Герой Советского Союза

Симион Волков
Рассказ
-----------
жанр мейнстрим
----------------------
Посвящается светлой памяти моего отца и всех фронтовиков.
Все имена и фамилии подлинные.

Сегодня, когда мне одинаково близко как к тридцати годам, так и к сотне лет, часто вспоминаются встречи с людьми необычными. Людьми, которых даже моя, совсем не простая жизнь, хорошо сохранила в немолодой и уже белой от седин голове.  Никогда я не знал, где и когда судьба такие встречи мне готовила.  Но всегда был им рад и сам искал такие спонтанные встречи.
 
Каждый год, когда становилось тепло и солнце не только светит,  мы готовимся отметить великий и печальный Праздник - День Победы. Отмечаем его мы и в Израиле. Не так может быть пышно, как в России, но с уважением к ветеранам, которые её прошли своими ногами. Где прошли, а где проползли или проплыли на плоту, как мой герой, с оружием в руках и смогли живыми с победой вернуться домой с войны.
 
И я с каждым годом всё пронзительнее вспоминаю одну короткую встречу с необычным Человеком. Я не ошибся, написав слово Человек с большой буквы. Он того стоит, даже большая буква для него мала.

В конце 60-х годов я поменял работу. Я решил пойти учиться на зубного врача, поэтому перешёл из электромонтажного управления на общественную работу. Какой бы ни был социализм в нашей стране, но были до конца 80-х годов везде крепкие отраслевые профсоюзы. Я, как активный комсомолец и пропагандист физкультуры и спорта был приглашён работать в горком профсоюза медицинских работников.
 
Дело происходило  в большом металлургическом городе Мор-ске. В смысле того, что весь наш город тогда и сейчас не очень большой, но расположен он вокруг огромного металлургического завода. Все жители этого рабочего города  сами или члены семей имели отношения с этим заводом. Медицинские учреждения заботились о здоровье металлургов, а профсоюз медиков и я в том числе, заботились о здоровье и отдыхе самих медработников. Но сейчас речь не о них.
 
Такие профсоюзы и такие методисты-организаторы были во всех крупных профсоюзных организациях города. Раз в неделю у нас была городская оперативка в ДСО "Спартак". Всё дело в том, что городские бюджетные организации и предприятия местной промышленности были объединены под флагом Всесоюзного добровольного общества "Спартак". Болельщиком которого я являюсь по сей день и этим горжусь.
 
Оперативки эти крепко сдружили нас, методистов. И среда у нас была не простым рабочим днём, а днём встречи друзей-спортсменов. В те годы мы не только организовывали, но и сами обязательно принимали участие во всех ведомственных соревнованиях города и области. Для нас эти соревнования, особенно если они были в другом городе, были праздником. Молодость и энергия били ключом, ну и ответственность мы понимали в те годы правильно. За порученное дело отвечали с душой, я бегал по больницам города, разыскивая медиков-спортсменов.
 
Наш городской "Спартак" объединял небольшие вроде бы, но хитрые организации. Горбольницы, гормолзавод, всю госторговлю  города, хлебокомбинат, мясокомбинат, автохозяйства, таксопарк, штамповочный завод, профсоюз учителей и другие. Входили учёбно-производственные общества слепых и глухих - весёлая была компания у нас. Не всегда, но частенько после официальной части следовало неофициальное продолжение. Народ мы всё же были уральский и посиделки за "чаем с рУмочек" уважали.
 
Толя, бывший чемпион РСФСР по академической гребле, методист производственной гимнастики[была раньше такая полезная штука]с хлебозавода, приносил сумку свежего хлеба и вкусных пряников. Галя, инструктор физкультуры с гормолзавода, имела к оперативке в сумке банку свежей сметаны, в которой ложка стояла и кусок коровьего масла. Ну а то, что было в портфеле нашего коллеги с мясокомбината, от которого часто пахло не только колбасой, я вряд ли забуду когда нибудь. Особенно поражал размер шмата копчёного венгерского шпига в красном перце и неровно отрезанный кусман великолепной столичной колбасы. В ней чередовались рубленные куски ветчины и свиного сала. Эх, хорошие ведь были времена коммунизЬма! Не ценили мы их, не ценили...
 
Ваш покорный слуга, будущий эмигрант и писатель[об этом он тогда и не догодывался], перед предстоящим ежнедельным совещанием отправлялся в городскую баклабараторию. Заведовал ею прекрасный врач-микробиолог и интеллигентный человек, Лев Ильич.  Про его энциклопедические познания в бактериологии и вирусологии ходили легенды во врачебной среде. То, что даже в советские годы он прекрасно владел английским, я убеждался лично не раз, когда он читал иностраннный медицинский журнал в подлиннике своим докторам.
 
Но хитрость была ещё и в том, что добрейший доктор Айболит имел в своём огромном хозяйстве немеренное, в моём понимании, количество чистого медицинского спирта-ректификата. Он стоял у него в 20-литровой бутыли в кабинете. Хоть между нами и была разница в 20 лет и такая же пропасть в образовании, он меня уважал как организатора физкультуры для медиков и партнёра по бадминтону и н/теннису. Впрочем не только это - мы жили с Львом Ильичом недалеко другу от друга, на одной улице. К моему сожалению, последние 20, с лишним, лет мы хоть и переехали оба в Израиль, но общались за эти годы всего пару раз.
 
Я организовал для медиков спортзал в школе, где мы регулярно играли в бадминтон и волейбол.  А в мой любимый пинг понг мы играли с Львом Ильичём в подвале больницы, мы сами подвал переделали, поставив пару мощных ламп и побелив стены. Поэтому шеф всех микробов и анализов города не отказывал мне в бутылке спирта к моей оперативке. Я его доверием и употреблением ректификата никогда не злоупотреблял. Но если бы на оперативке всё заканчивалось моей бутылкой спирта.....

В дальнейшем вам станет ясно, чем Герой был обязан преамбуле со "Спартаком" и спиртом. Однажды из за болезни отсутствовал председатель городского "Спартака" и мы все разошлись без обсуждения текущих спортивных дел. По пути на городской транспорт я пошёл вместе с методистом из автохозяйства Толей Кубасовым. В прошлом он был сильным спортсменом, чемпионом Урала по биатлону, мастером спорта СССР. Всё бы ничего, но была у него одна чисто российская беда - любил он выпить. В результате, из за своего "увлечения", он был отстранён от работы с детьми в учебных заведениях.
 
Он, как все выпивохи, был душевным мужиком, имел тонкий нюх на спиртное и мастерски умел его добывать. Я же, по правде сказать, профессиональных спортсменов избегал из за их зацикленности и отсутствия у них элементарной культуры. Пусть уж они не сердятся, но говорить с могучими мастерами лыжни или шайбы было практичеки не о чем, кроме голов, спортинвентаря и победных секунд. Поэтому компания с Толей в перспективе не просматривалась, тем более очень симпатичный сын у меня родился недавно, а жил я недалеко от нашей спортивной шарашки. В этот день я мог "законно" явиться в больницу только к концу рабочего дня.

Толя понял, что я не расположен к его обществу и мы стали прощаться. Вдруг он неожиданно, без перехода, меня спросил:"Сеня, ты не хочешь выпить с настоящим Героем Советского Союза?" Толя своим рентгеновским глазом просветил в моём портфеле серьёзный аргумент для такой встречи. Я родом из послевоенного поколения, отец - фронтовой шофёр, старший сержант. Тесть- помощник начштаба артиллирейского полка и прошёл дорогами войны в артиллерийском дивизионе и дошёл до Белграда и Праги. Мать у меня фельдшер прифронтового госпиталя, младший лейтенант медслужбы. Дома мама шутя посмеивалась над отцом - старшим сержантом. Про дядьку - полковника, начальника дивизионного госпиталя и его  иконостас из орденов и медалей говорить надо отдельно. Одних орденов Красной Звезды три штуки, да ещё и два китайских ордена, награды китайского Кормчего Мао Дзе Дуна.

Поэтому вопрос про Героя я за шутку не принял, но подробности решил у коллеги всё же выяснить. Из всех подробностей запомнил, что Анатолий несколько раз помог решить этому Герою бытовые проблемы. После которых они задушевно говорили до утра, благо жил мой друг недалеко, а выпить мог неограниченно.

Конечно познакомиться с живым Героем было очень лестно. Как-то сразу я призабыл о сыне, с которым надо было погулять по скверу и мы отправились на трамвае в гости к Герою Советского Союза.

Да, одна важная деталь не должна быть упущена. Толя клятвенно побожился, что Герой будет самый настоящий боевой, но он попросил меня об одном. Чтобы я сам ни о чём этого Героя не расспрашивал. Всё, что тот захочет, он расскажет сам. С его слов, Герой - человек с характером и если ему что-то не понравится, может просто нас отправить подальше. Пришлось пообещать, хотя это меня заинтриговало ещё больше.

По пути мы купили классический закусонный набор - 300 грамов ветчинно-рубленой колбасы, 300 граммов пешехонского сыра и круглую булку подового белого пшеничного хлеба. Сейчас бы кусок от этой булки мне бы не повредил! Ну а выпить у меня было припасено благодаря доброте моего больничного друга - доктора.

К слову пришлось, но кoгда мы выйдя из вагона трамвая, пошли к нужному дому, я поразился в первый раз. Улица, на которой жил наш Герой, носила имя другого российского батального героя - полководца Александра Васильевича Суворова.

Телефонов тогда не было и наш визит был экспромтом, но хозяин скромной однокомнатной квартирки такому визиту был рад. Я это сразу заметил по его ожившему взгляду.

Но сначала о хозяине, а потом о его апартаментах. Ему на вид было лет лет пятьдесят, для меня, 22-летнего парня, он казался очень пожилым. Высокий, с седоватыми кудрявыми волосами, он приветливо поздоровался с моим другом. Мне он представился Иваном Елисеевичем. Теперь я разглядел его жилище - оно было скромнее скромного.

Из мебели были - дермантиновый диван, ветераны такие помнят, да один стул. В коридоре стоял небольшой плательный шкаф - на Урале такие звали шиХвоньер". На кухне, куда нас пригласил Иван Елисееч, посуды я сразу не приметил.

Но когда мы выложили на стол деликатесы, а я извлёк из портфеля бутылку спирта, наш хозяин словно помолодел. Откуда-то появилась сковорода, он достал мешочек с мукой, из холодильника извлёк пару яиц и мастерски испёк целую горку оладий. Потом, в процессе застолья он ухитрися ещё и картошки пожарить к нашему столу. Герой - он и на кухне был героем. Сам я до сих пор оладьи жарить не научился, но это так, к слову.

Лет прошло немало и встреча с ним вспоминается не очень последовательно, а чтобы записывать какой дневник, как у классических писателей принято, мне было не до того тогда. Пока пишу, события той встречи всплывают в глубине памяти. Слава Богу, вот ей меня Господь не обделил, уже хорошо. Анекдотов, притч и историй жизненых знал не одну сотню. Как они в голову входили, я удивлял и себя и свою семью. Главное было то, что в памяти хорошо закреплялась, как моим близким казалось, всякая непотребность. А умные вещи пришли в голову с годами, после испытаний на прочность.

Короче, видимо Анатолий что-то сказал хозяину и он, посадив меня в комнате на единственный стул, вынул из шкафа небольшой фибровый чемоданчик и открыл его передо мной. Это были фронтовые фотографии Ивана Елисеевича. Их было штук пять-шесть всего, на них он был с Золотой Звездой Героя Советского Союза и орденом Ленина на груди.

Ещё он достал пожелтевшую за почти 25 лет, фронтовую газету с традиционным названием "За Родину". Помню, как будто вчера я её держал в руках, фотографию красивого кудрявого офицера с орденом Ленина и Золотой геройской Звездой на ней. Статья называлась "Герой трёх рек" и в ней подробно описывались подвиги, которые совершил мой новый собеседник.

Подвиги, которые совершил Иван Елисеевич Можиевский, а именно так звали нашего гостеприимного хозяина скромной квартиры в "хрущёвской" пятиэтажке, поистине феноменальны. Они не уступят, а по-моему даже превосходят деяния мифического Геракла. Ну разве Геракл мог бы встать сам и поднять свою пехотную роту, которая должна была под ураганным пулемётным огнём, переплыть реку и закрепиться на плацдарме. Плацдарм - это громко сказано про полоску прибрежной земли, где Иван Елисеевич с бойцами сражался с фашистами насмерть.

Можете не поверить мне, но все эти факты описаны документально. Командир пехотной роты И.Е. Можиевский вместе со своими бойцами первыми преодолели при наступлении на Запад три реки - Вислу, Одер и Шпрее. Я не военный историк, нигде не читал и не слышал, что такое ещё кто нибудь повторил и остался в живых. При форсировании реки Шпрее, на подступах к столице Германии, городу Берлину, он был ранен в обе ноги. За эти подвиги ему было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

Но главный документ Иван Елисеевич достал и открыл лично. Это была большая кожаная папка тёмно-красного цвета. Внутри неё большими золотыми прописными буквами был написан Указ Верховного Совета СССР. В нём говорилось, что за выдающиеся подвиги в боях с немецко-фашистскими захватчиками капитан Можиевский Иван Елисеевич проявил исключительный героизм и храбрость. За что ему и было присвоено высокое звание с ВРУЧЕНИЕМ ему Золотой Звезды и ордена Ленина. Стояли подписи Председателя Президиума Верховного Совета СССР М.И.Калинина и Секретаря Верховного Совета СССР М.Горкина.

Мы просидели в гостях часа два-три, говорили обо всём разном. О войне почти не говорили. Иван Елисеевич рассказал в ответ на мои осторожные вопросы[ведь Толя меня предупреждал], что после форсирования каждой реки его рота погибала вся полностью. И он брал командование над новой ротой, которая погибала так же. Как он оставался живой, он ничего не сказал. Но сказал, что его в конце войны его спасли простреленные ноги - раненного вынесли в медсанбат и он дожил до Победы в госпитале.

Он показал на руке золотые часы "Полёт" - на них была гравировка:"Герою Советского Союза Можиевскому И.Е. в честь юбилея 20-летия Победы над фашистской Германией". Он рассказал, что в мае 1965 года их собрали в обкоме партии в Челябинске и устроили в их честь приём. На тот момент по всей большой области их, Героев Советского Союза, оставалось в живых 56 человек.

Про себя рассказал, что сын у него музыкант  и после консерватории живёт с семьёй в городе Киеве. Не очень помню, как мы расстались с Героем, 43 года прошло всё же с того времени. Но когда мы вышли на улицу, друг Анатолий не стал ждать ненужных распросов. У меня на языке висело - а где же сама Звезда Героя с орденом Ленина? Мне их отсутствие очень было непонятным.

Анатолий без обиняков стал рассказывать, что награды Иван Елисеевич продал в 1948 году. Он не мог найти работу, потому что простреленные ноги не давали ему долго ходить и долго стоять. Высшего образования до войны он получить не успел, а из армии его уволили в 1946 году, по инвалидности.

Квартиру ему удалось выхлопотать при Хрущёве, но хорошую персональную пенсию и различные социальные льготы ему и его соратникам Героям, дали лишь при Леониде Ильиче Брежневе.

Больше я Ивана Елисеевича не встречал, но пользовался редкой информацией от Анатолия. Лет через 7-8 он мне рассказал, что простреленные ноги поразила гангрена и их ему ампутировали. Война отняла могучее здоровье у этого, не побоюсь громкого слова, русского Голиафа. Но он в горячих битвах за наше будущее об этом вряд ли тогда думал.

Что мы можем сделать для Героя трёх рек - Ивана Елисеевича Можиевского и других ветеранов Великой Отечественой? Можем и должны сделать все вместе, независимо то того, где и как мы проживаем в день нынешний. Мы должны их помнить, поминать и ставить свечи каждый год. Обязательно надо рассказывать обо всём, что нам удалось услышать и узнать нашим детям и внукам.

Я сам решил обязательно в ближайшую поездку в Иерусалим поставить свечи "За упокой" всем Героям, а Ивану Елисеевичу отдельно. Мы не можем забыть, что нашими жизнями мы обязаны им - нашим отцам - нашим Спасителям.
Вечная им слава и память!
 
9мая 2012года.
 
Послесловие к рассказу "Герой Советского Союза"

Мне всегда тепло становиться, когда вспоминаю Ивана Елисеевича. Так часто бывает в жизни - я много лет не решался написать о своей единственной, но знаковой для меня встрече с Героем Советского Союза Иваном Елисеевичем Можиевским.  Но вот я собрался, как перед трудным испытанием и на одном дыхании написал то, что вы сейчас прочитали.
 
А как горячо на душе стало, когда мне по интернету пришло вот это письмо:

 "Семён, здравствуйте. Занимавшись поиском информации, я наткнулась на Ваш комментариий про Героя Советского Союза Моживского И.Е. в одном из интернет-изданий.
Я правнучка Ивана Елисеевича, зовут Анна Бабаджанова, живу в Красноярске.
Хотелось бы знать больше о герое прадеде, вы не могли бы рассказать то, что Вам известно? Буду очень признательна. Правнучка живёт в Красноярске, куда её пра-прабушка попала из за мужа-декабриста.

Наша семья живёт в Сибири уже в четвертом поколении. Второй сын Ивана Елисеевича с матерью переехали сюда, причину не знаю, он то и является моим дедом. Но, к сожалению, в том году он умер, поэтому информации я знаю очень мало. Он с моей мамой общался лишь в последние годы перед своим уходом, поэтому я вот решила попробовать восстановить хоть какие-то данные о моих предках.
 
Вот вчера только зашла, прочитала ваш рассказ про деда. Также прочитали мама и родной брат, все выражают огромную Вам благодарность. Когда его читали, то у нас  "мурашки" по коже бегали. Повторюсь, СПАСИБО ВАМ ОГРОМНОЕ! Прочитала многие Ваши рассказы - они понравились очень, главное видно то, что пишете Вы их от души. Как брат возьмет выходной, мы Вам хотим позвонить в скайп. Спасибо.       

Рассказ ваш про нашего деда нам очень понравился. Все выражают огромную благодарность. Благодаря Вам моя коллекция сведений пополняется.   
Анна Бабаджанова. Красноярск

2013год. Израиль
 Издателям, литагентам, сценаристам,продюсерам:semen_v47@yahoo.com;tel:+972544874825;