Всё для фронта. Всё для победы

Екатерина Шульга
Об этих событиях мы знаем и даже проходим на курсах истории. И, все-таки, невольно задаешься вопросом. Как это было? Каких усилий стоило? Война! В те страшные и героические дни, всё стояло на грани. Я напомню несколько фактов, несколько цифр. Это займет лишь несколько сток. Всем, кто трудом своим принес ПОБЕДУ, посвящаю.

                Эвакуация промышленности.

С началом войны, перед Советским правительством стала серьезная задача создания новой военной техники. Сделать это возможно было только в промышленных центрах страны. Рига и Минск, с началом войны, были потеряны сразу. Под угрозой захвата и уничтожения оказались важнейшие промышленные районы, такие, как Центральная и Восточная Украина, включая районы Харькова, Днепропетровска, Кривого Рога, Мариуполя и Донбасса. И, конечно, промышленные центры Московской и Ленинградской области. Советским правительством было принято постановление об эвакуации на восток всех важнейших предприятий.
Отправка целых заводов и их распределение на других территориях, происходила в тяжелых условиях и требовала величайших организаторских способностей и, в силу военного времени, человеческих подвигов. Это и происходило.

Чтобы начать производство новой, вооруженной промышленности, ее надо было вначале перебазировать в глубокий тыл. Туда, где она была бы недосягаема, в первую очередь, для авиации. Разработку плана, создания военно-экономической базы на востоке, поручили Н. Вознесенскому. На него же возлагалась ответственность за организацию и перевод уже существующих предприятий на Волге, Урале и на Западной Сибири на производство военной техники, а так же установление абсолютно новых производственных точек.  Приказ об эвакуации предприятий подписали 2 июля, а всего через неделю Государственный Комитет Обороны постановил переправить  на восток еще 26 военных заводов Ленинграда, Москвы и Тулы. Оборудование и технический персонал дизельных цехов ленинградского Кировского завода и Харьковского тракторного завода были отправлены туда же. Как только над Восточной Украиной возникла угроза захвата, началась эвакуация сталеплавильных заводов Запорожья. В августе же было отдано распоряжение вывести огромный трубопрокатный завод из Днепропетровска. Демонтаж и погрузка оборудования производились круглые сутки. О том, насколько масштабны были эти операции, можно судить по тому, что для эвакуации всего оборудования понадобилось 8 тысяч вагонов. Предпринятые попытки эвакуировать все предприятия Донбасса, естественно, не удалась. Не хватило времени. Город был захвачен немцами, и большая часть оставшегося оборудования была взорвана.  Днепрогэс, так же, частично был разрушен, отступающими войсками русской армии.

Необычайно тяжелые условия при эвакуации промышленности наблюдались в Белоруссии. Железные дороги постоянно подвергались бомбежкам. И все же там большая часть предприятий была перевезена. Массовая эвакуация ленинградских заводов и рабочих началась после захвата немцами реки Лугу. А 10 октября, когда немцы уже находились в районе Вязьмы, началось «переселение» и московских заводов. Для их перевозки понадобилось 71 тыс. вагонов.

Это, даже по сегодняшним меркам, серьезное перераспределение заводов и людей, образовывали на некоторых направлениях и крупных станциях, гигантские пробки. Следуя на Урал, Сибирь и Казахстан, эвакуируемые терпели невероятные трудности.  Люди терпели и доводили дело до логического завершения. По прибытии на место, в первую очередь, устанавливались станки. Они начинали функционировать, даже не имея над собою крыши. По ряду многих причин, оборудование сопровождали только 40-50% рабочих, поэтому, люди трудились без выходных, не взирая, на болезни и голод. Если солдаты отдавали свою жизнь на поле битвы, то гражданскому населению была не легче. Подвиг людей, работающих за станками многие часы, под холодом, дождем и зноем, велик. Они не имели права уклоняться от самой тяжелой и изнурительной работы. Работая почти впроголодь, они, зная, что значит для бойца новая  техника, не роптали.

В Сибири, в то же самое время, в период самых сильных морозов, рабочим и специалистам приходилось ходить на работу пешком за пять, восемь километров, а потом по 12-16 часов и больше, стоять за станком. О подвиге советского солдата писали часто, а вот о тех трудностях, которые выпадали на тружеников тыла, забывали. А, ведь, часто это были дети, старики, женщины. Всё для фронта. Всё для победы. Люди этим жили и отдавали жизни для того, чтобы приблизить его час.
Многие эвакуированные заводы слились с местными предприятиями, и таким образом, создавался Уральский танковый завод имени И В Сталина и Танкоград, образованный, в процессе слияния Челябинского тракторного завода, с Харьковским дизельным и ленинградским Кировским заводом. Некоторые промышленные объекты, в связи с их огромными размерами, размещали в нескольких городах. Так вот, Московский подшипниковый завод был эвакуирован, частично в Саратов, частично в Куйбышев и в Томск. Из-за этого возникали проблемы организационного характера.
Но, несмотря на то, что многие военные заводы и предприятия были благополучно вывезены,  нельзя забывать то, что на это понадобилось определенное время. А после и время на то, чтобы восстановить производство и, наконец, приступить к выпуску продукции. Ведь всё начинается с неё, первой единицы выпуска. А российская армия в период с августа 1941года и по август 1942года, испытывала крайнюю нужду в вооружении и боеприпасах. Этим частично объясняется причины поражения советских войск летом 1942г. Однако люди работали, производства, постепенно, начинали функционировать. Армия, наконец, стала получать самолеты, танки, боеприпасы: то есть то, в чем особенно нуждалась.

Перед советской промышленностью на востоке, так же как и везде, стояли те же трудности. Оборонная промышленность испытывала нехватку  сырья. Прежде всего, это касается качественной стали, которую раньше получали с Восточной Украины. С  началом войны поставки прекратились. Пришлось строить новые марганцевые рудники на Урале и Казахстане, а там условия почвы и климата оставляли желать лучшего.
Если вспомнить, как происходила организация выплавки ферромарганца на Кушвинском заводе, в Магнитогорске и на Кузбассе, то об этом говорили не иначе, как о большой ПОБЕДЕ металлургов, равной по своей значимости военному сражению. Нельзя не упомянуть и пример небывалой стойкости советского человека при строительстве молибденовых рудников в безводной степи близ озера Балхаш. Добычу угля, после потери Донбасса, естественно вынуждены были добывать на Урале, Кузбассе и Караганде.

Глубокой осенью, Россия переживала и в военном и в экономическом отношении самые трагические дни. Фронт требовал все новые и новые поступления, а их не было. Увеличилась диспропорция между числом произведенных орудий и количеством выстрелов из него. Во второй половине 1941года, фронт расходовал в основном боеприпасы, накопленные еще в мирное время. К началу 1942 году они были уже израсходованы, а продукция, поступающая с тыла, лишь на 50 процентов покрывала потребности фронта. Одной из причин называют и то, что численность рабочей силы и служащих в народном хозяйстве, резко снизилась. Часть рабочей силы осталась в оккупированных районах, а другая была в пути, на восток. Трудности эти постепенно преодолевались, и в то время, когда немцы всё еще предрекали неминуемое падение Москвы, Государственный комитет Обороны утвердил точные планы производства самолетов, танков, боеприпасов. 

                Люди стояли на смерть – и на фронте и в тылу. 

****   ****    *****
Фото из интернета. Спасибо авторам.