Белые ночи

Валерий Шигарин
                Белые  ночи.

  Вам приходилось видеть белые ночи? Если да, то Вы счастливый человек. Я, выросший  на юге, никогда раньше не видел белых ночей. Фильмы, где показывают белые ночи в Питере, совершенно не дают представление о том, что это такое. Волей случая, оказавшись на севере,  я открыл для себя это чудо. Север очень сильно отличается от юга, даже своими ночами. На юге они непроглядно чёрные с яркими звёздами на небосводе. На севере светло серые, какие-то сумеречные. Но белые ночи это нечто особенное, неповторимое. Солнце, опускаясь по небосклону на западе, всё больше и больше начинает отклоняться к северу, и скрывается за линией горизонта где-то на северо-западе. А дальше происходит чудо. Лучи Солнца  словно хватаются за горизонт и цепко за него держаться. Они всё время меняются и те, что свободны, устремляются ввысь, озаряя небо на горизонте фейерверком золотисто-оранжевых красок. Редкие облака, попав в эти лучи, сами начинают  причудливо светиться. Это чудо катиться по небосклону всю короткую летнюю ночь. Наконец Солнцу надоедает прятаться, и оно вновь появляется над землёй. Сначала маленький краешек, а чуть погодя, огромный пылающий шар  выкатывается на небосклон и устремляется вверх всё выше и выше. Рождается новый день.
    К тому времени, как начались белые ночи, у меня уже было любимое место, где можно было спрятаться от всех, забыть на время о суете, собрать свои разбегающиеся мысли.
    Есть небольшое местечко Прилуки.  Там расположен Спаса Прилукский монастырь. Как все старые монастыри он построен в виде крепости. Мощные стены со сторожевыми башнями окружают его со всех сторон. В монастыре музей. Кое-что отреставрировано, где то ведутся работы. Приходят редкие экскурсии, можно войти самому, плата за вход чисто символическая. Место живописнейшее. Излучина реки, за ней луга, а дальше бескрайний лес. Однажды побывав в монастыре, я стал там частым гостем. Мне нравилось подниматься на крепостные стены, ходить по ним, рассматривая сквозь зубчатые проёмы расстилающуюся передо мной равнину. Однажды я поднялся на башню. На самый её верх вела узкая крутая лестница, и, поднявши крышку люка, можно было выбраться на небольшую смотровую площадку. Какой от сюда открывался вид. Это трудно описать словами. Но однажды, задержавшись наверху, я увидел закат. Как раз начались белые ночи. И я стал часто приходить сюда и просиживать здесь почти до утра. Потом тихо спускался вниз, пробирался через пролом в стене и шёл к себе. Это где-то километра три. Дорога за чертой города. Небольшие перелески, озёрца, одним словом природа во всей своей северной красе. Я приходил в часть до подъема, ловил на себе завистливые взгляды, и слышал шёпот за спиной. Опять летюха где-то всю ночь шлялся. Мне было наплевать.
   Я наивно полагал, что о моём месте не знает никто. Но однажды, сидя на поручне смотровой площадки, и любуясь закатом, услышал скрип лестницы. На башню кто-то поднимался. Бежать? Но куда? Выход перекрыт, а прыгать с высокой башни, даже думать об этом было не серьёзно. Да музей давно закрыт, и я здесь нахожусь незаконно. Ну и что теперь? Извинюсь, заплачу штраф. Я готовил оправдательные слова. Когда крышка люка шевельнулась, я наклонился и откинул её. Внизу ни мало не удивились. Мне даже показалось, что этого ждали. В проёме появилась женская рука, и я не раздумывая, протянул свою руку навстречу и помог женщине подняться на площадку. Это была работница музея. Я раньше уже видел её. Я готовился к оправданиям, а её это, похоже, ни мало не заботило. Мне даже показалось, что она  прекрасно знала о моём здесь пребывании. Женщина подошла к поручню, оперлась об него и посмотрела на закат. "Отсюда прекрасный вид, особенно сейчас. Я раньше часто поднималась сюда полюбоваться закатом. Я вижу, что Вам тоже нравиться." Она стояла впереди и чуть правее меня. Я видел её профиль, улыбку. Да она улыбалась. И не нужно было никаких слов оправдания. Сколько ей могло быть? Наверное, 35-40. Я никогда не умел определять возраст женщин, да так этому и не научился. Она была красива, да именно красива, и лучи солнца, отражаясь в её глазах, делали её еще прекрасней. Молчание, казалось, тянулось бесконечно долго.  От реки подул прохладный ветерок, и она зябко повела плечами. Я автоматически повёл рукой к пуговицам кителя, но на мне была лишь лёгкая рубашка. "Не беспокойся, я, пожалуй, пойду. Мы по очереди дежурим ночами в музее."  Только теперь я понял. Она не могла видеть моего движения, но точно знала ,что я буду делать, а рука в проёме люка была протянута мне и она точно знала, что найдёт мою руку. Так не бывает? Было именно так. Совершенно незнакомая женщина знала меня настолько, что точно предугадывала моё поведение. Не до неё, не после я такого понимания больше не встречал. Она ещё раз посмотрела на меня и тихо сказала. "А сюда надо приходить с девушкой, той единственной и вместе с ней любоваться закатом."  И тихо рассмеялась. Да вот в том-то и дело, что подружки, конечно, были. В кино, театр, кафе, на речку, в парк, куда угодно, а вот сюда никого вести не хотелось. И, словно поняв это, она сказала. "Не переживай тебе ещё захочется кого нибудь сюда привести. Просто, ещё не пришло это время." Я помог ей спуститься по лестнице и долго ещё сидел наверху.
            В часть я возвращался позже обычного, по знакомой дороге. Навстречу вставало Солнце. И казалось, оно улыбается мне её улыбкой, и у него её золотистые глаза.