто не застрахован от проблем в семейной жизни. Не зря же в Библии говорится, что вступающих в брак «ждёт много бед»! Знаешь, я специально принесла тебе вот эту религиозную литературу. Вот, слушай: « Специалисты проводили исследование и назвали брак «самым рискованным предприятием, в которое изо дня в день пускается наибольшее число людей в нашем обществе». Исследователи добавляют: «Отношения, которые вначале приносят огромную радость и кажутся такими многообещающими, могут обернуться сплошным разочарованием и стать источником боли и страданий». Что можно сказать о вашем браке? Постоянные споры? Оскорбительная речь? Измена? Обиды и недовольство? Что делать, если вам кажется, что ваш брак на грани распада? Решит ли ваши проблемы развод?»
-Я не хочу развода! К чему ты мне читаешь эту дурацкую свою литературу? Брак на грани развода! Я не хочу развода! Я хочу, чтобы мой муж был только со мной! И если я только узнаю имя его любовницы – я убью её!
-Так значит, ты ревнуешь его к мнимой любовнице? У тебя только подозрения и нет оснований, то есть доказательств?
- Я чувствую… И..
… Не договорив, я заплакала. Мне больше не хотелось разговаривать со своей подругой. Вот уже несколько лет, как она «ударилась» в религию и пыталась наставить на путь истинный меня, моего мужа … Раз в неделю она приходила ко мне с библией и кучей всевозможных журналов. Я даже сама не понимала, как могла сказать ей о возможной любовнице своего мужа.… Но, с другой стороны, мне хотелось сочувствия и понимания…
- Успокойся. Давай поговорим. Да, я пониманию, что ты не хочешь развода. Да я и не подталкиваю тебя к этому. Ты должна знать, что я всегда тебя поддержу. Твое решение для меня многое значит. Но, если ты не хочешь развода, значит нужно приложить все усилия, чтобы спасти твой брак. Но сначала давай, все же подумай, может, твой муж ни в чём не виноват, а ты нафантазировала себе и его измену, и воображаемую любовницу…
- Что, мне следить за ним? Или прямо спросить?
- Скорее всего, будь поласковей, и не показывай вида, что ты сомневаешься в его чувствах. Если у него действительно есть любовница, и он решит уйти к ней, то скандалом и упрёками ты ничего не добьёшься, а только ухудшишь своё положение.

Я вспомнила свою подругу. Людмила так старательно рассказывала мне о браке, и к чему это привело? Мой муж всё равно ушел к своей любовнице. Он пришел месяц назад, как обычно и после ужина, не стал включать телевизор, а отодвинув пустую тарелку, спокойно сказал;
-Ира, я ухожу от тебя. Так получилось, что я встретил другую женщину и хочу жить с ней. Я благодарен тебе за всё, что ты мне сделала…   Мы прожили с тобой десять лет, да…  Счастливые десять лет. Но … Я хочу испытать отцовское счастье. Я хочу иметь детей. Я.… Знаешь, может, это и неправильно с моей стороны было, но у меня есть любовница. И я сегодня узнал, что она забеременела.… Пойми меня правильно, пойми, пожалуйста, и не надо слёз. Я начинаю новую жизнь…   Ты тоже будешь счастлива. Ты встретишь хорошего человека. Материально я буду тебе помогать всегда. Этот дом, эта мебель, эти вещи – всё твое. А это тебе на первое время.
 Саша положил на стол пачку денег.
- А сейчас я ухожу. Прости.
 …Я сидела молча. Не было ни слёз, ни сил его остановить. Он ушёл. Я не знаю, что было со мной, но только до самого утра я так и не встала со стула. Свет горел всю ночь. Утром ко мне пришла Люда с кипой своих журналов.
; Уходи. Мне не нужна твоя мораль и наставления. Брак развалился. Дом разрушился, Ты ничего не смогла сделать и не помогла мне. Забирай свои журналы и уходи из моего дома.
Я сказала так решительно, что Людмила не стала со мной больше разговаривать, а просто поднялась и ушла. Дверь захлопнулась. Я продолжала сидеть за столом, и вдруг из глаз полились слёзы. Я плакала.… Хотела выплакать свою боль и … не могла. За что? За что меня так наказал бог? Почему он мне не дал детей? Если бы я смогла родить…, Саша был бы со мной, и я была бы счастлива.
Месяц я ждала еще, надеялась, что муж вернётся. Но напрасно.… Поэтому самым правильным решением для меня стала – покончить с жизнью.

 Я шла долго. Наконец передо мной показалась река. Она шумела. Луна освещала берег. Тихо. А я не умела плавать. И мне осталось только броситься в воду. И я уже была готова совершить свой последний шаг – шагнуть в вечность…
Но меня остановила женщина. Она схватила меня за руку и твердо сказала:
-Подожди. Надо поговорить.
Я подчинилась её воле и послушно отошла от берега реки. Она посадила меня на траву, предварительно подстелив что-то. Быстро набрала сухих веток и разожгла костёр. И обняв меня за плечи, начала свой рассказ.
- Я София. Меня мой муж отправил в монастырь за то, что я была его женой двадцать лет. Я не смогла родить ему ни сына, ни дочь. Наш брак был бездетным. Он вступил в другой брак, несмотря на увещевания духовенства. Он просто был в ярости и бросил в темницу всех, кто посмел ему противоречить. Я долго не могла смириться с такой своей судьбой. Плакала. Но на всё воля божья. И я стала молиться. Молитва помогла мне посмотреть на себя с другой стороны, и я простила мужа. Я жила с мыслью о том, что смогу помочь другим людям. Надо жить. Ты постарайся представить моё горе, ведь я прожила со своим мужем двадцать лет, а ты всего десять. И ты живёшь в другое время и в другом измерении. У тебя есть шанс на счастье. Ведь впереди – целая жизнь. Вряд ли я смогу тебя переубедить. Меня насильно постригли в монахини. У меня не было возможности начать новую жизнь с другим человеком. А твой муж поступил благородно, он оставил тебя и дал тебе возможность начать всё с начала. У вас не было детей. Но чья в этом вина? Его? Твоя? Не надо искать виновных. Живи и будь счастлива. Будь счастлива в этом мире. В мире реальном.
… Я почувствовала , как что-то закололо в области сердца. Взяла руку Софии и поднесла её к своим глазам. Теплота окутала меня, и я неожиданно заснула.
…Я проснулась от холода. Открыв глаза, увидела себя лежащей возле реки. От воды веяло холодом. Я поднялась на ноги, подошла поближе к берегу и долго смотрела в воду. Бросаться в реку у меня больше не было желания. Я вернулась домой. Прилегла на кровать и вновь заснула. Спала долго. А, проснувшись, спокойно стала делать уборку в доме. У меня появились силы и желание жить.