Мамины воспоминания

Константин Берёзин
                Предисловие.


Прежде всего, автором этих воспоминаний является моя мама; публикация согласована.


     I

     Жарким летом 1972 года я поступала в МГУ на факультет психологии. В этом году я закончила 10 классов средней школы. Последний год учебы занималась на заочных подготовительных курсах. В конце мая по почте пришел вызов-приглашение на очные месячные подготовительные курсы. Сразу после выпускных экзаменов в школе поехала я в Москву. Народу приехало — жуткое количество. Очереди на поселение в общежитие были огромные; процедура заняла целый день. Поселили нас в корпусах общежития для младших курсов (1-го и 2-го), по 4-5 человек в комнате. Располагались эти общежития на Ломоносовском проспекте (рядом с кинотеатром «Балатон»). С 1 июля начались занятия на подготовительных курсах. Занимались мы математикой, биологией, историей и русским языком, т. е. предметами, необходимыми для сдачи вступительных экзаменов. Лето было чрезвычайно жарким; под Москвой горели торфяники. Москва тонула в смоге. Днем мы упорно грызли гранит науки, а вечером гуляли по Москве, по Ленинским горам. Слушатели курсов быстро перезнакомились друг с другом, подружились, и помогали друг другу в учебе. И только одна девочка, которая поступала не первый год, говорила: «Зачем вы это делаете? Вы готовите себе конкурентов!» В августе начались вступительные экзамены. Профилирующим предметом для поступления на факультет психологии была математика. Традиционно задания для психологов были непростыми, гораздо сложнее, чем, например, для поступающих на экономический факультет. На 125 мест было подано больше 600 заявлений. Конкурс среди школьников был — 11 человек на место. Примерно половина абитуриентов отсеялась после первого экзамена. Я получила тройку, и сильно обрадовалась, так как получила право сдавать другие предметы, в которых чувствовала себя гораздо более уверенно. Через день выяснилось, что по математике мне поставили «4», а о тройке было объявлено по ошибке. Тут я обрадовалась еще больше, и радостно пошла сдавать следующий экзамен — биологию. Сдала я ее на «5». К третьему экзамену я еще больше воспрянула духом; трепет исчез совершенно. Экзаменаторы с исторического факультета были очень доброжелательны, спросили, откуда я приехала; и, когда выяснилось, что из Ельца, мы заговорили о историческом прошлом этого знаменитого города. (Хотя 3-м вопросом в билете были материалы XXIV съезда КПСС; о них поговорили кратко.) Расстались почти друзьями. Поставили они мне, конечно, «5». Традиционно последний вступительный экзамен в вузах был сочинение. Предлагалась несколько тем по литературным произведениям, и одна — свободная. Сейчас я уже не помню, на какую тему писала сочинение, но получила я за него «4». Итого, с учетом среднего балла школьного аттестата — «5», я набрала 23 балла. Отсев был очень значительный. До конца вступительного марафона дошли немногие. Все, кто были зачислены в студенты, обязаны были пройти медицинскую комиссию. Провели мы в поликлинике целый день. А потом поехали покупать билеты для возвращения домой; до начала занятий оставалась одна неделя. Будущая сокурсница В. М., которой не хватало денег на билет, попросила у меня взаймы, и очень забавно уговаривала: «Посмотри на меня, запомни меня! 1 сентября я тебе эти деньги верну!» (При начале занятий она их вернула.) Дома собрали мы вещички, покайфовали последние свободные денечки, и поехали в Москву. Мама решила меня проводить до Москвы, посмотреть, где я буду жить, потому что понимала, что я уезжаю надолго. Приехали, поселились в том же самом общежитии для младших курсов (в 3-м корпусе; всего корпусов было семь). Жило по пять девочек в комнате. Мы жили на первом этаже. Одна из этих девочек была немка из ГДР, Хельга. В те времена практиковалось принимать на учебу студентов из социалистических стран. На нашем курсе учились 5 немцев и 2 болгарки. Одна из немок, «маленькая Барбара», на 2-м курсе уехала в Германию, чтобы выйти замуж. А «большая Барбара» на 4-м курсе вышла замуж за армянина; она была на голову выше его ростом. После окончания учебы они уехали в ГДР. На курсе учились также представители республик Советского Союза. Они зачислялись вне конкурса — потому что проходили конкурс в своих республиках. Они должны были вернуться домой; но некоторые из них не вернулись. Студенческие билеты вручал нам декан факультета психологии Алексей Николаевич Леонтьев. Моя фамилия была в конце списка, поэтому бедный Леонтьев был уже сильно утомлен непрерывными рукопожатиями и необходимостью всем говорить: «Поздравляю!»

     II

     Организация учебного процесса на факультете психологии МГУ в 1970-е гг. Форма занятий была — лекции, семинарские и практические занятия. Лекции читались для всего потока (т. е. для всего курса). Например, А. Р. Лурия читал у нас всегда вечером, потому что был занят в других вузах. Он читал общую психологию на 1-м и 2-м курсах. Это было в среду, около 7 вечера (занятия в этот день начинались около 16 ч.). На его лекции, кроме студентов дневного отделения, приходили и вечерники, и слушатели факультета повышения квалификации. Если по курсу предусматривались семинарские занятия, они проходили отдельно в каждой группе. Но они предусматривались не по всем курсам; напр., по антропологии, по биологии — были только лекции. А по математике и др. предметам были и лекции, и семинары. По некоторым предметам предусматривались не семинары, а практические занятия; напр., по анатомии ЦНС (центральной нервной системы) и физиологии ВНД (высшей нервной деятельности). На них мы резали лягушек, рассматривали заформалиненные мозги, учили названия мозговых извилин, делали препараты лягушек. (Например, записывали на каком-то аппарате частоту сердцебиения лягушки.) Подобный практикум предусматривался и по психологии; например, измеряли время реакции, делали тесты. На физкультуру ходили все сразу, но группы были поделены по-другому, не так, как обычные учебные. Весь первый год мы сдавали ГТО. Физкультура была первые 3 или 4 курса. Один из дней (кажется, на 2, 3, 4 курсах) был посвящен военной подготовке. Мальчики выходили из МГУ лейтенантами, а девочки — медицинскими сестрами гражданской обороны. Нас учили делать уколы (на манекене), делать повязки.


     Курс у нас был очень дружный. Там всякие, конечно, были, но в целом это был хороший курс. Примерно половина были москвичи, а другая половина жила в общежитии. К концу учебы мы так сдружились, что москвичи приходили в комнаты общежития, и все вместе готовились к экзаменам. Те, кто больше знал какой-то вопрос, помогали менее успевающим. На такие занятия приходили не все, но многие. В нашей комнате жила одна девочка, которая окончила физико-математическую школу, и она, конечно, помогала другим. Так же вместе праздновали Новый год. Отчислялись из университета очень немногие; так, один мальчик ушел служить в армии; а другую девочку отчислили за воровство (она украла однотомник О. Э. Мандельштама). Были распространены смотры художественной самодеятельности. Где-то в марте-апреле все представляли какие-то концертные номера, и театральные сценки. На факультете была организована театральная студия, которой руководили студенты ГИТИСа — В. Д. и С. Р. В первый же год наш курс отличился. На наш концерт сбежалась половина университета. Была показана инсценировка сказки Э.-Т.-А. Гофмана «Крошка Цахес». Д. и Р. заканчивали режиссерский факультет; они написали сценарий, и были «постановщиками». Сами студийцы шили костюмы, делали декорации.




/