Командир

Сергей Шайх
                Щедровичам.

« Товарищи пассажиры! Приветствуем вас на борту авиалайнера, выполняющего рейс 3545... Командир корабля - пилот 1-го класса, Щедрович Владимир Нисонович»...

Повезло мне. Дядя Володя за штурвалом! Вот так встреча! Командир делает контрольный обход перед стартом. Как всегда скромный, внимательный, взгдяд мягкий, добрый.

- Привет, Серёга! Чего пристёгиваешься? Заходи!- приглашает меня в пилотскую кабину.

Лайнер набирает высоту. Быстро становятся маленькими сосны, берёзки. Крошечными кажутся пятиэтажки моего городка, игрушечными люки пусковых... Работает второй пилот. От количества приборов, кнопок, тумблеров разбегаются глаза.

- Порулить хочешь?-  вполне серьёзно спрашивает меня дядя Вова.

- Нее. народу много.

-Не волнуйся, высоту набрали, идём на автопилоте. Тогда, давай по сто грамм за встречу! Выпей со стюардессой. Со мной после посадки.

Не любитель я выпить. Но когда подплывает принцесса в лётной форме...На серебрянном подносе две хрустальные рюмки с коньяком...Не откажется ни трезвенник, ни язвенник!

В кабине шутки, смех! Штурман без устали расскзывает анекдоты, пилотские приколы. Незаметно проходит время дальнего перелёта. Приближаемся к месту назначения.

- Внимание, снижаемся! Беру управление на себя!- твёрдым голосом произносит командир.
Сию же секунду стюардессы выпорхнули в салон, штурман прыгнул на своё место. Экипаж надел наушники-гарнитуры связи. Все сосредоточены. Команды жёсткие, короткие, как в бою. Руки пилотов летают по тумблерам и кнопкам приборной панели.

Сижу на откидном стульчике позади командира. Вижу, как у него начинает пропитываться пОтом от напряжения форменная рубашка.

Мягкая посадка. Дружный вздох облегчения.

- Приехали! Пошли на выход. По инструкции, нам выходить первыми.

Иду следом за Нисоновичем. Он несмотря на жару, надевает на почти полностью влажную от пота рубашку китель. Застёгивается. Командир - есть командир!

- Ну, что Серёга, по соточке!

- По двести! - выдыхаю ответ под впечатлением увиденного.

                ***


Через много лет, совершенно случайно, узнаю, что мой дальний родственник, но близкий по духу человек, Владимр Нисонович - герой!

В начале семидесятых, в составе экипажа, молодой командир Щедрович В.Н. выполнял полёт на местных авилиниях, в центре Сибири. При снижении на посадку, у всегда надёжной машины не вышли шасси.

- Сажусь на брюхо!- жёстко объявляет командир.

Аэропорт «встал на дыбы». Срочно убираются со стоянок самолёты. Эвакуируются люди. По тревоге подняты пожарные, скорая... Горком партии отдаёт распоряжение больницам города готовиться к принятию пострадавших.

Горючее выработано, практически, до нуля.

- Господи, прости нас, грешных!

Лайнер касается земли.
- Господи, пронеси!!!

Но, нет. Душераздирающий скрежет металла. Вспыхивает отрывающаяся обшивка. Чёрные клубы дыма охватывают замерший на земле самолёт. Быстрее! Сейчас может быть взрыв! Выброшены аврийные люки.  Экипаж принимает с борта первых пассажиров. Казалось целую  вечность ждали пожарный расчёт, хотя прошло меньше минуты с момента полной остановки. Наконец-то, струи пены обволакивают горящую машину, сбивают пламя!

- Где командир!

Да, вот он! С огнетушителем в руках, последним, как и положено командиру, покидает дымящийся самолет! Сбил остатками струи тление с рукава обгоревшего кителя.

- Раненные, погибшие? - первый вопрос командира.

- Легко раненные есть, погибших нет!

На траве, в безопасном расстоянии отдыхают, ждут транспорт натерпевшиеся пассажиры. Увидели командира. Поднялись! Всё правильно! Героев на Руси приветствуют стоя!

Подкатила ГБэшная «Волга». Вышли два полковника. Отдали честь поседевшему мололодому пилоту. Молча пожали руку и уехали.

                ***

- Что так долго? - спрашивает у Владимра жена, Валентина.
- У штурмана день рождения. Шашлыки с экипажем жарили у него на даче. Машину на второй день починили, чтобы по домам ехать. Вот и задержался!

- А волосы почему обгоревшие? В костре ночевали? - с сомнением спрашивает Валя.
Не так-то просто успокоить ведущего нейрохирурга, самого близкого человека - жену.
-  Да, нет. Водку на качество проверяли. Хорошо пыхнуло. Отличная водка!

Только через неделю семья узнала о случившемся, когда Владимир Нисонович принёс домой солидную премию \ 20 рублей\ и командирские часы от министра авиации.

Лично, я, считаю, что Щедрович - Герой! Думаю так же, как и те тридцать пассажиров горящего самолёта, как думает экипаж, наземные службы...Все они давно рассказали об этом своим детям, дети внукам...

А если, народ решил, - Герой! Значит, несомневайтесь, это - настояший Герой!