История русских немцев

Анна Шаф
      ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ РУССКИХ НЕМЦЕВ
      
      Доктор исторических наук, дирктор музея русско-немецкой культуры К. Нойфельд
      Перевод А. Шаф
      
      Внимание немецкого общества к истории русских немцев за последние 15 лет значительно повысилось несмотря на то, что в ней еще существуют неисследованные темы. Трудно развить в себе национальное самосознание и сохранить его, когда не знаешь своих корней, места своего народа в мировой истории.
       Культура русских немцев - это часть истории и культуры немецкого народа, но и также часть русской истории и культуры. Для того, чтобы понять ее масштаб, важно дать возможность немцам из бывшего Советского Союза свободно рассказывать о своей жизни, и тогда можно собрать из мозаики разных рассказов одну целостную картину, и таким образом заполнить неизвестные страницы истории этого народа. Я надеюсь, что книга, которую вы сейчас держите в руках, поможет вам в этом.
      
      Начинается история русских немцев не в середине 18 столетия, когда волна переселенцев из Германии хлынула в Россию, но уже раньше: в 12 и в 16 веках, когда первые немецкие купцы, аптекари, мастеровые, мессионеры направились в Россию, а также военнопленные - все они тут нашли свою новую родину. Эти люди внесли значительный вклад в модерницазию и европейское развитие России. В прошлом прибывшие были свободными предпринимателями, они гордились своей национальностью. В конце 19 и начале 20 веков началась ассимиляция немцев, она быстро развивалась. Пока еще нельзя было говорить об огромных негативных последствиях этого процесса, но уже тогда были отменены привилегии немцев. Например, управления иностранных дел упразднили, освобождение от военной службы отменили, ввели преподавание в школах на русском языке.
       Очень сильные удары по национальному самосознанию немцев в России обрушились в обеих мировых войнах, а также во время захвата власти большевиками (коммунистами) в 1917 году.
      
      Карта
      
       Положение немцев в России всегда сильно зависело от политической связи двух стран. После поражения в 1 мировой войне волынские нецы потеряли свою землю. Они были вынуждены покинуть все нажитое добро, бросить дома и хозяйства, и были депортированы на восток в 1915 году. Отношения между немцами и другими народами стали базироваться на недоверии и страхе.
      
       Уже в первые годы советской власти стало заметнно, что поток немцев-эмигрантов устремился назад в Германию. Правительственными строгими указами о запрещении выезда из страны этот поток был остановлен. В 1929 году началась коллективизация крестьянских хозяйств, образование колхозов. В первую очередь советская политика была заинтересована в том, чтобы крестьяне включились в гигантское строительство пятилетнего плана (1928-1933гг). И хотя в советской стране было много энтузиастов, добровольно пошедших на строительство коммунистической экономики, все же рабочих не хватало. В 1930 годах прошло несколько волн арестов по всей стране, и все новые жертвы репрессий приговаривались к принудительным работам, среди них были и немцы. Особенно страдала интеллиценция.Так например, до начала 1932 года вся российская производственная верхушка была уничтожена, бывших руководителей предприятий с семьями сослали в лагеря за колючую проволоку. При коллективизации творился полный произвол. Регулировалось абсолютно все: количество зерна и семян, продукты пропитания. необходимого людям, учитывалось даже количество корма сельскохозяйственным животным. К тому же 7 августа 1932 года был утвержден приказ "О соохранении социалистической собственности", после которого любая, даже самая малая кража зерна рассматривалась как вредительсво "врагов народа", и людей приговаривали к 10 годам лагерей. Народная молва назвала этот приказ "приказом о колосках".
       Только в 1932-33 годах осудили 300.000 человек, при этом 5% было расстреляно. Это беспрепятственное насилие над народом явилось причиной голода в 1933-34 годов. Тысячи, среди них и немцы, умерли с голода, в этом были виноваты управления колхозов, правительство страны. Крестьяне подвергались репрессиям и штрафам. Годовое распределение зерна распределялось государством, голод и бедность стали явлениями постоянными. Урожай с полей значительно снизился, каждое поле контролировалось. Доходы крестьян были ничтожно малыми, и все равно колхозы оставались в долгу у государства перед новым посевом.
      
       Идиологическое давление становилось все более жестким, особенно сильными были религиознные преследования. В средствах массовой информации велась активная антирелигиозная пропаданда против проведения религиозных праздников, воспитания с богом детей и молодежи, церкви и собрания верующих запрещались и закрывались. Многие священники были физически уничтожены. Один атеистический журнал "Новая страна" издавался на немецком языке. В школах насаждалось антирелигиозное воспитание, учителя, которые не могли пойти против собственной совести, должны были уволиться с работы. После 1929 года долггое время нельзя было печатать Библию, по рукам ходили старые евангелические тексты. Все немецкие церкви закрыли.
      
       Репрессии против немцев после 1933 года, когда Гитлер пришел к власти, усилились. Посылки и денежные переводы из Германии и Америки в СССР с 1934 года простым гражданам запретили получать, невозможно стало получать и подарки из-за границы. Дипломатические отношения с Германией усложнились. Все чаще немцы преследовались и арестовывались из-за своей национальности.
      
       В 1937 году репрессивная политика власти достигла своего апогея, судопроизводство упростилось, юридические нормы были перевернуты с ног на голову. Начались "чистки". При этих компаниях было абсолютно одинаково, кто имел собственное мнение, был ли это Троцкий, Зиновьев или кто другой. Множество немцев были схвачены работниками НКВД, депортированы, выселены или отправлены в тюрьму, расстреляны. В 1938 году все национальные сельские советы, немецкие районы, школы и газеты уже были закрыты.
       П Мировая война принесла неисчеслимые страдания всем народам Европы, но особенно высокую цену заплатили немцы в Советском Союзе. Статус немца совершенно изменился, это повлекло за собой тяжелые последствия. Основные права человека с 1941 года на государственном уровне не соблюдались. До указа от 28 августа 1941 года немцы, как граждане СССР, формально были равны в правах с другими народами. С опубликованием указа от 28 августа "О выселении немцев, живущих в Поволжской республике" положенние изменилось. Депортация была делом решеным. Этот указ назвал весь немецкий народ пособниками тысячам и десяткам тысяч диверсантов и шпионов, которых якобы укрывало немецкое население. Это было сделано для того, чтобы депортировать весь немецкий народ, как виновных, без всякого судебного разбирательства. С августа 1941 до января 1942 года было депортировано из европейской части страны в Казахстан и Сибирь 894626 немцев (Петер Ремпель, Москва). С опубликованием этого приказа решением всех основных вопросов стали заниматься штрафные органы или лично руководители страны Сталин и Берия. При этом немцы расценивались главными органами управления как враги. Президиум Верховного Совета рассматривал немцев как преступников.
       Оставаться немцами в изгнании стало почти невозможно. Русские немцы должны были выработать новую стратегию, чтобы выжить.
      
       Немецкие колонии на западе Советского Союза были заняты фашистскими войсками в первые недели и месяцы войны. Они не претерпели особенного урона до самого отступления войск в 1943 году. И лишь в период отступления (1943-1945) были втянуты в военные действия. Из проживавших там в то время 320 тысяч русских немцев, 170 тысяч по окончанию войны было насильственно отправлено в ссылку в отдаленные районы Советского Союза.
      
       Первая волна мобилизации немцев последовала после заключения Центрального Комитета Партии большевиков от 31 августа 1941 года. В трудовые армии призывались мужчины от 16 до 60 лет. Одновременно по решению государственного распределительного комитета СССР от 8 сентября 1941 года подлежащие призыву в трудовую армию русские немцы переводились в строительные бригады. ?? Всего их было 3675 человек. К 1 января 1942 года в трудовых лагерях находилось 22 тысячи немцев- мужчин.
       После решения Государственного распределительного комитета от января-февраля 1942 года уже абсолютно все мужчины от 17 до 50 лет были угнаны в трудовую армию. Карающие органы НКВД распределило их по стройкам.
      ???
       В октябре 1942 года прокатилась самая высокая волна мобилизации в трудовую армию. По решению от 7 октября стали забирать женщин. Только в одном национальном меньшинстве стреди множества народов Советского Союза призывали к трудовой повинности женщин. При этой мобилизации призвали 123522 гражданина, из них было 52742 женщины. Многие из них вынуждены были оставить своих детей
      
      С 1942 по 43 год немцы составили 60-70% всех мобилизованных в Советском Союзе. Условия, в которых должны были работать немцы, равнялись тюремным: их строго охраняли, они выполняли самые тяжелые работы, психологическое давление начальства входило в обязательный распорядок жизни. Рабочие нормы были очень высокими и часто просто невыполнимыми. Те, кто по состоянию здоровья все-таки могли выполнять норму, получали 600-800 граммов хлеба, кто не мог - по 300 граммов хлеба. Так немцев держали в этих лагерях до конца войны.
      
       После окончанию кровопролитной войны условия жизни улучшились, но еще долго немцы находились в специальных поселениях, охраняемых государством. К 1 июля 1952 в Советском Союзе в спецпоселениях находилось 2.771.767 человек. Из них 1.208.277 немцев. Это более 50% от общего числа. (Лариса Белковец, Новосибирск). После переселения и до этих пор немцам практически не давали покидать новые места жительства. С 1945 до лета 1956 они не имели права пересекать границы своего поселения. Они должны были ежемесячно отмечаться в комендатуре. Подтверждать свои личные данные: время и место рождения, они обязаны были ставить комендатуру в известность о любом событии: о женитьбе, о смерти, изредка о чьем-нибудь побеге. Кто не подчинялся этому приказу, получал штраф в виде 20 лет тюрьмы строгого режима. Главный указ Советского Правительства от 26.11.1948 гласил: "Немцы изгнаны на вечные времена и навсегда подвластны специальной комендатуре", что приравнивалось к полному уничтожению правового статуса немцев. С 1941 по 1956 годы умерло почти 40% немецкого населения Советского Союза (Лариса Белковец. Новосибирск).
      
      После смерти Сталина (05.03.1953) и визита Аденауэра в Москву восстановились дипломатические отношения между Москвой и Бонном. Советское правительство издало декрет от 13 декабря 1955 года, по которому немцы освобождались от комендатуры. О реабилитации народа речь пока не шла.
      
      Спецкомендатуру отменили, но запрет на возвращение в прежнее место жительства оставался действительным до 1972 года. Зато немцам было дано право с 1956 года разыскивать своих родственников и знакомых, многие переехали жить из холодных регионов Сибири и Крайнего Севера в теплые края Средней Азии и Казахстана. Снова стали выпускаться газеты ("Новая жизнь 1957 в Москве, "Красное знамя" 1957 на Алтае), в 1960 году выпустили первый сборник немецких авторов, христиане заключили первые контакты с верующими братьями из-за границы.
      
      В августе 1964 Президиум Верховного Совета СССР издал постановление "Об изменении указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 года о выселении немцев из Поволжской республики". Это постановление немцы назвали "позором предательства", так как до этих пор не было раскаяния в политике и дальнейшее унижение народа входило в распорядок каждого дня. Большие поселения депортированных и внутренние перемещения слоев населения после 1954 изменило районы проживания и социальную структуру всего общества. Эти переезды принесли не только изменения условий жизни, но и новую этническую разговорную и культурную среду, которая требовала приспособляемости и лояльности. Рука об руку быстро пошли потеря национального и культурного наследия и идентичности народа. От двух миллионов людей, которые осознавали себя немцами при переписи населения 1989 года, знали свой родной язык только 48,7%.
      
      Из-за закрытия собраний верующих в годы войны 1941-45 в целом по стране и в азиатских районах в частности, начался страшный период страданий более миллиона христиан в жестоком лагерном режиме. Против атеистической пропаганды они были беззащитны и безответны. Службы были запрещены, вера могла сохраняться только в тесном семейном кругу. В большинство верующих немцев "не имело специальных помещений, не имело символов, книга была редкостью, иногда находились листки из Библии или песенников". Божье слово, стихи и песни, записанные на грубой упаковочной бумаге считались высшей ценностью и передавались только в надежные верные руки. Священников не было, никто не проповедывал божье слово. Дилетанты, старые матери говорили слова веры, песни и молитвы для своей семьи или в узком кругу в бараке. Испытание верой в этой нужде имело большое значение. Религиозная жизнь передавалась от человека к человеку, а не к организации. Ссыльные и заключенные не могли практиковать церковное христианство, таким образом исчезли различия в конфессиях, потерялось их значение.
      
      Все вышеназванные обстоятельства постоянно приводили немцев к мысли о том, что надо вернуться на родину в Германию, но дорога назад была связана с унижениями со стороны советских государственных учереждений. Усилиями правительства Гемании с начала пятидесятых годов и до сегодняшнего дня почти 2,4 миллиона немцев бывшего Советского Союза покинули свои места жительства и переехали жить на прежнюю родину. Весь советский террор, который был направлен против русских немцев до их выезда в Германию, не прошел бесследно, он принес немцам большие трудности в сохранении собственного самосознания, своей идентичности.
      
      Закончилась история русских немцев в России. Результаты нашего пребывания там оставим изучать ученым.