История песни Журавли над Россией

Владимир Тяптин
В октябре – ноябре  1998 года удмуртская государственная филармония, созданная постановлением СНК УАССР от 21 августа 1938 г., отмечала своё 60-летитие. Юбилей отмечался поэтапно: вначале прошли концерты солистов и ведущих ансамблей, в ноябре состоялся заключительный концерт с участием всех артистов.

Особенно мне запомнились концерты супругов Копысовых: Евгении Владимировны и Николая Максимовича.

Она – замечательный композитор, музыковед и концертмейстер Удмуртской государственной филармонии, член Союза композиторов России (1982), заслуженный деятель искусств УАССР (1986), автор многих песен, в том числе одной из самых любимых в Удмуртии песни на стихи Флора Васильева «Удмуртии моей». На счету Евгении Владимировны опера «Конец Уйпери» (1986, либретто Н.М. Копысова по удмуртским сказкам), кантата «Я голосую за мир» (1984, на стихи русских поэтов), два концерта для фортепиано с оркестром (1977, 1991). Популярны массовые песни, музыка для детей. Ею написана музыка к более 50 театральным спектаклям.

Евгения Владимировна создала на мои стихи 39 песен. Наиболее значимая из них «Журавли над Россией». Именно премьера этой песни прозвучала в октябре на юбилейном концерте Копысовых.

Николай Максимович – лирический тенор, заслуженный артист УАССР (1980) и РФ (2002), народный артист Удмуртской Республики (1991). Выдающаяся личность в театральной и музыкальной жизни Удмуртии. Блистательно исполнял оперные партии Ленского в «Евгении Онегине» П.И. Чайковского, Альфреда в «Травиате» Верди, «Гришки» в «Заговоре» Г.М. Корепанова-Камского и Мардана в «Конце Уйпери» Е.В. Копысовой. Сыграл ряд ролей в опереттах. В его репертуаре также удмуртские народные песни, песни и романсы удмуртских композиторов Г. Корепанова, Г. Корепанова-Камского и др. Николай Максимович – первый исполнитель многих произведений композиторов Удмуртии Ю.Л. Толкача, Е.В. Копысовой, Н.М. Шабалина, А.К. Корепанова.

Я горжусь тем, что Николай Максимович первым исполнил на мои стихи песни «На пруду Ижевском», «Ковш Большой Медведицы». Он автор музыки и первый исполнитель песни на мои стихи «Что мне делать?» и романса «В моём саду горит тюльпан огнём разбуженных желаний…»

Премьера новой песни всегда радостна как рождение ребёнка. Исполнению предшествует томительное ожидание её премьеры. Вот и на этом концерте Копысовых, где должна была прозвучать песня «Журавли над Россией», я с волнением ждал премьеры моих «Журавлей». Звучали песня за песней. Наконец, ведущая объявляет: «Музыка Евгении Копысовой. Стихи Владимира Тяптина. «Журавли над Россией». Премьера. Исполняет Евгения Копысова. Вокализ – Ирина Скляр».

Стихи этой песни родились в ночь на первое октября 1997 года. В ней описано кружение и полёт журавлей, который я наблюдал накануне с садоогородного массива «Успех» в пригороде Ижевска. В первой половине дня справа от моего садоогородного участка, над картофельным полем, которое делит садоогородный массив на две части, вдруг закружились журавли. При этом они сильно кричали. Так продолжалось минут двадцать. Видимо, у них такой ритуал: после ночёвки, набравшись сил, они кружатся, затем выстраиваются клином и продолжают полёт на юг. Когда они кружились, невозможно было сосчитать их количество. Но вот они построились клином и полетели на юг. Их оказалось тринадцать. «Надо же – подумал я, – столько же, сколько в сумме составили Христос и его апостолы». Эта мысль потом материализуется в эти образы в будущей песне. Это было потрясающее зрелище! Их кружение было точно таким, как в мультипликации в телепередаче «Клуб кинопутешествий».

Под впечатлением увиденного я молниеносно написал стихи, которые по решению Евгении Владимировны через год стали песней. Поводом для написания этого стихотворения послужило то, что 1 октября я должен был выступать перед ветеранами Удмуртии в театре оперы и балета на мероприятии, проводимом республиканским Советом ветеранов. Как правило, на мероприятиях, где мне предлагают выступить, я всегда читаю новые стихи, созданные специально для этих мероприятий.

С утра в этот день я должен был выступать ещё и перед учителями республики во дворце культуры «Металлург» на мероприятии, посвящённом Дню учителя. Накануне меня по телефону разыскала супруга моего знакомого Юрия Ивановича Копысова, работавшая тогда в министерстве народного образования республики, и передала просьбу тогдашнего министра В. Пушкина, чтобы Виктор Шацкий исполнил на этом мероприятии заказанную нам песню, посвящённую учителям Удмуртии. Я вспомнил, как ещё 11 января того же года в театре оперы и балета этот министр обратился к нам с Виктором Шацким с просьбой создать такую песню.

Тогда только что закончилось торжественное республиканское мероприятие, посвящённое 275-летию Российской прокуратуры. На нём перед началом торжественной части Виктор под собственный аккомпанемент на гитаре исполнил первый куплет и припев созданной нами с ним «Песни о Российской прокуратуре», а в конце этого мероприятия вместе с солистом театра оперы и балета Виктором Сергиенко и муниципальным камерным хором им. П.И. Чайковского эта песня прозвучала полностью. Песня эта была заказана нам тогдашним прокурором республики В.М. Походиным на праздновании 5-летия таможенной службы современной России, где я читал басню «Медведь-лежебока» (пародия на Михаила Горбачёва и на то, как в нашу голодающую Россию тогда шли "подарки" – гуманитарная помощь из разных концов планеты, и даже внук Георгия Жукова получил в школе пакет с мукой, присланный из Германии), а Виктор исполнил премьеру на мои стихи, посвящённую таможенникам России. Думаю, уместно ознакомить читателей с этими произведениями.

Медведь-лежебока

Басня

Один Медведь, не зная сна,
Всё ждал, когда придёт весна?
Вот с юга ветер вновь подул,
Пришла весна, а он заснул.
Всё лето спал! Проснулся, глядь –
А на дворе зима опять!
А снова ждать весну – нет сил.
И наш Медведь заголосил:
«Беда! Проспал я свой обед!
В берлоге даже крошки нет!
Пришло мне время погибать!
Мне лета больше не видать!»
Сорока, видя эту драму,
Отбила срочно телеграмму.
Во все края она ушла,
Зверей и птиц всех потрясла!
Разволновавшись не на шутку,
Решили все спасать Мишутку.
Забыв о собственном обеде,
Все в мыслях только о соседе!
Узнав про Мишину беду,
Защёлкал клювом Какаду
И чрез Индийский океан
Послал засушенный банан.
Американская Синица
Прислала бедному корицы,
А Европейский Воробей
Прислал зерна на пару дней.
Плывут, летят в тайгу подарки
Со всех сторон под лозунг яркий:
«Спасём от смерти лежебоку!
Пошлём ему обед в берлогу!»
----------
Не стыдно ль нам в такой стране,
Где мы могли бы жить, как боги,
Не жить, а прозябать во сне,
Как тот Медведь в своей берлоге!

(Написано 7 января 1991 года)

Песня
о таможенниках России

К 5-летию
таможенной службы новой России

Издревле в мире славилась Россия
Торговлею с заморской стороной
И этим укрепляла свои силы
И богатела золотой казной.

Царь Алексей Михайлович Романов
Издал Указ – таможенный Устав,
И с той поры таможенники рьяно
Трудились, на границах наших встав.

За триста сорок три минувших года
Немало потрудились молодцы,
Старатели российского дохода –
Таможенники наши – удальцы.

На море, на дорогах и на тропах –
Везде они расставили посты,
Чтоб контрабанду не смогла Европа
И Азия в Россию завести.

Сегодня наша Русь переживает,
Известно всем, нерадостные дни, –
Казна пока что плохо прибывает,
И всюду – неприятности одни.

Но Русь-то тем и славилась, что в силах
Была лихие беды одолеть,
И верится, что выстоит Россия
И будет вновь величие иметь.

И верится – таможенникам нашим
Преград в труде их благородном – нет,
И станет жизнь от их усилий краше,
И мы услышим звон златых монет!

Успехов вам в большом российском деле!
И я сказать решительно берусь:
Таможенники наши двинут к цели
Своим трудом страну с названьем Русь!

(Написано 25 октября 1996 года)

«Песня о прокуратуре России» произвела настолько сильное впечатление на собравшихся, что находящиеся в зале работники прокуратуры встали и слушали её, приложив руки к козырькам фуражек. На следующий день эта песня прозвучала дважды в репортаже с этого мероприятия по республиканскому ТВ: в начале и конце часовой передачи. Нам было с Виктором, чем гордиться. Вот текст этой песни:

Когда прокуратуру
Пётр Первый создавал,
Он так о прокуроре
Чеканно написал:
«Сей чин есть око наше».
И с тех далёких пор
Вершит прокуратура
Бесстрастный свой надзор.

Припев:
Законности российской
Надёжней нет опоры,
Чем ты, прокуратура,
С твоим могучим взором!
Ты всю Россию видишь
Своим могучим оком,
От глаз твоих нигде
Не спрятаться порокам!

Почти за три столетья
Россия обрела
В лице прокуратуры
Два мощные крыла.
Орёл российский мчится
На этих крыльях ввысь –
Туда, где правовые
Вершины поднялись.

Припев.

Опора государства,
Его могучий взор,
Крепи, прокуратура,
Бессонный твой надзор!
Дерзай в своём полёте
К вершинам правовым!
Здоровья всем и счастья
Работникам твоим!

Припев.

Прошло девять месяцев. Мы в тот год создали с Викторов 17 песен, заказанных нам к различным мероприятиям. И до песни об учителях Удмуртии руки так и не дошли. И вот неожиданная просьба исполнить заказанную песню – за день до мероприятия!

В нашей практике с Виктором бывало всякое. Иногда в течение одной недели мы создавали по 2 – 3 песни: я успевал создать стихи, а Виктор – музыку. При этом мы успевали организовать аранжировку, запись на студии и исполнение Виктором этих песен на проводимых мероприятиях. При этом Виктор являлся заместителем управляющего Ижевским филиалом «Внешторгбанка» и запись в студиях проводилась с первого захода во время его обеденного времени. Песни получали высокую оценку заказчиков и слушателей. Как говорится, не боги горшки обжигают.

Теперь времени на создание музыки не было, и я решил ограничиться чтением текста созданной ночью перед созданием стихотворения «Журавли над Россией». Текст был тепло принят собравшимися учителями республики. Вот эти стихи:

Учитель – высокое слово!

Песня

Немало хороших профессий,
Но нам по душе лишь одна,
С которой дружны мы, как с песней,
Учитель зовётся она.
Какое красивое слово!
Оно многих слов нам милей!
Профессия наша – основа
Всех добрых начал на Земле!

Припев:
Учитель – высоко слово!
Стремлениям нашим под стать.
Идём на урок мы, чтоб снова и снова
Нелёгкий экзамен держать
На право учить и дерзать!

Российский романтик-учитель,
Как много тебе предстоит
Дать детям чудесных открытий
На линиях школьных орбит!
И сам ты откроешь, что в мире
Прекрасней профессии нет,
И будь ты хоть физик, хоть лирик,
В душе ты – творец и поэт!

Припев.

Хоть трудно нам часто бывает,
Но мы вдохновенья полны –
Ведь в наших руках подрастает
Грядущее нашей страны.
Кому ещё в жизни даётся
Такая высокая честь?
Не это ли счастьем зовётся?
Не это ли счастье и есть?

Припев.

Музыка на эти стихи была написана Евгенией Владимировной Копысовой в сентябре 1998 года. Её премьера состоялась 1 октября того же года на приёме учителей у Главы Удмуртской Республики.

А в ноябре 1998 года я получил благодарственное письмо из Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 30 октября 1998 года за подписью начальника Управления дополнительного образования детей и подростков А.К. Бруднова следующего содержания:

«Уважаемый Владимир Яковлевич! Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации сердечно благодарит Вас за поздравления к празднику Дню учителя! С удовольствием прослушали Вашу песню, прочитали стихи. Песня «Учитель – высокое слово!» прозвучала 19 октября в Большом зале Политехнического музея на встрече лауреатов премии Ленинского комсомола, удостоенных её за педагогическую деятельность и творческую работу для детей. Сборник стихов («Вздымаются храмы в России», В. Т.) мы от Вашего имени подарили библиотеке Министерства, а кассета с песней и ноты пополнили методическую библиотеку Управления дополнительного образования детей. Ещё раз благодарим Вас и желаем крепкого здоровья и дальнейших творческих успехов».

Но вернёмся к вечеру Копысовых.

Зазвучала фонограмма, и под неё – зазвучал прекрасный голос Евгении Владимировны под созданную ею прекрасную музыку. Воздействие на слушателей было потрясающее! Чтобы понять, почему, пора ознакомить читателей с текстом этой песни. А исполнение можно прослушать на моей странице в разделе «Мои авторские вечера», там дана видеозапись моего авторского вечера «Любовь моя – Россия!»

Журавли над Россией

Я увидел недавно, как над скошенным полем
Журавли закружились на небесном просторе.

Колесом в синем небе прямо к солнцу взлетали
И о чём-то тревожно людям с неба кричали.

Вдруг построились клином и, взмахнувши крылами,
Курсом к югу куда-то полетели над нами.

Насчитал я тринадцать журавлей белокрылых.
Не апостолы это ль надо мною проплыли?

Не Христос ли куда-то их повёл над Россией,
Чтобы взором окинуть, что ж мы с ней сотворили?

О Россия родная! Мне и с поля всё видно,
Что с тобою случилось, и до боли обидно!

Вот и жизнь пролетает журавлиною стаей,
А Отчизна родная всё счастливой не стала!

И за что мы боролись, столько сил отдавая?
Ты скажи мне, скажи, журавлиная стая?

О, как хочется, чтобы над весенним разливом
Журавли прокричали над Россией счастливой!

Чтобы ветер могучий, разгулявшись на воле,
Возвестил им об этом над разбуженным полем.

Чтобы ветер могучий, разгулявшись на воле,
Возвестил нам о счастье над поднявшимся полем!

В этих стихах я выразил боль моего поколения за произошедшее в стране на рубеже девяностых годов, оттого что преодоление невероятных трудностей, которые испытал народ за 70 лет советской власти, привели не к процветанию, а к разрухе в стране, упадку и развалу всех сфер экономики, морали и нравственности, к нищете подлинных тружеников и обогащению так называемых «новых русских». В песне прозвучало страстное желание счастья для народа и процветания Отечества.

Особую окраску этой песне придал вокализ (мелодия, исполняемая голосом без слов), который выполнила молодая симпатичная девушка по имени Ирина Скляр, проимитировавшая своим прекрасным голосом крик журавлей.

Были долго несмолкаемые аплодисменты. Меня попросили подняться. Я встал и поклонился исполнителям и окружающим.

Эта песня была взята на вооружение духового оркестра Министерства культуры Удмуртской Республики. Под этот оркестр её неоднократно исполнял Николай Максимович Копысов.

9 мая 2012 года

----------
На фото: Ижевск. 6 февраля 1999 года. Концертный зал Удмуртской государственной филармонии. Николай Максимович Копысов исполняет песню "Журавли над Россией" на моём авторском вечере "Любовь моя - Россия!". Аккомпанирует духовой оркестр Министерства культуры Удмуртской Республики. Дирижёр А.А. Елисеев. На этом вечере концертная программа была представлена исполнением 24-х песен на мои стихи, в том числе прозвучало 10 премьер. Выступили 5 композиторов. Особый блеск создало получасовое выступление прибывшей по моему приглашению знаменитой москвички Народной артистки России композитора Людмилы Алексеевны Лядовой, завершившей своё выступление блистательным исполнением премьеры на мои стихи - танго "Любовь моя - Россия!", текст стихов которого я создал ещё 23 марта 1993 года - специально для неё, во время её приезда в Ижевск в связи с постановкой оперетты в Государственном театре оперы и балета УР. Эти стихи были подарены ей мною после её концерта в этом театре 24 марта 1993 года.