Фронтовая каша

Наталия Защепкина
  День Победы! В этот день уже много лет подряд мы с детьми ходим к мемориалу памяти. Получилось так, что в этом году 9 мая я осталась в городе одна. Проходя по улицам города, я не могла не заметить, как мало осталось в живых тех, кто сражался за нас в ту страшную войну.
  Подойдя к Днепру, я как - всегда, опустила в воду цветы, поминая погибших моряков, и долго сидела молча. От раздумий меня оторвал мужской голос:
  – Среди твоих родных были моряки, деточка?
  Я обернулась. За мной стоял мужчина лет семидесяти - семидесяти пяти, в форме, с боевыми наградами на груди.
  – Не хорошо в такой день быть одной, идем со мной.
  То ли в голосе его я почувствовала какие-то теплые нотки, то ли потому, что он назвал меня деточкой  (а так называл меня только дедушка), мне захотелось пойти с ним.
  Идти пришлось недалеко. Под натянутым тентом собралось человек двадцать. Причем фронтовиков было только семеро, их дети и внуки. На импровизированных столах уже стояла парящая фронтовая каша в большом котелке (день был прохладный), алюминиевые кружки с боевыми ста граммами и порезанный небольшими кусочками черный хлеб.
  Меня встретили приветливо, ни о чем не расспрашивая. Мой новый знакомый усадил меня рядом с собой и поочередно представил всех присутствующих, среди которых были ветераны, представлявшие разные виды войск. Оказалось, что в свое время они были одноклассниками или соседями. Их дети были тоже военными в отставке, но в такой день были одеты по форме.
Внуки подошли сразу за нами, видно все их ждали, и были тоже в военной форме.
  Я смотрела, и не верила своим глазам: передо мной было три поколения военных. Чувство необычайной гордости за наших людей переполняло меня.
  Среди присутствующих, кроме меня было три женщины: одна из них во время войны была медсестрой и теперь уже вдовой одного из друзей. Ее звали Ниночка. Эта женщина поразила меня своей неброской красотой. Темные когда-то  волосы были почти седыми (женщина их не красила) и собраны в пучок на затылке, светящиеся добротой глаза и мягкая, почти застенчивая улыбка никого не могли оставить равнодушным. Я не могла оторвать взгляда от этого доброго лица.
  Две других женщины были также военнослужащими в отставке, представителями гуманной профессии врач. Они были строгими, серьезными и держали себя приветливо, но сдержано.
Ниночка (Нина Васильевна) подошла ко мне, ласково улыбнулась и села рядом.
 –  Кушай, девочка. Как тебя зовут?
 Я назвала свое имя. 
 – Так звали мою дочь, сказала она с какой-то тихой грустью.
 Я почувствовала как мой новый знакомый, которого все называли «товарищ командир» (Николай Иванович) легонько сжал мне руку, призывая не задавать лишних вопросов. Затем он встал и, подняв кружку, произнес:
–  За всех, кто ушел, кто не вернулся, за всех кто с нами, а главное – за Победу!
 Никогда в жизни я не ела такой вкусной каши. А может дело не в каше?
 Тосты перемешивались с воспоминаниями, с сегодняшними событиями. Я сидела на деревянной скамейке и чувствовала себя маленькой девочкой. Мне было тепло и уютно среди этих, по сути, совершенно незнакомых людей, но почему-то таких близких.
 Неизвестно откуда взялась гитара и Ниночка  запела:
 « На позицию девушка провожала бойца…»
  Затем были другие песни: фронтовые и бардовские. Мы пели их вместе, ощущая себя единым целым...
  Я чувствовала в своей груди сокровище, которым хотелось делиться со всеми. И по дороге домой, мы поздравляли с праздником просто проходящих мимо людей. Иногда видели недоумевающие  лица. Но это было не важно.
  Так хотелось поделиться этой фронтовой кашей со всеми, чтобы наконец-то люди стали добрее друг к другу.

 Низкий Вам поклон дорогие ветераны, дети войны, за то, что делаете наш мир добрее, за то, что нам не довелось испытать!