Наградной лист

Евгений Самойлов
СВЯЗИСТ

Памяти Ивана Полесского

Ползу с катушкой по меже,
Добраться надо до опушки,
И нету сил тащить уже
В руках тяжёлую катушку.

Но надо вновь и вновь ползти,
Хоть руки и нога немеют,
Чтоб до начальства донести,
Что погибает батарея.

Что комиссар убит давно,
Что нет патронов и снарядов,
Но драться будут всё равно,
И все погибнут, если надо.

Ком. батареи приказал,
Чтоб связь наладил – я умею.
А не смогу, чтоб рассказал,
Как погибала батарея.

Яков Капустин 

*****


Я родился в 1960 году. Теперь мне 52...
Неожиданно нашел в "сетке" наградной лист на моего деда.

У меня уже есть внук и, как человек переживший и "Чернобыль" и распад "Союза",
я с большим трепетом отношусь к строкам, которые написал в далеком 44 году последнего века прошлого тысячелетия, неизвестный мне командир  35 гвардейской отдельной роты связи, 74 гвардейского стрелкового полка, 27 гвардейской дивизии, 8й гвардейской армии, гвардии старший лейтенант Шиян:"При наступлении наших частей в лесу, 3 км вост. мест. Варки..."

Я посмотрел на карту боевых действий 8й армии - их полк всегда стоял на направлении главного удара от Калинина, Сталинграда, Харькова и Одессы до самого Берлина.
Дедушка особенно про свои "подвиги" на войне не распространялся, но мне, как любимому внуку рассказал, как его ранило.
Он сидел возле телефонного аппарата в штабной землянке. М.б. его поэтому и не убило в пути от  Сталинграда-Одессы-Белоруссии до самой Польши, что был связистом. Когда началась массированная контратака немцев, то связь прервалась...
А в тот момент на КП оказался генерал-майор Глебов, который матом послал моего деда на верную смерть, под падающие дождем вражеские мины. Медный провод был тогда важнее жизни.
Дедушка встретился с отступающими бойцами, но импортный шнур был важнее.
Дед аккуратно сматывал его на американскую катушку, когда по нему фашисты начали прицельно стрелять из минометов.
Дед, к этому времени, уже отвоевал 2 года на передовой, поэтому, когда он понял, что вражеские минометчики его взяли в "вилку", то он стал перед выбором: или падать на землю, и тогда брызги осколков его посекут в "капусту", поскольку немецкие мелкокалиберные мины взрывались низким кустом и основная масса осколков шла ниже полуметра над землей,или стать так, чтобы телефонная катушка защитила его от осколков. Он почти угадал...   
У деда, во время того минометного обстрела оторвало половину жопы... Потом его нашли солдаты, посланные за проводом. Он лежал с катушкой в руках, без сознания от кровопотери...
Генерал Глебов снял свой Орден Отечественной Войны" 2 степени со своей груди и положил деду, лежащему на носилках на грудь...
Была сделана уникальная операция.
Домой он вернулся в 1945 году инвалидом второй группы, которую сняли через пол года...
Всю оставшуюся жизнь он работал в ХТТУ (Харьковском трамвайно-троллейбусном управлении) водителем трамвая, в ремонтной группе, сторожем Ленинского трамвайного депо.
Умер дедушка в 1992 году.

Он не любил "светится" своими " льготами". Всех чиновников он обзывал харьковским словечком "Раклы".
Я с ним солидарен - "Раклы" они все, крысы тыловые...

Гвардия - вперед!