Бог - это любовь?

Андрей Якуп
               
       «Любовь есть сокращение мира до единичного существа и распостранение единичного существа даже до Бога».  О.Бальзак.               

          ЛЮБОВЬ   ЕСТЬ   БОГ?

   Сначала два слова о неоматериалистической концепции. Согласно ней, развитие вещества на Земле происходило от простого к сложному ступенями: «элементарные частицы», «атомы», «молекулы», «физические тела», «растения», «животные», «человек», «социум», «виртуальные сигнальные системы», «автономные сигнальные системы», Объединённая информационная система». Вещество, шагая со ступени на ступень, оставляло на каждой из них системы соответствующего уровня сложности. Все они в реальном времени существуют одновременно, образуя весьма причудливую смесь. Чтобы её как-то систематизировать, представим всё сущее схематически в виде метафизической пирамиды («Пирамиды»), состоящей из вышеперечисленных ступеней. В видении субъектов каждой ступени, всё нижележащее – материал для строительства собственной структуры, всё вышележащее – всесильно и непознаваемо, т.е., «божественно».

    Теперь непосредственно о любви и Боге.
В первом послании Святого апостола Иоанна Богослова, гл.4, ст.1 сказано: «БОГ  ЕСТЬ  ЛЮБОВЬ». (Библия. "Книги священного писания ветхого и нового завета. Канонические". М. Изд. "Российское библейское общество", 1995г.)
   Следует ли отсюда, что любовь – это Бог? Вероятно, следует, если это выражение понимать не буквально, а как основополагающую идею стоящей над человеком очередной ступени Пирамиды – «социума», где каждый должен воспринимать себя как частицу единого целого и заботиться о других членах сообщества, как о самом себе, т.е., «любить» их.

   Наверное, все согласятся, что любовь – это чувство.
А чувство - это бессознательная оценка обстановки, вызывающая внутреннее ощущение комфорта или дискомфорта, желание поступить так, чтобы сохранить или изменить существующую ситуацию.
Не трудно заметить прагматизм человеческих эмоций: все они направлены на поддержание жизни животного вида “хомо сапиенс”. Под влиянием чувств человек инстинктивно совершает действия, направленные на самосохранение: ощущение блаженства, страха, боли, гипоксии, голода, жажды, удовольствия и т.п. толкает людей на действия, поддерживающие их жизнь. Человек, не раздумывая, выскочит из огня, если угодит в костёр (по крайней мере, ему очень захочется это сделать)  или откусит бифштекс, когда, будучи голодным, получит такую возможность. Налицо решение стандартной задачи по стереотипу, содержащемуся в программе самосохранения генного уровня – реализация опыта, накопленного миллионами предшествующих поколений развивающейся Жизни.
   Чтобы яснее представить себе суть чувства “любовь”, давайте попробуем найти её место в логическом ряде остальных эмоций человека.
Страх заставляет мгновенно уклониться от удара, чтобы выжить в ближайшую секунду. Необходимость снабжения организма кислородом вынуждает человека дышать, чтобы сохранить свою жизнь в ближайшие 5-10 минут. Желание пить и есть понужает его совершать действия, поддерживающие жизнь в течение нескольких суток. Дальше идёт секс. Ощущение удовольствия от соединения своей половинки хромосомы со сторонней половинкой подталкивает человека к сохранению его жизни в будущем поколении. Те, кто не испытывал сексуальных вожделений и не удовлетворял их, не оставили потомства, и их династия ушла из жизни. В мире остались одни “сладострастники”.
Обратите внимание: речь идёт о животном. По выражению жившего в 12-м веке врача и философа из Кордовы Ибн Рушда, “человек идёт от животного к Богу по канату, натянутому над пропастью”.
 Оставим пока в стороне место и цель “выступлений канатоходца” и обратим внимание на начало его пути. Человек уходит от состояния животного. Как? Современная наука ответила на этот вопрос, давая определение человеку как социальному абстрактно мыслящему животному, обладающему речью. Всё это, конечно, так, но здесь имеет место констатация  ещё не свершившегося события. Что касается абстрактного мышления и речи, то сомнений нет, но причислять к категории “социального”, человечество в целом пока ещё рано. Скорее, это его цель – тот “Бог”, который находится на другой стороне пропасти.
    Чтобы животному стать хомо сапиенсом, достаточно научиться абстрактно мыслить. Одни виды животных отстояли своё право на существование отращивая рога и копыта, другие – клыки, третьи – крылья, четвёртые – наращивая скорость передвижения. Люди выжили  за счёт абстрактного мышления, позволившего им, переходя в виртуальный мир, обгонять время и предвидеть результат своего действия на два хода вперёд. Человек, представив себе варианты развития событий, пережил в воображении возможные победу или смерть, вернулся в реальное время до того, как они здесь произошли, и принялся делать бессмысленную, по мнению других животных, работу – изготовлять из камня топор.
Чтобы хомо сапиенсу стать хомо социальным, мало начать объединяться в группы, нужно ещё закончить это объединение и свою идеологию конкуренции заменить идеологией кооперации.
Социум для своего сохранения выработал у человека новое качество, присущее исключительно социальному животному – способность любить.  Любить другого человека – это значит, признать его и себя частью одного целого, когда от благополучия каждого члена социума зависит собственная жизнь каждого индивидуума. Любить - это значит, включить любимого в сферу своих жизненных интересов, заботиться о нём, как о себе, стараться сделать так, чтобы ему было комфортно, то есть, создавать условия, способствующие сохранению его жизни, тем самым сохраняя социум, и, в конечном счёте, себя. Таким образом, Любовь является более дальновидным, чем эгоизм, вариантом любви к себе – программой самосохранения второго уровня сложности.
   Переход от любви к себе до Любви к ближнему происходит постепенно. На следующей, после секса, ступени системы самосохранения Жизни - любви к своему ребёнку, заставляющей животное встать на его защиту, начинает размываться чисто эгоистическая направленность животного инстинкта. С одной стороны, ребёнок – это в значительной степени продолжение жизни родителя, с другой, - индивидуум-то уже другой, а забота о нём предшественника продолжается. Следующая ступень перехода от эгоизма к Любви – это “режим наибольшего благоприятствования” в отношениях супругов друг к другу. Никакого биологического родства между ними нет, но косвенная зависимость остаётся: появление и благополучие ребёнка (в конечном счёте – его жизнь) в значительной степени зависит от наличия и сохранения его родителей. Таким образом, биологическая семья выступила в роли переходного этапа от заботы о себе к заботе о постороннем человеке, являющимся  хранителем общего потомка. Эгоист-одиночка  стал интуитивно видеть дальше собственного носа: оказалось, что продолжение его жизни в потомстве прямо зависит от сохранения жизни супруга, выступавшего на стадии животного всего лишь в роли сексуального партнёра. В результате, чувство любви к себе расширилось до пределов семьи.

   По мере интеллектуального развития индивидуума  его программа самосохранения (точнее, программа сохранения Жизни) отрабатывала всё более и более далёкую перспективу: индивидуум, где-то инстинктивно, а где-то, используя разум, прогнозировал всё более далёкие последствия своих действий и соответственно расширял сферу,  частью которой себя ощущал, от состояния которой зависел и в которой видел себя ответственным за происходящее. То есть, человек образовал экосистему (социум), отдельные субъекты которой являются её составной частью, поэтому их чувство самосохранения распространилось на ближайшее окружение, утратило приставку “само” и стало именоваться «Любовью» в широком смысле слова. По мере своего развития человек становится «хозяином» своего очередного дома: семьи, трудового коллектива, кондоминиума, фирмы, города, страны, Жизни в целом, планеты Земля. «Хозяином» Дома, обитателей которого он «Любит», т.е., бережёт.
В длинном ряду чувств, сохраняющих человеку жизнь, стоят и любовь к собственной персоне – стремление уберечь её любой ценой, и любовь к ребёнку, и к супругу, к Родине, к человечеству, ко всему живому на Земле. Любовь к окружающим – всё та же песня дальновидного чувства самосохранения индивидуума через сохранение социума, когда сохранение любимого является условием сохранения любящего. Здесь необходимо подчеркнуть одно обстоятельство. Истинно человеческой, т.е. присущей исключительно человеку, “Любовь” стала тогда, когда вышла за пределы чистой биологии (за пределы любви к детёнышу, самке или самцу) и стала инстинктом социума. В этом качестве она получила титул “Любви духовной”. В Послании к римлянам Святого апостола Павла, гл.13, ст.9  сказано: “И ВСЕ ДРУГИЕ (ЗАПОВЕДИ)  ЗАКЛЮЧАЮТСЯ  В  СЕМ  СЛОВЕ:  “ЛЮБИ  БЛИЖНЕГО … СВОЕГО,  КАК  САМОГО  СЕБЯ.” Гл.9, ст.10: “… ЛЮБОВЬ ЕСТЬ  ИСПОЛНЕНИЕ  ЗАКОНА.” – закона социума.
Если сложнейшую схему самосохранения Жизни на Земле сжать до предела, то она будет выглядеть следующим образом. На первом шаге развития индивидууму «хорошо», когда он поймал и ест козу, на втором – когда коза жива, здорова, размножается в его сарае и её можно съесть в любой момент, на третьем шаге, - если в порядке сенокос, коза жива … и т.д.
    Итак, все “уровни любви” являются всего лишь ступенями технологического процесса самосохранения животного. Когда говорят, что человек отличается от животного тем, что умеет любить, путают местами причину и следствие: отличается он своей “социальностью”, а Любовь – явление вторичное, всего лишь организующий её инстинкт, который, действительно, присущ исключительно человеку. Можно возразить, что животные тоже “любят” друг друга а иногда и человека. Да, это так, но не забывайте, что люди плавно переходят из состояния “животное” в состояние “человек”, и на каком-то отрезке развития те особи, что оттачивали свои клыки, и те, что совершенствовали разум, имеют много общего.
   Получается, что “любовь духовная” – это инстинкт, механизм самосохранения социума, в частности, государства. Вы думаете, это новость? Ничуть не бывало. Греция, 5-й век до нашей эры, философ-идеалист Платон: "Государство – это человек в гораздо более крупном масштабе. Его высшая задача – самосохранение". (Ларионов Игорь. "Тайны египетских карт Таро". М,  Изд. "Молодая  гвардия", 1992г.)
                13.04.2007.