Кто такой Швейк?

Геннадий Ботряков
На перроне железнодорожной станции Бугульма вышел прогуляться. С этой станции ещё ребёнком дошкольного возраста, вместе с родителями, конечно, я уезжал (и всегда возвращался) в зелёных пассажирских вагонах, с исторгающим пар и дым паровозом в гoлoве. И до сих пор приезжаю сюда и уезжаю, ведь в двадцати километрах отсюда стоит родительский дом. Но сейчас мой путь лежал из Миасса дальше, - сначала в Москву, а потом на Святую Землю, в Израиль.

 В середине перроне увидел новую для меня композицию: хорошо узнаваемый персонаж романа «Похождения бравого солдата Швейка». На неё взирала молодая парочка. Не удержался, спросил у обоих сразу, знают ли они, кто это. Оказалось, что нет, не осведомлены.

 «Это же бравый солдат Швейк!!!»

 ???

 Объяснил, что это главный герой известного в докомпьютерную эпоху романа чешского писателя-сатирика Ярослава Гашека, которого они тоже не знали. И тут я задал ещё один риторический вопрос, ответ на который, думаю, знают немногие даже из более старшего поколения: «А почему Швейк стоит именно здесь, в Бугульме?» и тут же сам объяснил, явно не ожидая от них правильного ответа, что во время гражданской войны в России, пару месяцев Ярослав Гашек был помощником военного коменданта Бугульмы. Я-то знаю про это с детства - созерцал мемориальную доску с соответствующей информацией на одном из зданий этого старинного города.

 08 мая 2012 г., Миасс