Апология Плагиата. Письма Юнегина Татьяне

Юрий Николаевич Горбачев 2
    "Стыдобища-то какая - воровство стихов...
     у меня одно стихотворение "гуляет" по интернету и с моим именем, и без имени, и под чужими - и то мне обидно. А тут у ушедшего человека целый сборник стащили...
   Да и со строчками...Я как-то наткнулась на перл со строкой "мелькнул девичий стан, шелками схваченный". Написала "автору", что это из "Незнакомки" А.Блока и посоветовала убрать..."
        Татьяна
 
Письмо первое

 Тань, стихи нельзя украсть. Кстати, такое современное направление как КОНЦЕПТУАЛИЗМ построено целиком на цитированиии и его обыгрывании(Тимур Кибров, к примеру). В языке, а особенно в художественном заимствования - первый шаг к полифонизму, обретению объёма. Кто научился владеть контекстом, тот обрёл истинную свободу в выражении своего представления о мире. Римские поэты , драмотурги, философы "крали" у греческих. Сенека-у Платона, Аристотеля, Диогена, Катулл и Гораций у Сапфо и Гомера. А особенно подражал Гомеру(кстати -кто? предлагаю поиграть в отгадайку). Эпоха Возрождения целиком построена на плагиате, многие новеллы Боккаччо заимствованы из античности, позже эти сюжеты перекочевали к Шекспиру...Пирам и Фисба("Ромео и Джульетта") - оттуда...Обыгрывать библейские и античные сюжеты у писателей эпохи Возрождения было правилом, модой, хорошим тоном...Классицизм и романтизм в "плагиате " тоже преуспели. Мольер обыгрывал всё те же сюжеты античных драм.Но рекордсменами "плагиата" стали романтики и особенно "готическая литература". Метьюрин с его "Мельмотом Скитальцем" стал "энциклопедией плагиата" в свою очередь "разворованный" такими великими , как Пушкин, Оскар Уайльд, Достоевский , Эдгар По...К примеру сюжет с оживающим портретом..."Кем будет он теперь Мельмотом, космополитом патриотом?" ...Как и сюжет о дяде самых честных правил, к которому едет молодой повеса. Достоевский заимствовал у Метьюрина сюжет для "вставной" поэмы о Великом Инквизиторе. Эдгар По сюжет про бочонок амонтильядо...А следом за ним Брэдбери...

 Второе

 Танечка, напомню вам о двух новеллах Борхеса. "Сон Кольриджа" и "Дон Кихот" ...Если вам интересно, что я имею ввиду, читайте мои письма к вам , к Татьяне, на моей странице-Фима -репрессант-зачищает...В итоге речь о мировоззренческих феноменах и парадоксах киберпространства... Вы , кстати, так и не угадали (поленились), кто же подражал Гомеру -в этом грешен Вергилий, которого, может быть, не даром Данте взял с собой в Ад? Фима Жиганец (это только ник, понятно такой по фене-ботливый)его бы обвинил в плагиате и даже захвате заложника. Ну да нехай! Есть вещи поинтереснее...
 
 Третье

 Итак, Танечка. Я вам уже написал про две новеллы Борхеса, в которых , пожалуй  поставлены главные вопросы темы плагиата, авторства, заимствований, которые вы считаете отдельными. На самом деле их фрагментация искусственна. Это всё единое целое, связанное прежде всего с мировоззрением и шире метафизической, религиозной, мистической картиной мира. Потому как мир образный, мир слова, метафор, бесконечных смыслов необъясним, таинственен и непознаваем. Итак. "Сон Кольриджа" -сюжет Хорхе Луиса Борхеса о приснившейся Кольриджу поэме "Кубла хан". Но вот в чем загвоздка! "Монгольский император в XIII веке видит во сне дворец и затем строит его согласно своему видению; в XVIII веке английский поэт, который не мог знать, что это сооружение порождено сном, видит во сне поэму об этом дворце. "Если с этой симметричностью, воздействующей на души спящих людей и охватывающей континенты и века, сопоставить всяческие вознесения, воскресения и явления, описанные в священных книгах, то последние, на мой взгляд, ничего — или очень немного — стоят..."

      Знаток мифов Борхес- так резюмировал этот и в самом деле потрясающий случай. А он и впрямь, весьма загадочный, как любое "дежа вю".
 Новелла Борхеса "Пьер Менар автор Донкихота" из цикла "Новые расследования" ещё более обостряет эту же проблему, в ироничной форме "отменяющей" авторство: " Он хотел сотворить не другого Дон Кихота – это нетрудно, а Дон Кихота. Ни к чему добавлять, что он вовсе не ставил целью схематически переложить оригинал, не собирался делать и копию. Его достойным восхищения намерением было создать страницы, совпадающие – слово в слово, строчка в строчку – со страницами Мигеля Сервантеса." 
И дался же ему этот Сервантес! Но ирония Борхеса станет понятна, если мы вспомним какое количество рыцарских романов, героико- эпических произведений легло в основу "Дон Кихота"! Так что косвенное иронизирование над Сервантесом начёт его "плагиата" поверх палимпсестов рыцарского романа вполне уместно- Сервантес на самом деле вобрал в свою книгу такое количество источников, что ветряная мельница , с которой борется чокнутый идальго видится пылесосом, всосавшим весь литературный хлам предыдущих веков.

     Идеи , сформулированные этими двумя новеллами как бы дополняют друг друга. Одна ставит вопрос о том- каким образом и откуда приходят образы прекрасных архитектурных строений и поэм- не из самого ли Космоса? Вторая даёт понять, что авторства как такового не существует, то что "пришло" , надиктовано уже не имеет автора, а уж если попало в его голову, то с таким же успехом может образоваться в другой голове. Как "независимые" изобретения Ползуновым и Уаттом паровых двигателей, Ладыгиным и Эдисоном лампочки...И вот -последний шаг, который сделали французские структуралисты ( Мишель Фуко «Что такое автор» и Ролан Барт "Смерть автора"). В качестве вишенки на тортике приведу характерное для Ролана Барта высказывание о поэзии Стефана Малларме: «…Письмо есть изначально обезличенная деятельность…, позволяющая добиться того, что уже не "я", а сам язык действует…»

 Четвёртое

 Танечка, вы и дискутировать отказались, и полезную ЛЕКЦИЮ слушать
     -взбрендили. А я тут два часа как дурень сгорбленный у компа создаю свой хорал. "А этот сгорбясь у органа, рыдая , создаёт хорал..."(Винокуров)
 Тут нет кучи имён -всего несколько...Примеров самый минимум. Иначе вообще -не за что зацепиться. Хотя по каждому тезису можно написать целый трактат.

 Подходим к самому главному. К философско-мировоззренческому аспекту нашей темы. Борис Пастернак ,называл неокантианцев Когена и Наторпа "скотами интеллектуализма" ("Охранная грамота"), но тем не менее от неокантианской модели мира, как потока истории культуры не отказался.("Мелькает движущийся ребус"). В его произведениях действительно мелькает очень много чего-сплошной поток реминисценций, отсылок к текстам и общему контексту. Скажем, Набоков написал том комментариев к "Евгению Онегину", по сути доказав, что это калька с Байрона -сплошной плагиат(по представлениям одного вышеупомянутого ника), на самом деле Владимир Набоков дал ключ к чтению-слышанию-видению полифонического произведения, художественная многомерность которого подразумевает именно такое восприятие -во всех многомерных связях с контекстом("нарративом", говоря языком всё тех же "умников"-французских структуралистов.) Иначе "Чижик пыжик", а не симфония...

 Сегодняшнее мелькание "движущегося ребуса" таково, что в его замесе кроме потока культуры, замешивается куда больше: информация, масскульт, паралитература, различного рода субкультуры, среди которых НОМЕНКЛАТУРНО-ЧИНОВНАЯ СУБКУЛЬТУРА нынче в России доминирует, подавляя вокруг себя почти всё. Но это лишь некая часть целого.Общество потребления ввергает хрупкое человеческое "Я" в такой "мировоззренческий водоворот"(Элвин Тоффлер, "Футурошок""Третья волна"), в котором ему приходится очень сложно...

 Пятое.

 " Юрий, Когда участвуешь в процессе сочинительства, замечаешь, чутко прислушиваясь, присматриваясь, принюхиваясь ко всему, Ты - раб задуманного замысла, не Ты, а он диктует Тебе свои условия, правила игры, Тебе приходиться только записывать и сверять записанные Тобою тексты, шлифуя их. Наверное, пишущий, имеет тонкую связь с информационным полем, крадя существующие внутри поля замыслы. Мне очень интересно бывать у Вас на страничке, находя созвучное душе..." - откликается некий ник.

     Да, Танечка. Что-то кто-то диктует. Какой-то диктант...Или диктат? Какой-то ДИКТАТОР. Но кто? И что диктует в этом "Мире-Супермаркете" (Мишель Уэльбек)? Супермаркет? Кибер-мозг? Бог или Дьявол угнездившийся в сетях? Некий "газонокосильщик"? Как вырваться из плена всего этого? Войти в свой "дискурс"(опять проклятые французские структуралисты)? Выпендрится. Блеснуть своеобразием? Разрушить унылую штамповку?

 Дальше уже можно было бы и не разворачивать вшить и вглубь -и без того догадаетесь...Не всё ж Эллочки Людоедки! Есть и с университетскими дипломами, бизнес-леди, работницы бензозаправок, владелицы авто, собственницы жилья, почтенные мамаши.Тут даже хуже чем с проблемой авторства "Тихого Дона". Кто писал- "Тихий Дон" и "Поднятую целину"? Шолохов, Крюков, группа товарищей? Совсем как в Древней Руси, где религиозное сознание не подразумевало ни авторства, ни плагиата.
 Чудовищный поток(только этот сайт -почти полмиллиона "зарегившихся" спешит потребить себя в качестве мифа-"я писатель"). Варианты-"я не ПАЕт"(Белкин), "серьёзно не отношусь" , "мессия" (Герасименко) -лишь варианты. Существуют сайтовские авторы , ссылающиеся на то, что сетература , социальные сайты и прочая, - международный феномен, дающий свободу самовыражения графоманам.(Я бы определил мягче - "народным писателям", носителям сетевого фольклора.)Тут не с чем спорить. Но есть у этого сетевого феномена  и сугубо-национальная специфика- чудовищный антиинтеллектуализм, конвульсивное стремление к самоидентификации(кризис самоидентификации) через что-то совершенно неосвоенное( заблуждение на тот счёт, что написать шедевр может любой-на деле никто). Так люди с отсутствующим слухом в караоке баре,овладевают микрофоном и терзают ваши перепонки откровенной лажей.

Картина эстетическо-мировоззренческого распада, тотальной мировоззренческой  несамостоятельности "заманипулированного человека" такова, что об авторстве говорить просто нет смысла. А где нет авторства(одни ники)-там говорить о плагиате не приходится...И потом плагиата в искусстве не существует. Как раз заимствование, умение владеть контекстом, пронизывать свои произведения реминисценциями - отсылками к первоисточнику-верный путь к шедевру. Так импровизируют в джазе, берут за основу народные мотивы в рок-н-ролле...Да и буквы, которыми мы, в частности пользуемся, не платя денег за авторство алфавита, в данном случае изобретены Кириллом и Мефодием...Вот , Танечка, и всё вкратце. Но есть ещё небольшое дополнение в догонку...Это лучше прочесть у Федора Гиренка. О исчезающим Я современного человека-потребляющего...

 8мс ая 23.00.-9 мая. О.2.45.