Про Сталина рассказ

Ирина Тымчук
               
    Март 1953 года. Мне минуло  восемь лет. Проснувшись ранним воскресным утром , я выглянула в окно. Снег еще не растаял, значит пойду во двор кататься на лыжах. Рядом спит сестра.
   - Разбудить ее?  Нет, не буду. Положим,  она старше  меня на  три года - рассуждала я. -Но зачем она постоянно воспитывает меня? Пусть спит.

     Нас воспитывают   дедушка и тетя . Родителей у нас не было  - война.   Дед  был нашим опекуном. Он давно на пенсии, но  работает  в   небольшом  магазине   « Ткани». Тетя  трудиться на заводе.
    Сегодня воскресенье и она наверно ушла на рынок , а дедушка дома.
 
      Пройдя на кухню , я увидела ,что   дед  сидит за столом на своем обычном месте с  газетой в руках. Напротив расположилась наша старая знакомая - Варвара Михайловна . Она жила неподалеку и часто к нам заходила. На ней, как всегда, красовались янтарные бусы ,в руках- неизменная папироса.  Они с дедом постоянно о чем- то спорили. Помню их такой  разговор:

    -Везде нужен « блат»,- часто повторяла она .  И  мне  представлялся  такой большой , толстый дядя, который  все может.
    На этот раз разговор у них был тихий и непонятный.Выпив чаю,Варвара Михайловна перекрестилась и прощаясь,как-то важно заявила:
    -Иногда перемены бывают к лучшему.
 За завтраком мы что-то не поделили с сестрой и громко спорили.
    -Девочки,-услышали мы строгий голос деда,-не шалите,Сталин болеет.


    На мгновение мы замерли и прислушались. По радио передавали сводки о состоянии здоровья вождя. Звучала грустная музыка .
 
       Мы , конечно , знали кто такой И.В.Сталин. Дедушка  был член партии. В доме у нас висел портрет вождя прямо над репродуктором. Тогда портреты вождя были повсюду.
  В детском саду,в который мы совсем недавно ходили с сестрой , тоже был его портрет с девочкой на руках. Он висел в столовой. После обеда мы вставали и преданно глядя на  дедушку  Сталина ,  дружно  декламировали : « Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!»

    А совсем недавно , в январе , когда был жуткий мороз , мы с сестрой сидели дома у замерзшего окна и с нетерпением дожидались возвращения деда с работы. Он вошел весь красный от мороза , усы и шапка в инее ,в руках  большой бумажный сверток. И прямо с порога , вручая нам этот  пакет , дед  торжественно объявил:

    -Девочки! Это вам подарок от товарища Сталина!

    Развернув бумагу,мы обомлели - там лежали  две холодные целлулоидные куклы. Запрыгав от радости ,мы тут же бросились им шить платья и тихонько удивлялись : « Как же  Сталин догадался  о нашей давнишней мечте.»

    А еще у дедушки в альбоме я видела довоенное фото в доме отдыха. Огромный портрет вождя во весь рост. У подножия сидят отдыхающие и надпись: « Жить стало лучше ,товарищи , жить стало веселее» .

    И нам тоже хотелось жить весело , а потому  после завтрака мы побежали во двор. Снег еще не растаял. Соседский мальчик Ленька  прикручивает на валенки коньки-снегурки и может быть даст покататься…

  ***

    6-е марта 1953 года. Как памятен мне этот день. Уроки в школе начались как обычно. Тогда девочки учились еще отдельно от мальчиков. На первом уроке я вся была в ожидании физкультуры.   
    "В школьном дворе еще лежит снег , значит погоняемся на лыжах",-размечталась я.
 На перемене  успела переодеться. Как вдруг учительница сообщает:
    -Всем построиться. Идем в актовый зал на митинг.

    Я чуть не расплакалась .Но что делать ? И вот мы , второклассницы , в актовом зале. Пришли позже всех  и очутились в  самом конце огромной школьной толпы. На сцене учителя.  Митинг. Вчера,5-го марта умер Сталин . Многие рыдают. Учителя со сцены что-то говорят. Никогда не  видела столько учениц. И тоже хотелось плакать от того ,что физкультуру отменили, что нам ничего не видно ,что там на сцене ,и что в зале очень душно .

    "Во всем виновата наша учительница  Елена  Евстафьевна "– решила я. Какая   же она старая и не красивая. Я знаю ,что она не любит меня , говорит , что я  очень шустрая  и постоянно меня  ругает за это. А дед про нее как-то раз сказал ,что она из «бывших».

     И еще  вспомнилось ,как недавно она оставила меня после уроков. Я в диктанте написала слово  « Сталин» с маленькой буквы. И в наказание пришлось исписать всю страницу  с именем вождя.  Учительница сидела за столом , проверяла тетради , пила чай с пончиком и совсем про меня забыла , а на улице уже стемнело… А теперь  она  стоит рядом и тоже трет глаза , а слез что-то не видно.

    После собрания нас распустили по домам. Дворовые ребята что-то задумали. Прошел слух, что на площади  Ленина  будет митинг.Тамбов город  небольшой , Ленинская площадь  совсем рядом ,всего один квартал. В дни праздников на площади всегда было весело и интересно.

    И ,забыв про запреты взрослых ,мы -человек  пять-шесть , помчались туда.Вот это да! Сколько народу! А толпа все росла. Такие угрюмые ,серые ряды молча продвигались к памятнику.Нам стало страшно.
    Ребята ,которые постарше , вовремя сообразили ,что нам тут не место.Кто-то из них ,схватив меня за руку ,вырвал из надвигающейся толпы. Мы бросились бежать.

   У самого дома я вдруг обнаружила ,что потеряла галошу ,новую галошу с валенка. И теперь мне влетит. И стало так обидно ,что я уселась на крыльцо и давай реветь. Да , тяжелый выдался день.

 ***

 Долго еще  ученицы  носили траурные повязки , на домах висели траурные знамена.  По-прежнему пели песни о вожде:
    -Сталин- наша слава боевая
    -Сталин –нашей юности полет
    -С песнями, борясь и побеждая
    -Наш народ за Сталиным идет.

      Народ шел ,шел за ним. Много народу шло, когда его хоронили. Многие не вернулись…
Об этом я вскоре узнала.
      Прошло несколько  дней после похорон вождя. И вот , придя как-то из школы ,я увидела у нас в гостях тетю Иру.  « Ирочка» -так приветливо называл ее дедушка. Она была наша дальняя родственница и уже давно жила в Москве , в самом центре столицы. Приезжая в Тамбов ,она  непременно  заходила к деду.

       Тетя  Ира  мне нравилась. Она была молодая и красивая ,черные волосы  гладко  зачесаны , на плечах белый пуховый платок. Рядом на стуле лежали сумочка и перчатки. На столе ,за которым они сидели - огромная коробка  конфет. А от самой т. Иры исходил необыкновенный аромат духов , который потом ни один день гулял по комнате.
    Пройдя в соседнюю комнату, я стала прислушиваться к их разговору. Мне  не терпелось узнать, когда же она уйдет, чтобы можно было  поближе рассмотреть  это  чудо в шоколаде ,а  главное полакомиться  этими  фигурками.
       А она все говорила ...
      -Я  видела ,как ЕГО хоронили .Муж запретил мне выходить из дому,-рассказывала  она и ,всхлипывая ,прикладывала к лицу воздушный платочек.
    -Я не могла отойти от окна , т.к. ждала мужа.  Сколько народу погибло, сколько не вернулось!
     И продолжала о чем-то тихо и прерывисто и  в комнате запахло валерьянкой…
Когда т. Ира ушла , дед  долго ходил по комнате , вздыхал и все повторял:
    -Какой ужас! Не может быть!

 Иногда подходил к столу и что-то быстро записывал в свою заветную тетрадь.

***

    Прошло  три года. Однажды, придя с очередного партсобрания ,дед  долго объяснял сестре , что такое «культ личности». Она к тому времени была уже комсомолкой  и наверно  понимала значение  этих  слов.
          А   на утро, на месте , где висел портрет вождя , я  увидела  портрет  В.И.Ленина.