В один столб нельзя врезаться дважды

Михаил Красносельский
В один столб нельзя врезаться дважды или пространственно-временной континуум.

    


  В 7 утра я как всегда вышел на работу. Утром совершенно не хотелось вставать, ночью шел дождь, было прохладно, несмотря на разгар лета. Я открыл дверь подъезда, вышел на улицу, поежился, вздохнул и направился к автобусной остановке. Людей было еще мало, только 2-3 человека бодро шагали по тротуару. «Вот бы и мне так же быстро топать», - лениво подумалось мне. Состояние было сонное, я шел по тысячу раз хоженому маршруту, «на автомате», не задумываясь, куда надо свернуть. Вдруг я налетел на какой-то столб, сильно ударился головой, даже как будто на мгновение потерял сознание. Очнувшись, я, потер ушибленное место.

- Аккуратнее надо, молодой человек, - пропел над моим ухом, не понятно, откуда взявшийся господин средних лет в странной одежде. На нем был пестрый свитер необычного фасона, рукава свисали длинной бахромой до ладоней, брюки были светло-синего цвета, с кучей карманов, даже в самом низу были маленькие карманчики. Брюки поддерживали подтяжки, при этом большой живот смешно свешивался между ними. Господин улыбался широкой, доброй улыбкой, был круглолицым, с большими залысинами на лбу и небольшой лысиной на затылке. Он был в очках, которые, как и одежда, поразили меня своим странным видом: стекла были разного размера, одно было кажется овальное, а другое квадратное, что ли? – так и разбиться можно, ну-ну вы прямо совсем плохо выглядите, вы сознание не теряли? – спросил он уже серьезно.

- Кажется, потерял на пару секунд, но вроде все нормально, голова чуть-чуть болит, - ответил я.

- Пойдемте, я провожу вас домой.

- Да мне не домой надо, а на работу, я иду на автобусную остановку.

- Куда, куда? – мой странный собеседник был явно озадачен, он покачал головой, - здесь нет никаких автобусных остановок.

Я закрыл глаза. Может, правда у меня в голове что-то произошло после этого злополучного столкновения со столбом. Я внимательно огляделся вокруг… и пришел в ужас: все было совсем другим, чем в моем дворе: дома немного другой планировки, улица, машины совсем другие, люди на улицах – все другое, даже непосредственный виновник моего потрясения – столб – был совсем не такой как у нас во дворе.

- Послушайте, - сказал я в страшном волнении, - у меня действительно, кажется, не все в порядке в голове, хотя я вроде бы не сильно и ударился… понимаете, я не узнаю где я нахожусь: я пару минут назад вышел из своего дома, шел на работу, столкнулся с этим… или не с этим столбом… но теперь я не понимаю… Скажите, это Москва?, - я назвал улицу на которой я живу.

         Мой участливый собеседник нахмурился:
- Нет. Я никогда не слышал о Москве, а тем более об этой улице. Это … - он произнес название, которое я никогда не слышал, затем он представился, я по инерции пробормотал свое имя.

        Я задумался. Что делать?

- Но не мог же я так мгновенно сойти с ума, у меня всегда была довольно крепкая психика, неужели какой-то удар об столб лишил меня разума?

- Это очень странно, - сказал мой собеседник, задумавшись, - я хочу вам как-то помочь, но не понимаю как.

- Скажите, а вы видели, как я столкнулся со столбом? – сказал вдруг я: ведь если он видел, то я действительно тут находился, и значит, сошел с ума уже давно, а как раз сейчас мозги вернулись на место. Но если, он не видел моего столкновения… и тут у меня похолодело еще больше, чем после мысли о том, что я сумасшедший… так вот если он не видел, то я каким-то образом попал сюда, в этот странный город из своего города, а вовсе не лишился рассудка. Но это тоже граничило с безумием. Я взглянул на своего нового знакомого – он тоже выглядел странно: нервно почесывал лысину на затылке, другой рукой протирал очки, одновременно морщил лоб и двигал нижней челюстью. После некоторого раздумья он сказал:
- Кажется, не только вы один сошли с ума, сейчас после вашего вопроса я понимаю, что я услышал удар головой о тот столб и сразу появились вы,  и хотя я шел вроде бы за пару метров от того места, я не видел столкновения. Получается, что вы возникли ниоткуда, но разве это возможно?

- Давайте рассуждать здраво, - сказал я, - мы не могли оба сойти с ума. Единственное разумное объяснение, что я каким-то чудом, после столкновения попал из того места, где я живу, сюда. Правда, как это произошло, я не понимаю.

      Внезапно мой собеседник вскочил, даже как бы подпрыгнул, стал бегать взад и вперед, потом остановился, взял меня под руку, повел по дорожке и сказал:
- Пойдемте, посидим на лавочке, я попробую вам объяснить, какая догадка меня осенила.

      Мы направились к лавочке, и он сказал:
- Вы когда-нибудь слышали о параллельных мирах? – спросил он.

       Я улыбнулся, конечно, я слышал. Параллельные миры, согласно тому, что мне когда-то рассказывали, - это миры, которые существуют в одном и том же пространстве, но никогда не пересекаются. Вроде бы мы живем в одном месте, а в этом же месте происходит жизнь в других мирах, они не знают о нас, и мы не знаем о них. Но где-то якобы есть места, где можно проникнуть из одного мира в другой. Есть даже теория, что Бермудский треугольник, в котором исчезают корабли и самолеты, является таким местом, и эти люди не погибают, а попадают в параллельный мир. Я еще раз повторюсь, слышал об этом, но всегда считал эти рассказы фантастикой, плодом чьего-то воображения, пусть и талантливого. Я кивнул.

- Так вот, мы с вами из двух параллельных миров. Вы попали сюда, в наш мир из своего мира.

- Не может быть! Ведь это все выдумки.

- Но это единственное разумное объяснение этому странному событию. Если мы исключим, что вы и я помешались одновременно, то, как еще можно объяснить ваше появление здесь. Теперь я смотрю на вас и замечаю, что вы совсем по-другому выглядите, у нас не носят такую одежду, как у вас. У нас нет таких городов, у нас нет автобусных остановок. Вы в другом мире, в нашем мире. А раз так не надо отчаиваться. Добро пожаловать, - мой собеседник вновь улыбнулся своей добродушной улыбкой.

- Да, вы, наверное, правы, - сказал я и холод пробежал по моей спине: неужели мне предстоит провести здесь всю жизнь, вдали от моих родных и друзей, моей работы, моих увлечений, может быть, лучше бы было, если бы я сошел с ума? Нет, это еще хуже. - Скажите, - обратился я к товарищу из параллельного мира, - а как же мне вернуться в свой мир? Это возможно?

- Не знаю. Я тоже, как и вы до сегодняшнего пространства не верил в параллельные миры, поэтому не обладаю никакими знаниями на этот счет. Но, учитывая, что вы как-то сюда попали, наверное, и обратно можно попасть. Главное при этом не попасть в еще один мир, - добавил он.

- Да, вдруг нарвусь там на злодеев, - я содрогнулся от мысли что все время буду путешествовать по параллельным мирам, - в вашем мире, чувствуется, живут добрые люди.
- У нас всякие есть, - возразил он, - у вас я думаю тоже, есть и хорошие и плохие, жизнь, наверное, по одним и тем же законам протекает.

Я вынужден был согласиться.

- Послушайте, - мне пришла в голову одна мысль, - если, ударившись о столб, я попал сюда, тогда, чтобы вернуться, надо снова удариться об него.

Мой собеседник покачал головой:
- Нет, не получиться. Ведь это уже не тот столб.

- Почему не тот? - спросил я. Столб стоял на том же месте, шагах в ста от нас и выглядел точно так же.

- Потому что он уже изменился. Пространство все время меняется. Мы не можем попасть в предыдущее пространство.

- То есть, как не можем? – я был поражен – все дома, растения выглядели в точности так, как и несколько минут назад, когда я стал внимательно их разглядывать, - смотрите, я могу спокойно подойти к столбу…

       Мой приятель из этого мира взял меня за руку и сказал:
- Даже если вы подойдете к столбу, это ничего не изменит. Это совсем другой столб, не тот об который вы ударились. Он изменился. Неужели вы не понимаете, пространство не стоит на месте, оно все время меняется. Мы можем попасть в то время, когда вы ударились, но попасть в то пространство – не можем.

       Я открыл рот от удивления. «Мы можем попасть в то время…», как это попасть в то время. Кажется, еще никому не удавалось путешествовать во времени, ученые пытаются создать машину времени, но, если не ошибаюсь, безуспешно. Я выразил свои сомнения. Мой добродушный собеседник посмотрел на меня как на ненормального, потом задумался и сказал:
- Я, кажется, начинаю понимать, в чем проблема. Позвольте задать вам несколько вопросов. Вы не можете попасть в прошлое и будущее, так?

Я кивнул.

- Вы свою жизнь строите, планируете события, ориентируясь на изменение времени?

Я снова кивнул.

- Вы можете в любую точку пространства когда захотите сколько угодно раз?

- Конечно! Вы задаете странные вопросы…

- Минутку терпения, я вам сейчас объясню ту догадку, которая меня осенила. Видите ли, несмотря на то, что внешне наши миры похожи, у нас есть очень важное различие: у нас по-разному протекает время и пространство.

- Как это?

- У вас основным мерилом бытия является время, по нему вы ориентируетесь в своей жизни, а у нас – пространство. Вы не можете попасть в прошлое и будущее, вы можете только вспоминать о прошлом и планировать будущее, вы живете в настоящем. Отсчитывая время, вы ориентируетесь в своей жизни, точнее не отсчитывая время, а, контролируя его, так как оно не зависит от вас. Время у вас постоянно меняется с определенной скоростью. Во всех математических функциях время у вас является независимой величиной – осью «Х», тогда как все остальное – зависит от него – расстояние (то есть пространство), напряжение тока и так далее, так?

- Совершенно верно.

- Смотрите дальше. Пространство же у вас величина, зависимая от времени.

- Как это, - перебил я его.

- Оно не меняется, так как это происходит со временем, оно изменяется постольку, поскольку меняется время, как бы с течением времени. Вы можете попасть в любую точку пространства сколько угодно раз, вы его можете изменить, вернуться туда, где уже были, но это будет в новое время, правильно?

- Да.

- У нас совсем наоборот. У нас пространство – процесс, как у вас время. У нас пространство – абсолютно, ни от чего не зависимо, именно оно определяет нашу жизнь, оно постоянно изменяется. Мы живем в одном пространстве. Мы не можем попасть в прошлое пространство, и не можем узнать, какое оно будет. Тот столб, об который вы ударились, изменился с изменением пространства, он совсем другой, посмотрите на него, разве вы не видите?

Я недоверчиво посмотрел, куда указывал мой приятель. Но, к его огорчению, вынужден был покачать головой: столб был тем же, что и полчаса тому назад, о чем я сразу и сказал.
- Вот видите, вы говорите, что столб такой же, что и полчаса тому назад. Я же вам скажу, что эти полчаса не изменились, с того столба до этого, то есть с того пространства до этого.

       После этого объяснения мысли в моей голове стали путаться.

- Послушайте дальше, - продолжал мой собеседник, - время же у нас величина относительная. Мы можем его менять, можем возвращаться в прошлое, бывать в будущем, можем менять скорость изменения времени – чуть-чуть замедлить или ускорить его, но все это происходит в рамках одного пространства, которое уже никогда не повторится. Вы живете в настоящем времени, мы живем в настоящем пространстве. Вы поняли?

- Пытаюсь. Интуитивно я вас понимаю, но не могу осознать понять разумом. Это слишком сложно.

- Смотрите, и вы и мы как бы двигаемся вперед по одной и то же дороге, с которой невозможно сойти, перебежать вперед, или вернуться назад. Только у вас этой дорогой является время, а у нас пространство. Фактически, в нашем мире мы действительно двигаемся по дороге (потому что дорога – одна из разновидностей пространства), вы же двигаетесь по виртуальной дороге. И вы и мы можем только оглянуться назад и всмотреться вперед. Вы не можете изменить скорость движения по дороге, мы не можем изменить ее направление. В каждый конкретный момент жизни вы задаете вопрос: когда это происходит, мы – где. Более того, само слово «момент» у вас является временной категорией, у нас пространственной.

- Это очень сложно.

- Скажите, у вас есть прибор для измерения времени, по которому вы ориентируетесь в своей жизни?

- Конечно, называется – часы. – я показал ему часы на своей руке. Он внимательно на них посмотрел.

- Вот, а у нас есть прибор для измерения пространства, по которому мы ориентируемся в своей жизни, - он показал этот прибор на своей руке, который выглядел почти также как наши часы.

- Что он измеряет?
- Чем измеряется пространство: сантиметры, метры, километры.

       Я улыбнулся, как может подсчет метров позволить спланировать свою жизнь. У нас в каждом автомобиле есть прибор, который измеряет, сколько автомобиль проехал, но это же не может помочь измерить течение жизни.

- Это не те метры, которые мы с вами проходим, это метры, которое проходит пространство, абсолютные метры. Также как ваши абсолютные секунды. Земля же двигается вокруг Солнца, точно так же двигается все пространство, и мы измеряем это движение в метрах. А что измеряют ваши часы?

- Секунды, минуты, часы… Единицы времени.

- А мне это смешно слышать. У в наших автомобилях, по аналогии с вашими, есть прибор, который меряет, сколько часов и минут ехал автомобиль, но это же не позволяет нам планировать свою жизнь. Потому что это относительные секунды такие же, как относительные метры и километры в вашем автомобиле.

- Потому что мы меряем общее время, единое для всех время, а не время езды конкретного автомобиля. Время постоянно изменяется, - я, кажется, начал понимать объяснения моего знакомого.

- Совершенно верно, - сказал он.

- Послушайте, а мы можем подойти к столбу в прошлое время, в тот момента, когда я ударился? Я еще никогда не путешествовал во времени.

- Запросто. Вам только нужно подойти к столбу.

       Я подошел к столбу и действительно очутился в тот момент, когда стоял, потирал голову. Ко мне подходил мой новый знакомый, готовый помочь, напротив по улице шли те самые люди, в тех же странных одеждах, что и в тот момент. Знакомый подошел ко мне и сказал:
- Вот видите путешествовать во времени элементарно. Но проблема в том, что пространство изменилось.

        Мы сидели некоторое время молча. Потом я спросил:
- Скажите, а как меняется пространство, это происходит дискретно, как бы скачками?

- Не знаю, наши приборы, которые отмеряют пространство, конечно, показывают отрезки пространства, сантиметр, миллиметр, но можно ведь еще делить. Можно ли делить до бесконечности – не знаю. А у вас время дискретно или плавно? - спросил в свою очередь он.

- Я думаю, то же самое, что и у вас с пространством. Время меняется, но это происходит очень незаметно, если бы не было часов, смены времени суток и времен года, изменение времени очень сложно было бы заметить.

- Очень интересно.

- Скажите, а у вас есть понятие скорость движения?

- У нас есть скорость времени. В зависимости от пройденного пространства и скорости у нас время течет быстрее или медленнее. А у вас?

- У нас в зависимости от длительности движения с определенной скоростью можно пройти меньше или больше пути.

- Вы знаете, я думаю, что время и пространство настолько взаимосвязаны между собой, и вполне объяснимо, что в одних мирах главное время, в других – пространство. Сути это видимо не меняет. Неважно, что взять за точку отсчета. Как раньше мне это не приходило в голову. Интересно, неужели в наших мирах никогда происходило подмены этих понятий?
Я задумался. Когда мы летим куда-то на самолете или едем на поезде, мы знаем время в пути. И, несмотря на то, что интересует пассажира расстояние, которое проехали или которое осталось, на вопрос, сколько мы проехали, отвечают столько-то часов…

- Скажите, вот я смог подойти к столбу в тот момент, когда я ударился. А не смогу я очутиться на несколько мгновений раньше этого, когда я был в моем мире? И таким образом я вернусь туда.

- Я думаю это невозможно, видимо, то, что вы хотите, по-видимому, требует одновременного изменения времени и пространства.
- Вы думаете это невозможно?

- Не знаю, но я об этом не слышал. Во всяком случае, машины пространства у нас нет. Я думаю, у вас нет машины времени.

Я кивнул.

- А я почти уверен, что это одна и та же машина, - сказал он, - надо полагать, что для того, чтобы вам попасть в свой мир, надо не такую машину создавать, а искать такой же столб, как о тот, через который вы сюда попали. Одним словом, надо искать новое место сообщения наших миров.

Он взял меня под руку.

- Не отчаивайтесь, что-нибудь придумаем. Найдем способ вернуть вас туда, у меня есть один знакомый математик, который как раз изучает изменение пространства, может он нам что-нибудь подскажет. А пока пойдемте ко мне домой, отдохнете, а там видно будет.

- К вам домой? Но ведь вы сказали, что пространство все время меняется. Вы даже говорите не этот столб, а тот. Выходит ваш дом тоже постоянно меняется?

- Конечно. И мой дом, и все дома, все меняется. Они меняются с изменением пространства. Но при этом он остается моим домом. Мы ведь почти не обращаем внимания на изменение чего-то в пространстве, для нас это дело обычное. Но если задуматься, как бы было скучно жить, если бы пространство оставалось все время одинаковым. Вот увидите, вам у нас понравится.

Мы добрались до дома, в котором жил мой новый приятель из параллельного мира. Квартира была небольшая, уютная. Мебель была расставлена аккуратно, правда все было для меня необычно: все вещи были немного другой формы и размеров, чем у нас, но я к этому уже привык, поэтому почти не обращал внимание.

- Располагайтесь как дома, - сказал мой знакомый,

Он открыл то, что у них исполняло роль холодильника, вытащил кое-какие съестные припасы

- Угощайтесь, пожалуйста.

Мы перекусили. Несмотря на подавленное настроение, я проголодался и с удовольствием поел.
После завтрака, меня стало клонить в сон.

- Поспите здесь, - сказал мой приятель, - вы отдохнете и наберетесь сил познавать наш мир.

Я лег на небольшом диване и сразу же заснул.

Сколько я спал, я не знаю, когда я проснулся, в комнате было светло. Я встал и прошелся по комнате. Через пару секунд ко мне зашел мой гостеприимный хозяин, привлеченный моими шагами по комнате.

- Вы знаете, что спали около полуметра пространства.

- Интересно это сколько времени? - спросил я улыбнувшись.

- Сложно сказать, у нас время не имеет постоянной скорости, - ответил он, - у нас только пространство изменяется с постоянной скоростью.

- То есть я мог проспать и 2 часа, а мог и целый день? – спросил я недоверчиво.

- Да, но это не имеет значения. Одно могу сказать, что, пока вы спали, пространство продвинулось вперед на полметра. Я много думал о наших мирах, - добавил он, - и все равно я многого не понимаю: в частности, неужели в вашем мире время двигается с одной скоростью. Вы никогда не замечали, что оно идет то медленнее, то быстрее?

- Да, такое бывает, - вынужден был согласиться я, - особенно если куда-то спешишь, время летит очень быстро, если наоборот, чего-то ждешь, оно идет очень медленно. Но при этом часы же идут с одной скоростью.

- Откуда вы знаете?

- Но ведь в то самое время, когда я тороплюсь, кто-то другой наоборот чего-то ждет, а часы у нас идут одинаково.

- Нет, одинаково движется пространство! А время для вас идет по-разному.

- Может быть.

- Ладно, мы еще сможем поговорить об этом. Пойдемте, прогуляемся по улице, - предложил он.

- С удовольствием, - согласился я, так как мне тоже захотелось побыть на свежем воздухе, - скажите, а мы сможем сходить к вашему знакомому математику, чтобы он попытался отправить меня обратно?

- Конечно, я ему уже звонил.

Мы вышли на улицу.

- Присмотритесь, вам не кажется, что все немного изменилось с тех пор, что мы здесь были?
Я огляделся вокруг. На первый взгляд все воде было таким же. Но когда я всмотрелся, мне показалось, что действительно что-то изменилось. Сложно сказать что, но все-таки изменение было налицо. Я вспомнил фразу Гераклита «все течет, все изменяется»:

- Еще Гераклит сказал: «В одну реку нельзя войти дважды», вероятно, он как раз это и имел в виду.

- Да неглупый видимо человек был. Только, он имел, наверное, в виду, что река изменяется с течением времени. Мы же понимаем что течение реки независимое от времени явление. Кстати ведь и у нас был один старинный философ, который сказал, что в одном и том же времени нельзя быть дважды, еще он говорил: «То, что было вчера никогда не повторится». Мы все это понимали с позиции изменения пространства, а ведь это можно понять с позиции изменения времени. Какие же гениальные были люди! Может быть, они догадывались о наших разных мирах, как вы думаете?

- Все может быть. Я, честно говоря, последнее время начал сомневаться в том, что эти два понятия (время и пространство) существуют раздельно друг от друга. Мне кажется это одно и то же, просто с какого бока посмотреть. Так же как масса и энергия: не знаю в вашем мире известно, что эти состояния трансформируются один в другое.

- Да известно. Интересно если то, что вы говорите, правда, тогда должен существовать закон перехода времени в пространство и наоборот, по аналогии с массой и энергией?

- Думаю, что он существует, - согласился я, - только доказать его очень сложно.
 
- Сложно, ведь для этого ученый должен сообразить, что одна из этих категорий основная только в каком-то одном мире, а в другом – главная – другая категория.

- Да, чтобы открыть этот закон, человек из вашего мира должен представить себе, что время постоянно, а пространство нет, либо человек из моего мира должен допустить, то же самое в отношении пространства. А мы с вами поняли, что это весьма непросто сделать.
Только побывав в другом мире, это можно представить себе. Все же интересно, - добавил я, - если я забуду дома какую-то вещь, я могу вернуться домой за ней. А как же у вас: вы же не можете вернуться в то пространство?

- Зато я могу вернуться в то время, - улыбнулся мой приятель, - и взять ту вещь, пусть немного измененную. Она же все равно меняется с изменением пространства, независимо лежит она дома или у меня в сумке. Вы понимаете?

- Вроде да, все это очень занятно, - ответил я, - ну а как попасть в будущее, вы, что же узнаете, что будет с нами происходить?

- Да, но я узнаю лишь на этот момент пространства, когда же пространство измениться и будущее тоже измениться. Вот смотрите, вы когда едете на машине, вы можете видеть, что твориться впереди?

- Конечно.

- Но при этом, когда вы туда доедете, там возможно, все будет по-другому, так как время измениться – пройдет несколько секунд, не так ли?

- Да, я, кажется, начинаю понимать.

- Отлично.

- А у вас наоборот, - добавил я, - вы можете заглянуть в будущее, но не знаете, где это произойдет, так как пространство постоянно изменяется по ему одному ведомым законам, так ведь?

- Совершенно верно.

Беседуя таким образом, мы дошли конторы, в которой работал знакомый математик моего приятеля. Это было небольшое учреждение, по типу наших научно-исследовательских институтов.
 
Математик, с которым меня познакомил мой приятель, походил на всех ученых его области из нашего мира. Видимо, эта профессия накладывает свой неповторимый отпечаток, независимо от мира, в котором живет ученый и независимо от того, что первично – время или пространство. Это был высокий, худой усатый человек, с длинными темными волосами, которые ниспадали на плечи. Он постоянно щурился – видимо ходил в очках.
 
- Проходите, пожалуйста, закуривайте, - он предложил сигарету, мы отказались, а он закурил, - я вкратце знаю вашу историю, - сказал он мне. - Если вы не возражаете, я вам задам несколько вопросов, мне как математику интересно узнать о некоторых вещах из вашего мира.

- Конечно, задавайте.

- Скажите, у вас есть раздел математики таймометрия? – спросил он.

- Нет.

Мой знакомый, приютивший меня, прыснул от смеха:
- Как? У нас в школе, в четвертом классе изучают.

- Зато у нас есть геометрия, это раздел математики, который изучает линии, углы, различные фигуры и плоскости, - сказал я, - уверен, что у вас такого раздела математики нет.

- Правда, нет, - сказал математик и задумался, - ну это же естественно: если мы изучаем время, то они изучают пространство. Вы можете мне рассказать о законах геометрии?

- Попробую.

       Я стал рассказывать школьный курс геометрии, точнее то, что вспомнил: про параллельные прямые, про углы, про треугольники, их равенство, рассказал о подобии треугольников. Мой приятель слушал рассеянно, чувствовалось, что ему все это непонятно. Математик же наоборот слушал с предельным вниманием, ему было чрезвычайно интересно, он все понимал. Когда я дошел до прямого треугольника и теоремы Пифагора, я упомянул синус и косинус и объяснил, что косинус – отношение прилежащего катета к гипотенузе, а синус – отношение противолежащего катета к гипотенузе, он сказал:

- Послушайте, у нас эти понятия называются…, - он назвал непонятные математические термины, - и они являются отношением прямого (синус) и обратного (косинус) преломления времени к его долготе. Я так полагаю, что все математические понятия есть и в нашей и в вашей математике, только они рассчитываются разными способами.

      Затем он стал мне рассказывать о таймометрии – разделе их математики об изменении времени. Он мне рассказал о плоскостях и линиях и углах времени, об их пересечении, и связанных с этих закономерностях, он показал, как доказываются их теоремы и решаются задачи. К сожалению, всего я понять не смог, он называл мне много разных специальных терминов, которые я не запомнил.

- Я вам очень благодарен за эту беседу, - сказал, наконец, математик, - вы можете показать мне, как работает ваш механизм отсчета времени.

       Я снял с руки часы и попытался объяснить, что стрелка двигается с постоянной скоростью и таким образом показывает время.

- Они показывают правильно, только в том случае, если допустить, что время двигается с постоянной скоростью, - сказал математик, после раздумья.

- Кстати, с помощью ваших часов, вы могли определить, сколько спали, помните, вас беспокоил этот вопрос, - сказал мой приятель, - мы ведь совсем забыли, что у вас есть часы.

- Интересно, а они работают согласно законам вашего мира или нашего, - спросил математик.

- Видите ли, - сказал мой приятель, - мы тут подумали и пришли к выводу, что имеется определенная взаимосвязь между пространством и временем, возможно, закон перехода пространства во время. Поэтому не важно, по законам, какого мира работают эти часы, в любом случае они работают правильно. 

- Ваши рассуждения отдают сложной философией, - сказал математик, по всей видимости, он, как все знатоки точных наук, недолюбливал философию, - меня интересует следующий вопрос: можем ли мы сопоставить движение нашего пространства, измеренное этим прибором, - он показал на нечто, похожее на часы на своей руке, - с движением времени, измеренное этими часами. Исходя из того предположения, что эти процессы взаимосвязаны, мы должны выявить определенную закономерность изменения времени и пространства, например на сантиметр нашего пространства стрелка часов должна сместиться на определенное расстояние, то есть она должна отмерить определенное время. Только бы ваши часы работали по вашим законам, а не по нашим!

- А почему это имеет принципиальное значение? – спросил я.

- Я думаю, это важно для вашего возвращения в ваш мир. Ведь, если мы сможем сопоставить эта два механизма (механизм отсчета пространства и механизм отсчета времени), то мы получим нечто вроде машины времени или машины пространства. И тогда мы сможем попасть не только в то время, когда вы столкнулись со столбом, но и в то пространство.

- Правда, правда. Ведь в нашем мире мы можем попасть в любое время, а в вашем – в любое пространство. Если мы сможем одновременно попасть в то время и в то пространство, вы сможете вернуться к себе домой! Вы так рассуждаете?

- Да, но для этого мы должны каким-то образом совместить эти два механизма, чтобы они работали слаженно и одновременно оправили нас в тот момент жизни.

- Как же это сделать?

- Я думаю, мы должны рассуждать следующим образом: чтобы попасть в то пространство, нам надо пользуясь вашим временем просто до него дойти, исключив возможность, изменения столба, согласно нашим законам. С другой стороны, мы должны попасть в прошлое, пользуясь нашим движением пространства. Таким образом, мы совместим оба процесса. Сейчас оставьте меня одного, мне надо немного подумать, как это сделать. Я попробую совместить знания таймологии и азов геометрии, которые вы мне рассказали. Зайдите ко мне, когда пройдет полметра нашего пространства. И отмерьте, пожалуйста, сколько на это уйдет ваших часов. Вообще поэкспериментируйте: засеките определенное пространство и время на ваших приборах и посмотрите, эти измерения будут постоянными или нет.

Мы вышли на улицу.

- Я думаю, наш друг соберет аппарат, о котором он говорил, - утешал меня мой знакомый, - он один из самых талантливых математиков в нашей стране. Так что скоро вы вернетесь к себе домой.

       Когда мы вышли, мы засекли время по моим часам и пространство по прибору моего знакомого. Через несколько минут, мы решили сверить наши приборы: оказалось, что прошло 2 см пространства, а по моим часам прошло 4 минуты и 48 секунд.

- Давайте еще раз засечем время и пространство, - сказал мой приятель.

      Мы засекли. Я с тяжелым сердцем отсчитывал секунды на часах: вдруг пройдет другое количество времени. Через 4 минуты 48 секунд, мой приятель сказал:
- Прошло 2 см пространства.

- Ура, - огромный груз свалился у меня с плеч, - значит, все-таки мои часы идут стабильно, по времени моего мира.

      Он тоже очень обрадовался. Мы некоторое время погуляли по улочкам этого города. Еще несколько раз мы замеряли одни и те же отрезки времени и пространства на наших часах, каждый раз измерения были постоянны: 2 см их пространства соответствовали 4 минутам и 48 секундам нашего времени.

      Наконец, прошло около полуметра пространства или около 2 часов по нашему времени и мы направились к нашему другу-математику. Мы сказали ему, что время и пространство, согласно нашим часам изменяются по одним законам.

- Это хорошо, - сказал он, - но даже если бы это было не так, я все равно понял, как нам выйти из положения. Я применил тригонометрические функции, главным образом синус и косинус: они как вы знаете периодические: а время и пространство изменяются по периодическим законам: смена времени суток, времен года и точно также пространство периодически изменяется.

       Дальше он начал рисовать какие-то формулы, графики, быстро что-то объяснять, но ни я ни мой приятель ничего не поняли. Потом он взял мои часы, взял пространственные часы со своей руки и начал их настраивать. Провозившись минут 15, он сказал.

- Так сейчас, еще один транзистор… Ну, вроде, все готово. А вы готовы? – спросил он, повернувшись ко мне.

- Готов, - сказал я.

- Тогда пойдемте к тому месту, где стоит столб.

Прибыв на место, я указал на столб. Математик стал настраивать собранный им прибор.

- Ну что ж давайте прощаться, - сказал мой новый приятель, когда математик кивнул нам, что его прибор готов. - Ведь, если этот прибор сработает, мы с вами больше не увидимся.
Мы попрощались.

- Если будет возможность, попадайте к нам еще.

- Хорошо, - сказал я, - а вы к нам.

       После этого математик что-то нажал на приборе, я почувствовал боль в голове, открыл глаза и увидел, что нахожусь в своем дворе. Навстречу мне бодро топали два-три человека, а я стоял перед столбом, об который ударился головой. Я посмотрел вокруг: все было из нашего мира, ничто не напоминало о том, что я куда-то исчезал. «Странная приключилась история, - подумал я, - но если кому, рассказать, решат, что я сумасшедший». Так что мое приключение я никому не рассказывал, только однажды разговаривая с одним нашим математиком, я спросил его, что он думает по поводу трансформации времени в пространство и наоборот. Он посмотрел на меня очень внимательно и сказал, что если эта трансформация когда-нибудь отыщется, то будет создана машина времени, и люди смогут попасть в прошлое и будущее. «Вполне возможно, - подумал я, - только первыми создадут машину времени ученые из другого мира, ведь у них уже есть такая машина, просто ее надо слегка усовершенствовать».

       Я очень жалел, что не прихватил с собой с того мира их пространственные часы,  тогда бы можно было иногда туда попадать и общаться моими новыми друзьями. Одно утешает, что мои часы остались в том приборе у математика, так что есть надежда, что они как-нибудь приедут сюда…