RE-постмодерн

Михаил Калмыков
Я всегда считал, что любой текст, неважно, будь он художественный или публицистический, да даже научно-популярный, должен начинаться с цепляющей фразы. Например, как пелевинское Generation «П», «12 стульев» Ильфа и Петрова или «Идеаль» Бегбедера.

Так вот, открывая перед собой набор символов, ты должен зацепиться за первые три строчки, повестись, проиграть, купиться. Все дело в нашей повсеместной рассеянности. При таком обилии информационного мусора, на который мы повесили ярлык «выбор», просто невозможно сфокусировать свое внимание на чем-то конкретном и качественном. Это как кататься на карусели среди бесконечных рядов супермаркета. Разноцветная масса, сворачивающаяся в трубу.

Это я вот к чему. Читая недавно свой собственный жж, я каким-то чудесным образом, через огромную цепочку перепостов, попал обратно в свой блог. Ощущение было такое, будто получил бумерангом по голове. Я столько раз перешел по каким-то ссылкам различных постов, что даже потерял смысловую нить этого линк-лабиринта. В связи с этим из моих весьма унылых философических мучений родился такой гротескный тезис, как «Эпоха re-постмодерна».

Капитан Очевидность как бы намекает, что мы перешли в нее из эпохи постмодерна.

Аккурат после того, как подавляющее количество социума подверглось массовой миграции в социальные сети, на площадках которых вознеслась такая грандиозная надстройка, как Её Величество - Блогосфера. Получилось так, что буквально за какие-то десять лет у простого Интернет-обывателя помимо узкопрофильного форума и сетевого чата появилась целая магистраль горизонтальных связей, по средствам которой социальная коммуникация достигла скорости звука. Да что уж там. Света, если его, конечно, не отключает «ЖЭК-потрошитель».

Все мы как-то одновременно включились в перманентный обмен новостями (скандалами, интригами, расследованиями). В частности, каждый из нас стал маленьким рупором, мини журналистом, трезвонящим в свою рынду. Фокус в том, что от всего этого люди не стали ближе друг к другу. Скорее появилось больше единомышленников, которые говорят об одном и том же, но с разной степенью орфографических ошибок. Мы по-прежнему одинокие льдинки со своими собственными блогами и твиттерами, но все мы теперь – составляющие одного ледника, единого информационного океана.

Делает ли такой уровень массовой коммуникации нас более однородными и социально-активными? Становимся ли мы более просвещёнными или менее равнодушными? Удивительно, но скорее нет, чем да. Просто все это очень сильно затягивает, хочешь ли ты этого или нет. Как в водоворот. Все мы стали перепост-зависимыми, наркоманами, которые спешат поделиться чем-то, получая в награду свою долю кайфа (комментариев и сердечек с пометкой "мне нравится"). Сегодня перепост – это такая же распространенная форма энтропии информации, как сплетни и слухи от бабушек около подъезда. А наши комментарии – не более, чем шелуха от семечек, среди которых порой не найти ни одного здорового зерна…

Все это очень закономерно. Информационное общество развивается по футуристическому, но довольно банальному сценарию. То чем живет общество – слишком быстро обесценивается. Прошлый век индустриальных корпораций и культа денег закончился глобальным финансовым коллапсом. Сегодняшний век информации уже переживает свою первую инфляцию: одно сообщение – сотни репостов. Идет постоянная тенденция к уменьшению. К микроблогу, к микро теме, к микро эмоции, к микро мнениям. Микро-люди сами ретранслируют неважные новости, которые подбрасывает им медиа. Показательно, что в такой системе совершенно вымерли герои. Их просто нет. Время героев навсегда осталось в прошлом, на руинах авторитетов, которые сейчас никому не нужны. На место героев пришли блоггеры, как главные источники информации. Точки отсчета перепостов и якобы генераторы «гражданской активности». Понятно, что блоги – это уже главные сми будущего и даже настоящего. Однако за всю историю массовых коммуникаций , последние – наиболее оторваны от реальности. Ледники тают, и их осколки отплывают все дальше от реальности регионов. Эпоха перепоста – это фикция гражданского общества, фотожаба на свободу информации и единство.

Сегодняшняя реальность, сколь ужасна, столь и невероятно интересна. Здесь крайне интересно жить, ежедневно упиваясь информационным цунами. Выходить из подземки или вылезать из набитого троллейбуса, заходить в свой уютный бложик и репостить, репостить, репостить, веря в то, что это кому-нибудь еще интересно, потому что сам ты по сути уже не интересен даже себе.