Эссе о музыкальном критиканстве

Михаил Калмыков
Дело вот в чем. Где-то около полугода назад я начал заниматься неким подобием музыкальной журналистики, то есть жанром, давно умершим, то есть, по сути, архаизмом, даже больше скажу - атавизмом. Мартышкином трудом, если хотите. Нет, я конечно, и раньше, начиная с периода раннего отрочества, любил рассуждать о музыке, ее новых веяниях, классике, мэйнстриме и так далее. Но как-то более осмысленно (бессмысленно) все стало получаться где-то сейчас. В настоящем.

Почему музыкальная критика умерла как жанр? Вот попробуйте так взять и сказать навскидку хотя бы несколько журналистов, воюющих на поприще музыки или околомузыки. Ну, Горбачев из Афиши, ну «гуру» Троицкий, давно отошедший от дел. Ну, может, кто Козырева скажет, да и то с большой натяжкой. Все? Именно.

Виной всему, конечно, Интернет и его величество – время. Оно стало идти быстрее. Вот он парадокс современности – мы живем дольше, чем наши предки, но гораздо быстрее. Более качественно, но эфемерно. А посему ни то, что на какие-то жалкие рецензии непонятно кого нет времени, на саму музыку нет времени. Это же очевидный факт, что успешный человек, который семь дней в неделю строит свою карьеру, свою жизнь, свою семью – в гробу видал новый альбом шотландской пост-рок группы Mogwai. И это справедливо.

Получается, что любая журналистика, а уж тем более искусствоведческая – от лукавого и для неудачников. Много ли вы знаете литературных критиков? Театроведов? Может кинокритиков? (Волобуев, Зельвенский не в счет). Все эти рефлексивная болтовня об искусстве интересна исключительно людям глубоко ленивым, где-то даже закомплексованным и повернутым на сабже.

Что касается музыки, то здесь отдельная история. Проблема одна – ее стало слишком много. Десять лет назад существовало – 20 рок групп, которых надо было слушать, клеить их постеры на стену, покупать их кассеты и писать их название в лифте черным маркером. Сейчас любой человек выкладывает свое говнотворчество в Интернет, и это становится доступным и популярным. Американская мечта стала всемирной. «Заводы стоят, одни гитаристы в стране!» Больше нет никакого авторитетного мнения. Любой просто заходит на ласт.фм (например) нажимает на плей и ныряет в поток. А поток этот столь эклектичен, сколь и банален. Термин mainstream появился намного раньше, но в итоге это стало главным определением музыки. Те, кто сейчас это читают, вы в курсе, что до сих пор кому-то вручают грэмми? Кто-то все еще по старой привычке делает клипы и даже выпускает альбомы. Когда вы последний раз скачивали альбом и прослушивали его от и до? (Я уж не говорю про покупку) А потом еще и рассуждали по этому поводу. Зацепил - не зацепил. Это время кончилось. Критики давно перепрофилировались в промоутеров и пиарщиков. Музыка живет треками и потоками, в лучшем случае EP. Повторюсь, музыки стало слишком много, просто нет времени нажать на паузу и как-то это все переварить. Нас хватает только на унылое нажатие "мне нравится" на треке, скинутом подругой в микроблоге.

Большинство людей, которые говорят, что слушают «все» - лукавят. Точнее нет, они просто сужают понятие этого самого всего. На самом деле такие люди воспринимают два-три направления (обычно весьма посредственные), из которых до них доходят только хиты. Музыкальное критиканство в нынешней матрице, где музыка обесценивается также быстро, как и слова, вызывает интерес только у настоящих меломанов или так называемых music addict. Поэтому музыкальный критик должен одинаково хорошо разбираться, например, в португальском джазе, во французском электро-попе или канадском дарк-фолке. Вылавливать из этого огромного стерео-океана самую вкусную рыбу и заворачивать её в слова-рисинки, чтобы было вкусно и полезно. Чтобы "качало", прости Господи.

И тех и других становится ужасающе мало потому, что люди перестали читать и писать, а главное слышать. Мы все больше бездумно тыкаем на кнопки.

Однако, мне хочется верить, что всегда найдутся люди, которые будут обсуждать, энциклопедировать, критиковать, петь дифирамбы – заниматься сотрясанием воздуха, потому что музыка – это все же звуковые волны, которые накрывают самые острые рифы нашей души.

Надеюсь, что и я останусь среди них, пускай с маленьким не авторитетным мнением и в забытом бложике.

Sorry I am sorry Ha ha © Michael Stipe (R.E.M.)