Босоногое детство

Алевтина Лепешова
Наша семья жила в своем доме на берегу реки, между вокзалом и церковью. Отец работал в Усольлаге,а мать - на железной дороге, на телеграфе. Из четверых детей я была старшей.
В садик мы не ходили и даже не знали о его существовании. Присматривала за нами бабушка. На ее плечах лежала вся домашняя работа: скот, огород да еще и нас четверо. Целыми днями мы были предоставлены самим себе, особенно летом. Утром после завтрака с сестрой и старшим братом убегали на реку. Она для нас была всем. Там было красиво,интересно, весело.
Усолка раньше было полноводной,разливалась до самого леса. Нас, малышей, ребята постарше катали на лодках. Они были небольшие, вёсельные.
Отплывут далеко от берега, на середине вода темная, сидишь и не дышишь - страшно. Усолка тогда была судоходной, и дно ее иногда чистил земснаряд. Летом на причале стояли баржи и красивые, белые, как лебеди,катера. На баржах для города привозили помидоры, яблоки, арбузы, а в огромных широких танкерах (мы их звали самоходками) - горючее. Подцепляли широкий рукав-шланг к бензовозу и перекачивали в него их содержимое. Днями и ночами ездили они мимо наших окон, пока все не вывезут.
К берегу причаливалось много лодок. С них женщины полоскали белье, зачерпывали ведром воду с реки.На моторных лодках люди уезжали на покосы и в лес, возвращались с сеном, грибами, ягодами. Тут же шла заготовка дров на зиму, визжали пилы. С Камы
лодками притаскивали бревна-топляки и складывали их «кострами» для просушки.
Жизнь кипела, все было в движении. И мы, ребята, среди всего этого бегаем, на лодках качаемся. За день так сгоришь на солнце - ночью вся спина болит. За лето кожа не один раз облазила. Жара стоит, испечешься весь - и в речку. Держишься одной рукой за лодку, заходишь в воду по пояс и по дну - раком.
Однажды девчонка постарше высмеяла меня: «Разве так плавают? Иди сюда, я научу тебя, как надо плавать!». Девушка завела меня на глубину. Подержав на воде в горизонтальном положении, сказала: «Все.Плыви. Бей сильней руками и ногами». И... отпустила. Хочешь жить - будешь бить и руками, и ногами. А на берегу хохот: «Ой, смотрите, пароход плывет, всю реку взбурлил». Вот так я и научилась плавать.
Эта фотография сделана в 1955 году. Сфотографировал нас шкипер с баржи. Мы с братом Мишей и отцом стоим на берегу Усолки у сторожки,которая служила укрытием для охраны. Немного дальше (ниже по течению) шла заготовка дров для 15-й колонии. Но это уже другая история.