Предисловие переводчика

Федотов Геннадий Владимирович
Повесть «Об отцах и страдальцах соловецких» попала ко мне россыпью, без переплета и без одного листа. Был у меня приятель, ныне в лучший из миров переселившийся, Иван Евстигнеевич Лебедев, дьякон Восточной православной церкви (старовер). Мудрый старец, на любые темы с ним можно было беседовать, и всегда он спокойным и благоразумным оставался. Так что было чему и поучиться у него.
Дивным ему показалось, что бегло читаю я древнерусские тексты, тогда как сам он их разбирал довольно медленно. Вот и отдал мне книгу, предвидя, что иначе она просто пропадет, находясь в таком непотребном виде. Я же надумал ее перевести на современный русский язык и опубликовать, если получится.
Книга написана Симеоном Дионисовичем и представляет собой печатный сборник, содержит несколько повестей о церковном расколе, записанных, большей частью, со слов очевидцев. Следует отметить, что книга исторична, ни в чем не противоречит другим документам. Все события описаны достоверно, по крайней мере, именно так, как о них было известно современникам.

Историчность и подвигла меня, человека не только не верующего, а скорее наоборот, заняться переводом церковной книги, и много трудов положить на то. Только на одну повесть ушло несколько лет. Да уж и опасаюсь теперь, что от трудов сих праведных у меня даже не один, а два горба образуются.

Кстати, некое историческое открытие при переводе удалось сделать. Так в повести описывается, что в 1675 или 1676 году воевода Иван Мещеринов обстреливал Соловецкий монастырь ракетами. Надо полагать, что это первое в истории применение ракетной боевой техники, зафиксированное документально.
Термина «ракета» тогда очевидно еще не существовало, и автор обозвал ее «кознью». По современной классификации «кознь» представляла собой тактическую ракету с кассетной осколочно-фугасной боевой частью.
Всего по монастырю выпущено три ракеты. Изготовлены они были из дерева прямо в войске некими «хитрецами». Одна вмещала 160 гранатных ядер, вторая – 260, и третья – 360 ядер.

Первые две ракеты в монастырь не попали, но послужили пристрелочными. Третья взорвалась точно над крестами монастырского собора. Из описания можно понять, что, по крайней мере, третья ракета была запущена под большим углом к горизонту. После того, как отработал маршевый двигатель, перешла на почти вертикальный полет вниз. На высоте крестов собора сработал вышибной заряд, который разбросал ядра и поджег их запалы. Стоит отметить, что все системы ракеты отработали чётко, без сбоев.

Однако, несмотря на высокую точность попадания, только три ядра упали на территорию монастыря, остальные разлетелись за его пределы. Такое могло произойти в том случае, если ракета имела центральный стержневой вышибной заряд, и мощность его оказалась излишней.

Обыкновенному обывателю, не всегда церковные дела понятны, поскольку он, как правило, не разбирается в чинах и званиях. Вот потому и решил я здесь по возможности просто эту часть изложить, если кому интересно.

Сан – проще говоря, квалификация. Для священнослужителей их всего два: дьякон и иерей.

Дьякон – как бы техник, имеет право помогать священнику при проведении служб, обрядов и таинств. В большинстве храмов имеется чин (должность) с тем же названием, дьякон.

Иерей – как бы инженер, имеет право проводить службы, обряды и таинства.

Чин – занимаемая должность. Священнослужители, как правило, именуются чином (занимаемой должностью) и именем. При этом сан не упоминается, поскольку наличие его предусмотрено требованием должности.

Духовенство разделяется на черное (чернецы, черноризцы, иеромонахи), монашествующее, давшее обет безбрачия и белое (бельцы).

Звание – просто название. Например, всех священнослужителей, занимающих высокие церковные посты, принято называть архиереями.

Почетное звание – присваивается за особые заслуги, как высшая награда. Для белого духовенства почетное звание – протоиерей (раньше было – протопоп), для черного – архимандрит. Облачение их отличается большим протоиерейским нагрудным крестом. Существует почетное звание и для дьяконов – протодьякон. Почетное звание обязательно упоминается при именовании священнослужителя. Например: Первосвященник Новоспасской церкви протоиерей Александр. В ряде случаев, когда служитель широко известен, при именовании упускается и чин, а именуется только почетным званием и именем. Например: Протопоп Аввакум.