Спартанцы с иудеями - братья?

Николай Шошунов
Кто из людей моего поколения в детстве не смотрел вышедший в 1962 году фильм режиссёра Рудольфа Мате "300 спартанцев" с Ричардом Эганом в роли царя Леонида? Фильм повествует о вошедшем в историю подвиге спартанцев в битве с персами при Фермопилах в 480 году до нашей эры. Показанное в фильме основано главным образом на 7-й книге "Истории" Геродота, а также на "Персидской истории" Ктесия из Книда, исторических произведениях Диодора и Плутарха. Однако великолепно поставленный фильм обнаруживает множество явных расхождений с историческими фактами. В частности, спартанцы в нём показаны коротко постриженными и гладко выбритыми. Режиссёр явно перепутал длинноволосых и бородатых греков с постриженными и бритыми римлянами. Геродот же прямо свидетельствует, что спартанцы имели длинные волосы и бороды.

В 2006 году вышел фильм режиссёра Зака Снайдера "300" с Джерардом Батлером в роли Леонида. Фильм поставлен по комиксу Фрэнка Миллера, и исторических ляпов в нём ещё больше. Но спартанцы в нём всё ж таки бородатые, с волосами... заплетёнными в косичку. Но это что! Как-то не то по телевизору, не то во сне я вдруг увидел фрагмент уж не знаю какого фильма, где спартанцы были изображены с длинными-предлинными... пейсами. Но почему я уделяю такое внимание фейс-контролю спартанцев, а не их, к примеру, вооружению? Потому что есть в исторической науке одна загадка, которую осторожные историки предпочитают обходить стороной, дабы не рисковать своей научной репутацией. И лишь немногие, самые смелые, которым терять нечего, отваживаются на попытки разобраться в этой проблеме.

Кто вообще такие спартанцы, каково их происхождение, особенно в этническом отношении? Традиционная историческая наука говорит нам, что спартанцы - это потомки дорийцев, вторгшихся на рубеже 13-12 веков до н.э. на Пелопоннес и покоривших полностью илотов (этнических ахейцев) и частично периеков (иногда говорят, что периеки были тоже дорийцами, только бесправными). Затем дорийцы заселили также Родос, Крит и другие средиземноморские острова. А кто такие дорийцы? Опять же традиционные историки утверждают, что дорийцы - это одно из основных греческих племён наряду с ахейцами, ионийцами и эолийцами. И что говорили дорийцы на дорийском диалекте греческого языка, единственным современным потомком которого является цаконский язык. А откуда дорийцы начали своё вторжение на Пелопоннес? Традиционные историки отвечают и на это, но по-разному - то ли из Северного Причерноморья, то ли из Северной, то ли из Средней Греции. Короче, спартанцы - этнически исконные греки, и вопрос на этом закрыт.

Но вот что пишет в своей книге "Иудейские древности" историк Иосиф Флавий, описывая события Маккавейского восстания 167-160 гг. до н.э.:

Одержав такую блестящую победу и перебив до двух тысяч врагов, Ионатан вернулся в Иерусалим. Видя, что с помощью Божией всё ему удается, он отправил посольство к римлянам с предложением возобновить прежний дружественный союз иудейского народа с ними. Этим своим посланным он поручил завернуть на обратном пути из Рима к спартанцам и напомнить им об их дружественном союзе с иудеями. Когда же посланные прибыли в Рим и, придя в сенат, объявили, что они приехали от первосвященника Ионатана, который прислал их с целью укрепления союза, то сенат утвердил прежнее свое постановление относительно дружбы с иудеями и снабдил посольство грамотами ко всем царям Азии и Европы и к правителям различных городов, чтобы послы могли безопасно вернуться восвояси. На обратном пути посольство заехало в Спарту и отдало там грамоту, заготовленную с этой целью Ионатаном. Содержание её было следующее:
"Первосвященник иудейского народа, Ионатан, совет старейшин и народ иудейский посылают привет свой эфорам лакедемонским, герусии и братскому племени. Если вы здоровы и все ваши общественные и частные дела идут хорошо, то это прекрасно и вполне соответствует нашим желаниям. Сами же мы здоровы. В прежние времена наш первосвященник Хоний получил у нас от вашего царя Арея через посредство Димотела послание относительно нашего общего с вами происхождения. Копия его при сём прилагается. Послание это мы приняли охотно и любовно отнеслись как к Димотелу, так и к Арею, тем более что нам вовсе не было необходимости в доказательстве этого нашего родства, так как в том уже убеждали нас данные нашего Священного Писания. И если мы сами не сделали первого шага для признания между нами указанного родства, то это произошло лишь оттого, что мы не желали показать виду, будто мы предвосхищаем у вас оказанную нам честь. И все-таки, несмотря на то, что со времени установления между нами наших дружественных отношений прошло уже достаточное число лет, мы во все праздники и во все знаменательные дни при принесении Господу Богу жертв всегда молимся Ему о вашем здравии и благополучии. Несмотря на то, что, благодаря дерзости и заносчивости наших соседей, нам пришлось вести множество войн, мы всё-таки не решались впутывать в них ни вас, ни других нам дружественных лиц. Окончив теперь борьбу с неприятелями своими, мы по случаю отправки нами почтенных членов совета, Нумения, сына Антиоха, и Антипатра, сына Ясона, снабдили последних также посланием к вам с целью возобновить с вами наш дружественный союз. Поэтому вы поступите прекрасно, если и вы, в свою очередь, напишете нам, не нужно ли вам чего-либо от нас, всегда готовых во всех случаях оказать вам посильную поддержку". Лакедемоняне любезно приняли послов и, постановив решение о закреплении дружественного союза с иудеями, отправили их на родину. (Иудейские древности, кн. 13, гл. 5, пар. 8)

Если дружественный союз иудеев с римлянами - не более чем обычная дипломатия, то об отношениях иудеев со спартанцами Флавий сообщает нам нечто не только неожиданное, но просто сногсшибательное. Речь идёт ни более ни менее как о генетическом родстве и общем происхождении этих двух народов. Итак, спартанский царь Арей через посланника Димотела передаёт иудейскому первосвященнику Хонию письмо о братстве и родстве спартанцев и иудеев. Иудеи воспринимают это весьма благожелательно, поскольку для них это не такая уж сенсационная новость. Более того, в знаменательные дни иудеи молятся о здравии и благополучии спартанцев. И это не просто банальный обмен дипломатическими любезностями. Мы не знаем в истории больше ни одного примера, когда бы иудеи так безоговорочно заявляли о своём этногенетическом родстве с другим народом.

Иосиф Флавий, собственно Иосиф бен Маттиас (ок. 37 - после 100), родился в семье священнослужителя в Иерусалиме и принадлежал к партии фарисеев. Во время Иудейской войны 66-73 гг. был назначен военачальником в Галилее, хотя и не одобрял восстание против римлян. Сдавшись в плен римлянам в безвыходной ситуации, он воспользовался покровительством императора Веспасиана и принял его родовое имя Флавий. Живя в Риме, Иосиф Флавий столкнулся с предвзятым отношением римлян и греков к иудейскому народу, который они считали отсталым и оторванным от мировой цивилизации. Чтобы доказать древность и высокую культуру иудеев, Флавий и написал на греческом языке свои знаменитые труды - "Иудейская война", "Иудейские древности", "Жизнь" и "Против Апиона".

И тут возникает естественное подозрение: не проявил ли в процитированном фрагменте Флавий недопустимую тенденциозность, не является ли тезис о родстве спартанцев и иудеев его собственной выдумкой, призванной показать изначальную связь иудеев с высококультурным эллинским миром? Нет, Флавий был честным историком и в "Иудейских древностях" опирался в основном на документально подтверждённые сведения. История Маккавейского восстания изложена в трёх Маккавейских книгах, входящих в библейский круг как второканонические. Давайте посмотрим, что написано там о взаимоотношениях спартанцев и иудеев.

В первой Маккавейской книге мы находим фрагмент, почти дословно совпадающий с тем, что писал Иосиф Флавий - такое впечатление, что он просто переписал свой текст из этой книги:

Ионафан, видя, что время благоприятствует ему, избрал мужей, и послал в Рим установить и возобновить дружбу с Римлянами, и к Спартанцам и в другие места послал письма о том же. И пришли они в Рим, и вошли в совет, и сказали: "Ионафан первосвященник и народ Иудейский прислали нас, чтобы возобновить дружбу с вами и союз по-прежнему". И там дали им письма к местным начальникам, чтобы проводили их в землю Иудейскую с миром. Вот список письма, которое писал Ионафан Спартанцам: "Первосвященник Ионафан и народные старейшины и священники и остальной народ Иудейский братьям Спартанцам - радоваться. Еще прежде от Дария (Арея), царствовавшего у вас, присланы были к первосвященнику Онии письма, что вы - братья наши, как показывает список. И принял Ония посланного мужа с честью, и получил письма, в которых ясно говорилось о союзе и дружбе. Мы же, хотя и не имеем надобности в них, имея утешением священные книги, которые в руках наших, но предприняли послать к вам для возобновления братства и дружбы, чтобы не отчуждаться от вас; ибо много прошло времени после того, как вы присылали к нам. Мы неопустительно во всякое время, как в праздники, так и в прочие установленные дни, воспоминаем о вас при жертвоприношениях наших и молитвах, как должно и прилично воспоминать братьев. Мы радуемся о вашей славе. Нас же обстоят многие беды и частые войны; ибо воевали против нас окрестные цари. Но мы не хотели беспокоить вас и прочих союзников и друзей наших в этих войнах. Ибо мы имеем помощь небесную, помогающую нам: мы избавились от врагов наших, и враги наши усмирены. Теперь мы избрали Нуминия, сына Антиохова, и Антипатра, сына Иасонова, и послали их к Римлянам возобновить дружбу с ними и прежний союз. Поручили им идти и к вам, приветствовать вас и вручить вам письма от нас о возобновлении и с вами нашего братства. И вы хорошо сделаете, ответив нам на них". (1 Мак 12:1-18)

В первой же Маккавейской книге приводится и текст письма, которое Арей послал Хонию:

Вот и список писем, которые прислал Дарий (Арей): "Царь Спартанский Онии первосвященнику - радоваться. Найдено в писании о Спартанцах и Иудеях, что они - братья и от рода Авраамова. Теперь, когда мы узнали об этом, вы хорошо сделаете, написав нам о благосостоянии вашем. Мы же уведомляем вас: скот ваш и имущество ваше - наши, а что у нас есть, то ваше. И мы повелели объявить вам об этом". (1 Мак 12:19-23)

Кроме того, есть в первой Маккавейской книге и текст письменного ответа спартанцев на письмо Ионатана, который уже после его предательского убийства был получен первосвященником Симоном:

Вот список с писем, присланных Спартанцами: "Спартанские начальники и город Симону первосвященнику, старейшинам и священникам и всему народу Иудейскому, братьям нашим - радоваться. Послы, присланные к народу нашему, рассказали нам о вашей славе и чести, и мы возрадовались прибытию их и записали сказанное ими в народном совете так: Нуминий, сын Антиоха, и Антипатр, сын Иасона, послы Иудейские, пришли к нам возобновить с нами дружбу. И угодно было народу принять этих мужей с честью и внести запись слов их в открытые народные книги, на память народу Спартанскому. А список с этого мы написали для первосвященника Симона". (1 Мак 14:20-23)

Во второй Маккавейской книге мы находим свидетельство о том, как нечестивый брат Хония Ясон пытался найти убежище в Спарте, надеясь на братскую помощь. Судя по тексту, он нашёл там не убежище, а смерть - похоже, спартанцы не простили ему кровавых бесчинств по отношению к иудеям, которых спартанцы считали своими братьями:

А Иасон нещадно производил кровопролитие между своими согражданами, не размышляя о том, что успех против одноплеменников есть величайшее несчастье, и воображая получить трофеи как бы над врагами, а не одноплеменными. Впрочем он не достиг начальства, а концом его злоумышлений было то, что он с позором, как беглец, опять ушел в страну Аммонитскую. Концом его злобной жизни было то, что обвиненный пред Аретою, владетелем Аравийским, он бегал из города в город, всеми преследуемый и ненавидимый, как отступник от законов, и презираемый, как враг отечества и сограждан, был изгнан в Египет. Тот, который столь многих изгнал из отечества, сам погиб на чужой стороне, придя к Лакедемонянам и надеясь, по сродству происхождения, найти у них прибежище. Оставивший многих без погребения, он сам остался неоплаканным, и не удостоен ни погребения, ни отеческого гроба. (2 Мак 5:6-10)

Итак, документальные свидетельства об общем этногенетическом происхождении спартанцев и иудеев мы находим не где-нибудь, а в околобиблейских книгах. При этом и спартанский царь Арей, и иудейский первосвященник Ионатан, в свою очередь, ссылаются также на письменные свидетельства. Ионатан явно ссылается на священные книги иудеев, которые нам доступны и сейчас по Библии. Арей же ссылается на некое "писание", под которым не совсем понятно что следует иметь в виду. Возможно, Арей также ссылался на священные книги иудеев, возможно в греческом переводе Септуагинты, сделанном в 3-м веке до н.э. Но более вероятно, что он имел в виду либо труды историков, либо сочинения поэтов. Для нас сейчас проблема заключается в том, что кроме Маккавейских книг больше нигде в книгах библейского круга отношения спартанцев с иудеями прямо не упоминаются. Но, видимо, во время Маккавейского восстания и спартанцы, и иудеи знали нечто такое, что позволяло им независимо друг от друга понять какие-то фрагменты священных текстов именно таким образом.

Но как спартанцы, предками которых были дорийцы, то есть греки-индоевропейцы, могли быть "от рода Авраамова", то есть чётко выраженными евреями-семитами? Решение мы сможем найти, только если будем отличать спартанцев как исконных жителей Спарты, населявших Пелопоннес задолго до вторжения дорийцев, от спартиатов, действительных потомков дорийцев, известных своим суровым укладом жизни, определявшимся законами Ликурга, изданными в 8 веке до н.э. Ведь Спарта существовала и до вторжения дорийцев: непосредственно предшествовавшая ему Троянская война началась из-за похищения Елены Спартанской - жены спартанского царя Менелая. Отметим и ещё одно интересное хронологическое совпадение: примерно в это же время (12-13-й века до н.э.) состоялся и исход евреев из Египта. Теперь, оставив в покое грубых и неотёсанных дорийцев, обратим свои взоры к погубленной ими Микенской цивилизации.

Микены - это древний город, центр области Арголида на юго-западе Пелопоннеса. В Микенах правил царь Агамемнон, возглавивший поход греков на Трою. Стоп! А греков ли? Как-то по умолчанию принято считать, что да, Трою осаждали и штурмовали именно греки. Кто же были троянцы - такого вопроса почему-то как-то и не ставится. Но что противниками троянцев были греки - это считается непреложной истиной. А как же иначе, если "Илиада" и "Одиссея" сочинены греком Гомером на греческом языке? Ну так и что из того? Если внимательно читать "Илиаду", нельзя не заметить, что симпатии грека Гомера явно на стороне троянцев - а с чего бы так? Не говоря уж о том, что Гомер нигде ни малейшим намёком не указывает, что участники похода на Трою были греками, то бишь эллинами - собственно, и этнонима такого у него нет. Гомер говорит, что в войске Агамемнона были ахейцы, аргивяне и данайцы. Все они - жители Пелопоннеса, а данайцы - как раз жители Арголиды с центром в Микенах. О них далее и будем говорить.

Когда в 1876 году Генрих Шлиман начал раскопки в Микенах, археологи были поражены тем, что в открывшейся им древней культуре нет абсолютно ничего греческого. Микенские посуда, скульптуры, гробницы, дома, дворцы совсем не такие, какие мы видим в более поздней Древней Греции. Изображённые на микенских фресках люди по лицу, одежде и украшениям явно не знакомые нам древние греки. Микенские линейные пиктографические письмена удалось понять по смыслу, но на каком языке они были написаны, до сих пор остаётся загадкой. Однако имеется немало фактов, указывающих, что этим языком был не греческий, а минойский (этеокритский). Генетические связи этого языка точно неизвестны, но некоторые его особенности имеют аналоги в гипотетических "банановых", или прототигридских языках дошумерского населения древней Месопотамии. А в свою очередь, многие прототигридские имена имеют явно семитскую этимологию.

Так кто же эти загадочные данайцы, что мы знаем о них ещё, кроме строки Вергилия из "Энеиды" - "Бойтесь данайцев, дары приносящих!" (Quidquid id est, timeo Danaos et dona ferentes! - Что там ни будь, я данайцев боюсь и дары приносящих!)? В собственно микенских текстах "да-нва" используется то ли как самоназвание народа, то ли как имя некоего божества, ему покровительствующего. Этноним "данайцы" упоминается в египетских надписях начиная с середины 15 века до нашей эры. В надписи Аменхотепа 3-го (1388-1351 до н.э.) из Ком-эль-Гетана упомянуты "тню" (данаи) и их города Мукану (Микены), Декайис (Тегея либо Фивы), Мисане (Мессена), Нуплия (Навплион), Кутира (Кифера), Валея (Элея, то есть Писа), Амукла (Амиклы). В надписи 8 года Рамсеса 3-го (1185-1153 до н.э.) среди напавших на Египет "народов моря", таких как пелесет (пеласги), текер (тевкры, они же троянцы), шакалуша (сикулы), вашаша (?), упомянуты и дануна (данайцы). Миграция "народов моря" была связана с окончанием Троянской войны и вторжением дорийцев на Пелопоннес, а границ Египта эти народы достигли в 1203 году до н.э., в царствование фараона Мернептаха (1212-1202 до н.э.) - того самого, при котором и случился исход евреев из Египта.

В древнегреческой мифологии, поэзии и драматургии данайцы связываются с такими персонажами, как Данай, Даная и Данаиды. Особого внимания заслуживает Данай - сын египетского царя Бела и его жены Анхинои, муж 10 жён и отец 50 дочерей. Из страха перед враждебно настроенными родственниками Данай построил 50-вёсельный корабль и вместе со всеми своими дочерьми отплыл из Египта на остров Родос, а оттуда - в город Аргос, располагавшийся рядом с Микенами, где стал царём (от названия города Аргос происходит и название всей области Арголида). Данай является действующим лицом в трагедии Эсхила "Просительницы". Еврипид в утраченной пьесе "Архелай" писал, что царь Данай постановил, чтобы местные жители пеласги впредь именовались данайцами. Геродот также указывает, что до прихода Даная ионяне Пелопоннеса, то есть жители Арголиды, именовались пеласгами. По словам Геродота же, Древняя Греция прежде, чем получила название Эллады, именовалась Пеласгией. И тот же грек Геродот, владевший многими языками Балкан и Малой Азии, языка пеласгов не понимал и называл его "бесспорно варварским".

Некоторые историки всё больше склонны считать Даная не мифологической, а вполне исторической личностью. Что неудивительно - ведь когда-то, до археологических открытий Шлимана, и повествование Гомера о Троянской войне считалось чисто мифологическим. Сопоставляя мифологические, художественные и исторические сведения о Данае, эти историки сумели довольно точно установить год его переселения из Египта в Арголиду - 1510-й до нашей эры. Что это за время? Это время пребывания еврейского народа в Египте - но пребывания благополучного, которое ещё нельзя было назвать "пленом" или "рабством". Принудительное ограничение рождаемости евреев в Египте ещё не практиковалось, а привлекать евреев к тяжёлым строительным работам начал только фараон Рамзес 2-й (1289-1213 до н.э.). В 16-м же веке до н.э. евреи в Египте были многочисленным и влиятельным народом - так почему бы не предположить, что и Данай был "от рода Авраамова"? И, кажется, теперь становится понятным, на какое "писание" опирался спартанский царь Арей в своём послании иудейскому первосвященнику Хонию - на труды Эсхила, Еврипида, Геродота.

А какие же свидетельства Священного Писания имел в виду Ионатан, отвечая спартанцам на послание Арея? Многие историки склонны принимать версию о том, что пеласги - это извечные враги Израиля филистимляне, упоминаемые в ветхозаветных книгах почти две сотни раз. Некоторые находят созвучие в словах "пеласги" и "филистимляне", хотя по-еврейски "плиштим" означает "вторгающиеся". От этого именования народа получила своё название и вся ближневосточная область Палестина. Библия указывает на происхождение филистимлян от сына Ноя Хама через его сына Мицраима и внука Каслухима (Быт 10:14, 1 Пар 1:12). В Библии мы также встречаем указания на то, что филистимляне - это выходцы с запада (Ис 9:12, 11:14), то есть со стороны Средиземного моря, конкретно с острова Крит (Кафтор) (Иер 47:4; Иез 25:16; Ам 9:7). А историческая наука объединяет древних критян и микенцев в единую Крито-Микенскую цивилизацию, то есть можно считать, что арголидские пеласги, переименованные Данаем в данайцев - это прямые предки библейских филистимлян.

В 16-м веке до н.э. проживавшие в Египте евреи, которые были "от рода Авраамова", и населявшие Арголиду пеласги были почти тождественными семитскими этносами. Иначе трудно понять, как предполагаемый еврей Данай, приплывший в Арголиду из Египта, без проблем стал у местных пеласгов царём (а будь Данай не евреем, а египтянином - не быть бы ему царём у пеласгов никогда). По-видимому, и во времена царя Давида евреи Израиля и пришлые с запада пеласги-филистимляне ещё говорили на одном языке - иначе трудно понять, как еврей Давид и филистимлянин Голиаф могли пререругиваться друг с другом перед поединком без переводчика (1 Цар 17:43-47). Таким образом, у Ионатана, как и у Арея, также имелись свои письменные свидетельства, указывавшие на общее этногенетическое происхождение евреев Израиля и проживавших на Пелопоннесе потомков Даная. Итак, спартанский царь Арей и иудейский первосвященник Ионатан знали и понимали, о чём идёт речь, когда обменивались братскими посланиями.

И здесь нельзя не оставить без внимания гипотезу Игаэля Ядина - гипотезу чрезвычайно интересную, но в отношении доказательной базы уязвимую, как нам кажется. Игаэль Ядин (Сукеник) (1917-1984) был, вообще говоря, начальником Генерального штаба Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) в 1949-1952 годах, затем занимался политической деятельностью, сформировал партию "ДАШ", занимал пост заместителя премьер-министра, активно участвовал в заключении мирного договора с Египтом. Но помимо этого, Ядин был потомственным археологом, сыном известного учёного Элеазара Сукеника. В 1956 году Ядин получил Государственную премию Израиля за докторскую диссертацию, посвящённую переводу свитков Мёртвого моря. Затем он руководил археологическими раскопками в Кумране, Масаре, Хацоде и Мегиддо. Ядин был редактором археологического журнала "Древности", по его инициативе был создан Храм Книги в музее Израиля в Иерусалиме.

Гипотеза Игаэля Ядина схожа с нашей версией, но, как бы это сказать, ставит её с ног на голову. Прежде всего, Ядин связывает данайцев с коленом Дана - одним из двенадцати израильских колен, родоначальником каждого из которых был один из двенадцати сыновей Иакова, младшего сына Исаака, который был сыном Авраама. Однако что касается колена Данова, то Ядин приписывает ему совершенно особое происхождение: согласно его гипотезе, представители этого колена были не евреями, а греками-данайцами, племя которых позднее присоединилось к израильскому союзу племён. Ядин основывает свою гипотезу, в частности, на малопонятной фразе из предсмертного благословения Иакова сыновьям: "Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад (Быт 49:17)". Ядин интерпретирует это так, что рогатый змей был тотемным животным греческого племени "дан", что имеет параллели в греческой мифологии. Но при всём нашем уважении к научному авторитету известного археолога - не слишком ли слабый аргумент?

Во-первых, выше мы уже привели множество свидетельств о том, что населявшие Арголиду данайцы были всё же не греческим, а семитским этносом, очень близким к евреям. Традиция по умолчанию считать данайцев греками весьма устойчива, но на поверку не имеет ни малейшего научного подтверждения, зато существует немало фактов, ей противоречащих. Во-вторых, гипотеза Ядина никак не совместима с библейской традицией, однозначно производящей колено Даново от его родоначальника Дана, одного из двенадцати сыновей Иакова, родившегося от Валлы, служанки Рахили (Быт 30:1-6). Конечно, надо признать, что отношение к Дану и колену Данову в иудаизме и христианстве особое. В книге Судей описывается неприглядная история завоевания Дановым коленом своей области в земле обетованной (Суд 18), в книге Иеремии пророчествуются бедствия, грядущие из области проживания Данова колена (Иер 1:14, 8:16), а раввинские источники вообще рассматривают Дана как архетип зла. Апостол Иоанн Богослов опускает колено Даново при перечислении израильских колен, которые спасутся в конце света (Откр 7:5-8), а ранние отцы Церкви Ириней Лионский и Ипполит Римский считали, что антихрист придёт из колена Данова. Но ведь это всё не причины декларировать происхождение Данова колена не от сына Иакова Дана, а от некоего греческого племени "дан". Наконец, в-третьих, гипотеза Ядина прямо противоречит чёткой формуле Арея: "Найдено в писании о Спартанцах и Иудеях, что они - братья и от рода Авраамова (1 Мак 12:21)".

Конечно, заинтересовавшийся читатель волен по своему вкусу принять либо нашу версию, либо гипотезу Игаэля Ядина. Продвинутый читатель может попытаться придумать своё собственное объяснение этой исторической загадки. Скептически настроенный читатель может усомниться в самом факте общего этногенетического происхождения двух столь разных народов. Но, как мы видим, во время Маккавейской войны ни у спартанского царя Арея, ни у иудейского первосвященника Ионатана никаких сомнений на этот счёт не возникало.