глава20Жемчужина серебряного века. Письма на фронт

Татьяна Минаева-Антонова
         С самых первых дней войны начинается работа военно-полевой почты, ранее используемая только для управления войсками, но теперь ее заменяют телефон, радио и телеграф. Единственная задача военно-полевой почты – поддержать моральный дух солдат. И потекли письма с фронта в тыл и ожидания ответов, хотя их можно ожидать месяцами, если рядом с адресатом нет железной дороги.
        Чтобы помочь людям найти адрес солдата, постоянно перемещающегося, создаются Полевые контрольные почтовые конторы, в столице они располагаются на Потемкина, 7. Зинаида на прогулке обнаруживает эту контору. Мужчины ждут ее в столовой.
        - Зина, что-то ты загулялась сегодня.
        - Я тихо шла по Потемкинской и вышла на контору для военно-полевой почты. Так захотелось внести хоть маленькую толику в общее дело.
        - Ну, вот, теперь и ты у нас патриотка.
        - Просто надо послать табак, теплые носки, кисет  солдату.
        - Какому солдату?
        - Какая разница – какому! Любому русскому солдату. Ведь приятно будет служивому, да еще доброе слово в придачу. Так… И чтобы было доступно любому, написать шуточные стихи с пожеланиями, легко запоминающими.
       Философов улыбается широко в светлые усы.
       - Зина, ведь ты известная поэтесса. Не боишься насмешек?
       - Конечно, они не будут читать стихи барыни. Вот если они будут от простой девушки из народа.
       - Где ты их будешь искать? Или сама оденешь сарафан?
       - Их и искать не нужно. Они у нас дома: горничная Катя и кухарка Ксюша.
       - Они ведь неграмотны.
       - Я им помогу. Только так я могу помочь своему народу, война ведь наша общая беда.
       - Дмитрий, а ведь Зина права, надо делать что-нибудь для общего дела, а не оставаться в стороне.
       - Делайте, только меня оставьте в покое. Вон пусть еще нянечка вам помогает. Вы забыли про нее?
       Зинаида сочиняет стихи и помогает прислуге писать их, выводя их рукой буквы.

                Кто получит мой кисет,
                Пусть напишет нам ответ,
                Как живете? Как удача?
                А еще хочу я знать,
                В чем у вас там недостача
                И чего вам присылать.

       - Барыня, у меня рука шибко устала.
       - Ничего, Катюша, терпи.

                Вы надежд не обманули,
                Хоть германцы и крепки.
                Слышно – метки ваши пули
                И остры у вас штыки.

      - Даша, ты тоже садитесь. Ты  лучше пишешь. Начнем?

                Для военных людей
                Табачку я купила,
                Да носки потеплей,
                Да иголок, да мыла.

       - Барыня, а когда я буду,  тоже хочется солдатику писать.
       - Я и для тебя написала, Ксюша. С грамотой у тебя слабее всех, потому я тебя оставила, так сказать, на закуску.
       - Э.. Как это? На закуску?
       - Ты ведь кухарка, вот и на закуску.
       - Да она шутит. Ты, Зина, не заморачивай ей голову, а то она тебе напишет…
       - Хорошо, няня. Садись, Аксюша, бери ручку.
       Аксюша начинает всхлипывать, затем слезы текут ручьем.
       -Ну, что ты ревешь?
       - Жалко мне этих солдатиков, несчастные они, мерзнут в окопах. А скольких еще убьют!
       - Это ведь война, а на ней легко не бывает. Успокойся, мне и так тяжело водить твою руку. Начнем.

                А как лягу да засну,-
                Вижу сны я про войну,
                Про окопы, пулеметы,
                Про солдатские заботы.
                Ах, молюсь с утра до вечера,
                Чтобы вас не искалечило.

       - Барыня, как складно вы стишки сочиняете. Откуда вы все знаете?
       - Газеты читаю, слушаю, что на улице говорят, знакомые. Сейчас закончим с посылками, и Даша отнесет. Пожалуй, Катя, помочь тебе надо, да и кухню освобождать надо.    
       – Аксюша готовить будет. Я еще приготовила одно, да на сегодня хватит, у меня рука устала, вы тоже притомились.
       - Да уж, барыня, знаешь, как тяжко писать. Я ведь свою фамилию еле царапаю. Прочитайте  стихи для следующего разу.

                … Растут кисетов кучи
                На кухонном окне.
                В голубеньком – фуфайка
                Да мыльные бруски.
                А в желтом – угадай-ка!
                Газеты и носки.
                От Ксюши и от Груни
                По шейному платку.
                Да и от Марьи-нюни
                Четверка табаку.

                Жилеты – от кухарки
                Их сшей, да приготовь…
                Не дороги подарки,
                А дорога любовь!

        На фронте любая весточка для солдата – знак внимания. Стихи, запоминающиеся быстро из-за своей актуальности и простоты восприятия, быстро разносятся во всех частях армии. Солдаты читают их друг другу, заучивают и переписывают. Учитывая такую популярность стихов, их публикуют. Во время утренней прогулки Дмитрий покупает газету.
        - Вот, нянечка, полюбуйся.
        - А что там?
        - Твое письмо солдату. Послушай-ка.

                …Кому посылочка попалась,
                Кем письмо прочиталось,
                Тот будь Степан или Игнат,-
                Он мне как родной брат.
                Пусть же помнит обо мне
                В чужедальной стороне.

       - Да, вроде я писала.
       - Напечатали твои послания в газете, голубушка. Прославилась, вся Россия теперь знает Дарью Павловну Соколову.
       Няня машет руками от себя, качая головой.
       - Подали вы пример всем, теперь потоком пошли посылочки на фронт. Зина проснется – покажешь ей.
       Дмитрий уходит в кабинет и продолжает работать. Даша не может дождаться, когда проснется Зинаида, и поделится с ней радостью. А пока несет газету в кухню.
       - Девочки, смотрите, что я вам покажу – нас с вами пропечатали в газете.
       - Неужто?
       - Мне Дмитрий сейчас читал мое письмо, ваши тоже тут. Зина проснется – прочитает.
       - Скорее бы проснулась – невтерпеж.
       Зина заходит в кухню, удивленно разглядывая прислугу.
       - Что за заговор? У вас такие таинственные лица.
       - Нас в газете пропечатали. Почитай девочкам, мне Дмитрий читал.
       - Так… Правда, стихи есть.
       - Не томи, барыня, заждались уже.

                Пусть кому попадет
                Мой пакет при раздаче –
                Всех германцев побьет
                И вернется с удачей.
                … А пишите ответ

                Для Сухановой, Кати,
                На потемкинской,7
                Я живу в Петрограде.
                Передайте же всем
                Адрес мой, Бога ради.

       - Барыня, а я?
       - Есть, есть и твое.

                Чтоб прислали вы в ответ,
                Как получите кисет,-
                Алексеевой Аксюше.
                Дом мой будет угловой,
                На потемкинской, седьмой,
                Посредине Петрограда,
                У Таврического сада.

      - Не обманул барин – верно, наше пропечатали.
      Даша приносит с почты конвертики.
      - Садитесь, будем читать. От кого? Героя Ивана Кузьмича Гордеева. «Здравствуй, сердечно уважаемая горячо любящая Аксюша. Шлю сердечный привет».

                … Когда иду я в контратаку
                На наглых подлых пруссаков,
                То сильно я тогда желаю
                Побить скорей своих врагов.
                Побить, с победою вернуться
                В родную нашу сторону
                И там увидеть поскорее
                Тебя, тебя Аксюша одну…

       Кате от Цыпушкина: «Я прочел вашу добрую душу. Вы ободряете своим духом русского солдата! И мы рады пожертвовать собой и своей кровью за Царя и Родину…»
       Такие чтения становятся регулярными, многие солдаты пишут стихами, такими же доступными.
       - Дмитрий, я подумала – сколько материала накопилось, что можно книжку издать.
       - А что, Зина, нужная вещь в нужное время. Издашь позже – никому не будет интересно. Как, Дима, ты считаешь?
       - Никто не ожидал такой реакции, начиналось  так наивно. Надо встретиться с Сытиным, он мастер на народные книги.
       Сытин печатает книгу «Как мы воинам писали и что они нам отвечали» с пометкой «Книга-подарок. Составлено З.Гиппиус». В «Журнале журналов» Николай Слонимский помещает рецензию на эту книгу, где отмечает, что «… главной прелестью солдатских писем было полное отсутствие какой бы то ни было похвальбы, заносчивости и лжепатриотизма».
       - Ну, все, Зинаида, Николай открыл твою тайну, теперь все знают, что ты автор стихов.
       - Пусть, когда-то открылось бы, раньше или позже. Никто