Явление второе

Юрий Абрамицкий
     Возвращаемся на троллейбусе из роддома, и Маруся говорит какой-то девочке: "Ляля вылезла из пузика и зовут её Сестрёнка". Так начиналась новая глава в нашей жизни.
     Мама чувствует себя хорошо, радуется, кормит ребёнка. Показывала нам из окна третьего этажа свёрток с неразличимым личиком, но по телефону сообщила, что девочка хорошенькая, и скоро должны выписать. Затем добавила, что Александра (назвали её в честь бабушки) улыбается и высовывает язычок. Чему-то уже радуется.
     Когда мы собирались в роддом, после сильного порыва ветра зашумел ливень и грянул гром. Маруся, услышав громовержца, прибежала из кухни ко мне и нарочито громко и оживлённо стала просить защиты и комментировать.
     Со второй попытки мы, кажется, правильно собрали пелёнки и распашонки для маленькой Александры. И купили маме сгущённого молока в тюбике. Я шутил, что будут как космонавты есть пищу из тюбиков. Санька умеет уже плакать, но услышав разговор по телефону, начинает проявлять интерес и улыбаться.
     После рождения второй дочери я спешу поделиться новостью с соседями нашей пятиэтажки и пытаюсь ознаменовать Новое Явление стихами.

          Александра родилась в Химкинской больнице,
          И носили в роддом маме мы гостинцы.
          Как бы не было, случилось весенним днём чудо...
          Если надо для страны, всегда готов,.. буду.

     На выписку я одеваюсь как невеста на выданье: бархатный пиджак и розовая рубашка - последние приличные вещи в моём гардеробе. Сегодня мне предстоит забирать из роддома Александру и внедрять её в родную домашнюю среду. Не забыть отвезти жене предметы туалета, от которых она отвыкла за долгие месяцы беременности.
     В 15 часов мы всей семьёй были уже дома. Маруся из-за чувства сопереживания убегала на кухню при первых звуках плачущей Ляли, как она называет Александру. Не сразу, но начала привыкать и приставлять ко рту палец, чтобы мы вели себя потише. Санька сразу заняла все наши мысли и переживания. Завтра пойду, не откладывая в долгий ящик, заниматься регистрацией Нового Человека и всеми остальными формальностями, включая запись в очередь на место в детском саду.
     Свидетельство было оформлено быстро и подписано той же особой, которая готовила документ, Авериной Е.В. Я сразу же собрался, чтобы записать Александру в очередь на место в детский сад и на получение Пособия в Соцзащите, но мама Света осадила. Необходимо ещё дойти с нашим "Конвертом" в Домоуправление на предмет прописки по месту жительства.
     Гуляли все вместе, вчетвером. Погода уже летняя и жаркая, с ночными дождями. Мы с Марусей спим на балконе. Санька спит в красной люльке, которую можно ставить куда угодно. Зимнюю коляску разбирать не стал, а оставил на кухне за неимением места. Жить вчетвером в одной комнате можно, но не всегда хватает изобретательности.
     Знакомили соседей, занятых благоустройством примыкающего к дому земельного участка, - со своим Чудом. Отвыкшая от детей женщина заволновалась, не легко ли мы одели ребёнка? Это при температуре +25 градусов. Пришлось начинать читать лекцию о функции терморегуляции у новорожденных, но меня никто не слушает.
     Уже третий час ночи, а мы со Светой на ногах. Перехвалили, видать, Саньку. Спала спокойно и давала всем выспаться. Этой ночью - не уложить. Материнское молоко ещё плохо усваивается, её мучают колики, и сказать нам не может, чем помочь. Приходится носить на руках, менять памперся чаще обычного и надеяться, что сон пересилит её болячки. Следующим вечером, слава Богу, вошли в режим.
     Живём небогато и продолжаем экономить памперсы, подкладывая внутрь специально вырезанные под размер чистые тряпочки. Каждый день стираем десятки таких заготовок и сушим на балконе. Благо стоит тёплая погода, и процесс сушки не отнимает много времени.
     Лежим на балконе, где хорошо слышны все звуки не засыпающей улицы. Марусе давно пора спать: "Папа, а это что за звук? - Кто-то выкинул мусор. - В грузовик? - В контейнер". Полежала молча ещё какое-то время: "Это я закрыла дверь..." Причём тут дверь? Я выбираюсь из сонного оцепенения и нахожу спасительную фразу: "А теперь закрой рот". Когда она, наконец, засыпает, я осторожно выбираюсь из узкого балконного пространства и захожу в комнату. Света продолжает "уговаривать" спать Санечку. Смотрю на часы: около полуночи. Начинается моё рабочее время с ноутбуком, и я нервничаю, если вовремя всех не убаюкаю.
     Санька начала "зарабатывать" деньги. К моей пенсии (не всем же пенсионерам дурака валять) за прибавку в семье добавили полторы тысячи. На подгузники хватит. Но Света продолжает экономить и подкладывает в них тряпочки, которые потом застирывает.
     Санька гримасничает, когда засыпает или старается понять, что мы говорим. Мы смотрим на неё и забавляемся.
     Санька в первое время часто прикладывается к груди покушать, и часто приходится менять подгузники. Во внутриутробной жизни всё происходило автоматически и без перерывов, и без нашего вмешательства, и без лишних затрат. Дальше, надеемся, подгузниками она будет пользоваться всё реже и не так непредсказуемо.
     Пытаемся Александру "разговорить". В издаваемых ею звуках ищем какие-то осмысленные знаки. Я даже записал фрагмент на диктофон. Слишком мы, видимо, торопимся развить у Сани какие-то навыки. А Маруся в тоже время всё больше от нас отдаляется и почти не участвует в наших стараниях. И трудно нам вчетвером уплотниться в одной комнате и растворить свои интересы в одном замесе.
     А через месяц Александру взвесили, и прибавила она кило сто. И удивила, и порадовала.
     Санечке не так легко начинать новую жизнь: подгузников осталось на два дня, а до пенсии ещё больше недели.
     Саня тянется иногда ко мне, чтоб подкормил, а я говорю: "Извини, у меня молоко только в холодильнике".
     "Разговариваем" Саню. С Марусей таких процедур не проводили. Сейчас Марусю больше "воспитывает" телевизор, когда мы удаляем её из "детской" на кухню.
    
     Через два месяца мы уехали из шумного города на тихую, далёкую от Москвы дачу.
     "Санька, мы приехали в Белоруссию. Что нужно сказать? - Агу!" - подсказывает Маруся. Санька молчит, включает только мимику: "А рот зачем раскрывать, если ничего не говоришь? Ну, давай скажем ноту ЛЯ, - и мы вдвоём с Марусей выводим ноту ЛЯ. - Тебе уже два месяца и 8 дней, надо что-то сказать". Наконец, Санька произносит звук "А-а".
     Читаем детские книжки. В качестве слушателя к нам подключается и Александра. Потом мы говорим о чём-то весёлом, и неожиданно начинает сменяться и Саня. Смеётся впервые, но выразительно. Включается без всяких "репетиций". Чем нагоняет на нас ещё большее веселье. Мы хохочем уже вчетвером.
     Ещё через какое-то время я включаю приобретённые в Химкинском ЛИТО навыки:

          Александра ещё в утробе
          Продвигалась, и что-то в ней пело.
          Её главною было заботой -
          Осмыслять материнское дело.

          Наконец, она объявилась...
          Наступил тот божественный час,
          Окружение всё удивилось,
          И взглянуло с тревогой на нас.

          Хватит сил воспитать это чудо?
          Её придать совершенства черты?
          Как бы ни было это трудно,
          Мы стараемся - я и ты.

          Александра вобрала смело
          Опыт наш и присущий изгиб.
          Мы не зря волновались за дело -
          Романтический пыл не погиб.

          Она выросла и окрепла,
          Благодарно взглянула на нас,
          И взлетела, расправив крылья -
          Привлекал её больше Парнас!

     Возможно, с перспективами я перестарался, но таковы условности стихосложения.
    
     Саня уже может по 3-4 минуты издавать голосом какие-то вариации, пробуя свои возможности и радуя нас. И это больше похоже не на проговаривание знакомых буквенных звуков, а на вокал.
     Александре - 3 месяца, четверть года. По этому случаю мы одели ей новый "праздничный" памперс.

     Александра нас порадовала поездкой в Белоруссию. С ней было просто - не возникало никаких затруднений.
     Маруся иногда спрашивает: "А все были такими маленькими как Саня?"
     В три с половиной месяца Александра прибавила в весе в два раза. Это более 6-ти с половиной килограммов.
     Саня начала выдавать невообразимые междометия, в которых угадывается её недовольство и невозможность что-либо изменить.
     Затем наша Саня стала приподниматься на коленях и подолгу удерживаться в сидячем положении. Не имея возможности приобрести манеж и разместить его, мы выстилаем площадку на ковре из одеяла, чтобы откуда-нибудь Саня не брякнулась, и чтобы побольше было пространства для "манёвра".
     Саня не могла видеть, как 5 лет назад её старшая сестра приподнималась на коленях, оттопырив попку, и раскачивалась взад-вперёд. Но она повторяет незадолго до полугодия эти движения.
     Ходили с Санькой на УЗИ по подозрению в отклонениях тазобедренного сустава, затем к ортопеду. Подозрения сняты, но сестра, которая выносила медицинскую карту, странно сказала, чтобы мы ребёнка не ставили на ноги и не поощряли к движению, пока сам он не захочет.
     На пороге своих 6-ти месяцев Санька устойчиво сидит и стоит, удерживаясь за диван. И любит сниматься в кино.
     Когда Санька начинает икать - она проголодалась.
     Санька в 6 месяцев стала показывать нам язык.
     Санька любит царапать ногтями обивку дивана, издавая при этом довольно громкие раздражающие звуки.
     Она, между тем, научилась самостоятельно вставать, держась за край дивана и энергично раскачиваясь. Когда она плакала, я придумал петь ей "Степь да степь кругом". Действовало безотказно, а когда перешёл на "Зелёного кузнечика", снова полились слёзы.
     В 7 с половиной месяцев у Сани появился свой "зоопарк", где она, оперевшись на диван, может постоять в окружении плюшевых зверей, которые её защитят от падения во время потери равновесия. Но Саня может не только постоять, а и сделать несколько шагов к стене, чтобы окончательно оторвать картину из пазлов, приклеенную к этой стене пару лет назад.
     В 9 часов отправились с Санькой в поликлинику. Долго стояли в очереди, но сделали сразу три дела: осмотрелись у педиатра, выписали рецепт на молочную кухню и укололи прививку от гепатита. Что интересно: Санька похудела на триста граммов. Но это объяснимо: стала больше двигаться, ходить. Её хождение опасно: может удариться, может вытянуть на себя ящики стола, за которые она держится. Маруся уже опрокидывала этот стол для белья на себя года 2-3 назад.
     В 8 месяцев Саня стала быстро и уверенно передвигаться или ползком, или вертикально. Расслабиться ни на минуту не удаётся. С наступлением холодов надо следить, чтобы не подползала близко к балконной двери.
     Иногда ей хочется поговорить: "та-та-та, па-па-па, дя-дя-дя, ла-ла-ла..." Произносит она это ни к кому не обращаясь, а для того, чтобы попробовать и услышать свой голос. С зубками тоже пошёл явный прогресс. Вверху - два широких зубика, снизу - четыре. У Маруси процесс этот проходил и раньше, и быстрей, потому что её активно подкармливали специальным кальцием.
     8 месяцев. У Саньки выработалась привычка похлопывать рукой, когда встанет на ноги (по столику или табуретке), или устроившись на плече (по спине).
     Делает попытки стоять без поддержки руками за что-либо.
     Санька научилась снимать свой башмачок,.. и потащила его в рот.
     Можно расслышать в её говоре "папа", "мама", но получается это пока случайно, без обращения к кому-либо.
     Незадолго до 9-ти месяцев от рождения Санека пытается балансировать на ногах, отпуская опору руками. Секунд пять уже можно насчитать.
     С каждым днём прибавляется уверенность, что Саня вот-вот пойдёт. Она как-то забылась, что ни за что не держится, сделала шаг и продолжала ещё какое-то время удерживаться на двух ногах.
     Саня уже третий день проговаривает: "Вэ-вэ-вэ..." Мы начинаем её торопить: "Саня, есть и другие буквы: бэ, гэ, дэ..."
     Остаётся ещё 10 дней до 10-ти месяцев, а Александра добровольно и самостоятельно совершила переход от дивана к столику. Спокойно и уверенно. Можно было и не страховать.
     За 3 дня до 10-ти месяцев Саня очень так выразительно говорила слово "Мама". Затем она мамой называла и папу, и Марусю. А я всё поторапливал Александру, чтобы она переходила на "Папу".
     Санька начала ходить - у ней уже другой статус: ходок! И 10 своих месяцев она встретила уже ходящим человеком.
     Какое-то время Санька всё пыталась встать на голову. Упирается лбом в пол и смотрит назад перевёрнутую картину. Может быть, это ей нравится: смотреть на перевёрнутый мир?
     И через две недели после первых шагов она начинает делать переходы на кухню. Границы комнаты уже её не устраивают.
     А зима не собирается сдавать своих позиций и по ночам изрядно подсыпает снега. Да и днём затевает нешуточные заряды со снежинками, которые завораживают даже Александру. Я подложил подушку на коляске повыше,и она может наблюдать за непонятными явлениями природы.
     Зарядили видео с караоке, где есть песня "В лунном сияньи". Когда очередь доходит до "динь-динь-динь", Саня пытается не только повторить звучание, но и выдержать ритм. Получается как-то "ды-ды-ды".
     Санека сегодня впервые сумела надеть кольцо на пирамидку. Ей это понравилось, и она захлопала себе ладошками.
     Когда Саньке исполнилось 10 месяцев, мы сложили, наконец, раздвижной стол, на котором занимались переодеваниями и другими детскими процедурами, и в комнате стало просторно - есть где "побегать", не разбивая лоб.
     Санека продолжает пополнять свой разговорный запас. В её арсенале уже есть "ди-ди-ди", "буль-буль", "вау", "опа"...
     Отдали коляску, которая "вынянчила" Марусю и Александру в обменный пункт у близлежащего Храма и набрали детской обуви на лето. Когда Санеке исполнится Один год, мы снова отправимся в долгое путешествие к Беловежской пуще, где когда-то появился на свет её прадед Селивёрст Абрамицкий.

                5 мая 2012 года