Капитан Гольфа

Ольга Колотова
Для защиты венецианских торговых кораблей в Адриатике, которую венецианцы считали своим собственным «заливом», и в Эгеиде была создана специальная патрульная эскадра галер Гольфа под командованием капитана Гольфа.
В делах, касающихся обороны от пиратов, капитан Гольфа играл ключевую роль. Хотя охранный флот Адриатики Венеция использовала, вероятнее  всего,  с  1224 г.,  должность  капитана  Гольфа  впервые  появляется после 1300 г. Его обязанности были необычайно широки. Он осуществлял охрану венецианских торговых галей в Эгеиде и Адриатике, организовывал преследование пиратов, имел право обыскивать в поисках контрабанды любые суда в Адриатическом море, иногда он выполнял и дипломатические функции. Инструкция, относящаяся  к началу 90-х гг.  XIV в. дает капитану Гольфа право захватывать и наказывать разбойников, причинивших ущерб венецианцам, в соответствии с тяжестью их преступления. Любое вооруженное судно, представляющее угрозу для венецианских кораблей, капитан Гольфа мог захватить, а с командой поступить, как с корсарами «pro bono exemplo aliorum». По своему решению, капитан Гольфа мог также сжечь любой вражеский корабль. Постановлениями Венецианского Сената многократно предписывалось капитану Гольфа или вице-капитану обеспечить порядок на морях и преследовать пиратов. В случае особой опасности Сенат назначал Генерального капитана Моря с чрезвычайными полномочиями.
Кроме Генерального капитана Моря и капитана Гольфа, осуществлять боевые действия против пиратов и враждебных флотов могли и другие должностные лица коммуны: капитаны галей Романии – Таны, Бейрута – Александрии или капитаны вооруженных кораблей, специально направленных для этих целей. Конвои венецианских торговых галей зачастую и сами использовались как военные эскадры. В 1290 г., например, они захватили две лигнии, а около 1350 г. 14 венецианских галей Таны взяли 9 генуэзских галей. В 1340 г. конвой Романии, состоявший из 8 вооруженных галей и боевых кораблей сопровождения, получил предписание активно действовать против пиратов. Венецианский Сенат прямо предписывал капитанам флотилий торговых галей нападать на генуэзские суда в случае враждебных действий Лигурийской республики в 1336-1337, 1348-1349, 1431-1432 гг., на суда Синопского эмирата – в 1360 г. 26 сентября 1452 г. приказ преследовать пиратов, атаковавших два венецианских судна в водах Чериго, был дан капитану галей Бейрута. В ряде других случаев речь идет о капитанах вооруженных галей или кокк.