ВстречисМТКалашниковым

Владимир Тяптин
С легендой XX – XXI вв. Михаилом Тимофеевич Калашниковым я имел счастье встречаться неоднократно.

Первая встреча состоялась в июле 1975 года в его рабочем кабинете на «Ижмаше». Тогда с группой слушателей Московской Высшей партийной школы, которую я сопровождал как работник Удмуртского обкома партии, я выслушал его рассказ о создании им его систем оружия.

А в 1992 – 1994 годах я 5 раз был принят Михаилом Тимофеевичем у него на его квартире, в том числе дважды вместе с моей супругой Риммой Алексеевной. В августе 1995 года он побывал у нас на даче. Поводом для встреч послужили мои книги, стихи и песни, созданные в его честь. Тогда и в последующие годы мною были подарены ему мои поэтические книги «На пруду Ижевском», «Город нашей любви», «Вздымаются храмы в России», в которых опубликованы мои стихи «Песня о Калашникове» и «Баллада о Великом Конструкторе».

Оба эти произведения любимы Михаилом Тимофеевичем. Мой старый знакомый, бывший работник заводоуправления ОАО "Ижмаш" Владимир Годин как-то рассказал мне о том, что он был свидетелем, как Михаил Тимофеевич на своей даче достал мою книгу "Вздымаются храмы в России" и прочитал гостям посвящённую ему балладу. Текст этой баллады вырезан на ореховом дереве в виде раскрытой книги, подаренной Администрацией города Ижевска Михаилу Тимофеевичу Калашникову, которая хранится в музейно-выставочном комплексе стрелкового оружия его имени.

Первое издание книги «Вздымаются храмы в России» посвящено этому великому человеку в связи с 50-летием создания автомата АК-47. 31 октября 1997 года на праздновании этой даты в Ижевске, в санатории-профилактории "Сосновый", состоялась премьера «Песни о Калашникове», которую исполнил автор музыки Виктор Шацкий. В ходе исполнения этой песни девушка пригласила Михаила Тимофеевича на вальс, и после завершения вальса он сказал: «Никогда бы не подумал, что буду танцевать под звучание песни обо мне». Исполнение песни было тогда записано бригадой ОРТ, и песня вошла в телефильм «Жизнь замечательных людей. Конструктор Михаил Калашников». Премьера этого телефильма состоялась 7 декабря 1997 года.

16 марта 1996 года Михаил Тимофеевич был почётным гостем на нашем с Виктором авторском вечере в Государственном театре оперы и балета «Вздымаются храмы в России». На этом вечере я прочитал со сцены «Балладу о Великом Конструкторе», которая была встречена бурными аплодисментами. Михаил Тимофеевич тогда поднялся и поклонился, как говорят, на все четыре стороны. Горжусь тем, что Михаил Тимофеевич последнюю, пятнадцатую, главу своей книги «От чужого порога до Спасских ворот» назвал моей заключительной строкой посвящённой ему «Баллады о Великом Конструкторе»: «Пашет и пашет седой генерал!» и на странице 494-й странице написал добрые слова в адрес этой баллады:

«Пашет и пашет седой генерал?» – подхватил Чугуевский (бывший директор Ижевского механического завода. В.Т.).
Это – строчка из стихотворения, которое носит такое же название, Мне его посвятил ижевский поэт Владимир Тяптин. Оно успело прижиться в широком кругу наших земляков и больше, я уверен, не потому, что поэт «угадал» в отношении меня – нет. Просто весь российский народ – народ-труженик, и людям давно уже надоело слышать о себе обратное и слышать хулу, давно надоела разобщённость и отсутствие доброго примера. Людям очень хочется, чтобы все мы трудились сообща, трудились на поприще достойном – и «седой генерал», и малец, протирающий нынче стёкла машин на загазованном перекрёстке».

С гордостью храню я подаренную мне Михаилом Тимофеевичем его книгу «Записки конструктора-оружейника» с его автографом «Уважаемому Владимиру Яковлевичу на память о наших встречах и добрых беседах» во время моего первого визита к нему на квартиру 27 октября 1993 года, в ответ на подаренную тогда ему мою книгу «На пруду Ижевском», где я опубликовал первый вариант посвящённой ему «Песни о Калашникове».

В последующие годы, когда я стал Почётным гражданином города Ижевска, приходилось неоднократно встречаться с ним на мероприятиях, проводимых Ижевской мэрией, особенно в дни празднования Дня города. Ежегодно 12 июня, в День города Ижевска, наряду с другими ижевчанами и гостями города, мне доводилось общаться с этим легендарным человеком во время возложения цветов к памятнику основателя Ижевского оружейного завода А.Ф. Дерябину. Перед этим руководство города, депутаты городской Думы и Почётные граждане города собираются перед плотиной на берегу Ижевского пруда и затем идут к этому памятнику. И всегда в первом ряду идёт Михаил Тимофеевич, в числе первых ставший Почётным гражданином Ижевска в 1988 году. Накануне руководство города проводит встречи с Почётными гражданами города в здании Администрации города, и на них, как правило, тоже присутствует Михаил Тимофеевич.

12 июня 1997 года этому легендарному человеку я вручил аудиокассету с записью двух песен Виктора Шацкого на мои стихи: «Песня о Калашникове» и «Баллада о Великом Конструкторе» в исполнении автора музыки. Это было сделано мною на митинге, посвящённом закладке капсулы с обращением М.Т. Калашникова к потомкам на строительстве Музейно-выставочного комплекса стрелкового оружия его имени.

На мои стихи «Песня о Калашникове», помимо Виктора Шацкого, создал музыку Геннадий Михайлович Корепанов-Камский, а на «Балладу о Великом Конструкторе», помимо Виктора Шацкого,  создали музыку композиторы Людмила Алексеевна Лядова и Евгения Владимировна Копысова.

Горжусь тем, что неоднократно фотографировался с этим замечательным человеком.

4 марта 2011 года, мы с Виктором Шацким были удостоены чести персональной встречи с Великим Конструктором в музее ОАО «Ижмаш». Встреча состоялась по нашей просьбе с 10 до 11 утра. Поводом послужила передача ему новой записи диска CD с песнями, посвящёнными ему, «Ижмашу» и нашему городу, с которым связана жизнь и работа конструктора с 1947 года. В ходе этой встречи мы рассказали Михаилу Тимофеевичу о нашей совместной работе над новыми песнями, посвящёнными ему, Ижевску и оружейникам города. Я подарил Михаилу Тимофеевичу свою книгу «Мы славим тебя, наш Ижевск!», посвящённую нашему с Виктором совместному творчеству. В книге большое место отведено работе над песнями в честь Михаила Тимофеевича Калашникова и о встречах с этим замечательным человеком. Я рассказал, что завершал тогда поэтическую эпопею «В битвах за Россию. От Рюрика до Берлина», в которой отражён исторический период России за 1083 года, отражены 334 войны, сражения и атаки, 537 исторических героев. Книга эта вышла в свет 21 мая 2011 года. В ней напечатана и посвященная Михаилу Тимофеевичу баллада.

В заключение этой замечательной встречи Михаил Тимофеевич подарил нам с Виктором по экземпляру своей новой книги «Всё нужное просто» Мы с Виктором гордимся автографами, которые в наш адрес написал Великий Конструктор. На моём экземпляре: «Уважаемый Владимир Яковлевич! Благодарю за честь быть воспетым Вашими стихами!», а на экземпляре Виктора: «Уважаемый Виктор Александрович! Поёте Вы прекрасно. Сегодня слушать Ваши песни мне было лестно, приятно и отрадно».

Баллада о Великом Конструкторе

Далёкое детство. Родная Курья.
Просторы Алтая. Степные края.
Широкое поле. Весенний рассвет.
Мальчишке на пахоте только семь лет!

Как труден и долог на пахоте день!
От жаркого солнца не спрятаться в тень.
«Держись, Михаил! Не сдавайся, дружок.
Ведь ты же мужчина! – шепнул ветерок.

Октябрь сорок первого. Танковый взвод
Отважный танкист в наступленье ведёт.
Вдруг пламя сверкнуло. – Ох, как горячо! –
Навылет пробито осколком плечо.

Но сердцу больнее от тяжких минут –
Фашисты из «шмайсеров» в раненых бьют.
И нет автоматов, чтоб дать им отпор,
И горькой слезою туманится взор.

Лечиться б спокойно, а сердце горит
Желанием страстным стране подарить
Оружие грозное – свой автомат.
И вот уж в тетрадке наброски лежат…

Как труден и долог конструкторский путь!
Как много их было – нелёгких минут!
Но всё одолел неуёмный талант –
Создал автомат наш российский сержант!

Россия! Гордись – это верный твой сын
Стал в мире Конструктором номер один!
И знает планета – он слава твоя.
И знает об этом родная земля.

Великий Конструктор творит и живёт
Великой надеждой, что мир сбережёт.
А в поле конструкторском – вечный аврал…
И пашет, и пашет седой генерал!

----------
  На фото: 12 июня 1997 г. Ижевск. Перед митингом, посвящённом закладке капсулы с обращением М.Т. Калашникова к потомкам на строительстве музейно-выставочного комплекса стрелкового оружия его имени. Фотография на память о передаче мною аудиокассеты с записью двух песен Виктора Шацкого на мои стихи: "Песня о Калашникове" и "Баллада о Великом Конструкторе".