А курить я здесь буду один

Владимир Бахмутов
  Вспоминаю себя в зрелом возрасте, когда за плечами институт и десять лет плодотворной работы инженером. После нескольких переездов судьба довела до Катунской ГЭС – кому как не мне нужно было её проектировать? Очень хотелось пригодиться на малой родине, а поэтому работал что называется «от зари до зари». Заметили, вдобавок ко всем нагрузкам, выбрали секретарём партбюро экспедиции. Отказываться не стал. А тут ещё вызвали в райком, да прямо к первому секретарю, который предложил мне поехать учиться в ВПШ* – по тем временам это означало начало серьёзной партийной карьеры. Сразу согласия я давать не стал, и секретарь порекомендовал посоветоваться с заведующим общим отделом Ильёй Журналычем.  Какого же было моё удивление, когда в маленьком кабинетике, за столом я увидел своего одноклассника. После школы наши пути разошлись, и  мы не встречались.

  Выходит, успел парень закончить ВПШ, если должность уже – завотделом. По национальности Ильюха был алтаец, или как сейчас выяснилось – тубалар. Понятно, обнялись, разговорились. Вспомнить было что, да и впереди грандиозные планы – строительство ГЭС. Не прерывая разговора, одноклассник мой решил закурить. Я тоже полез в карман за сигаретами, а он так это просто, без тени сомнения, заявляет:

  - А курить я здесь буду один.
  Вот уж чего не ожидал, так такого вот укорота – словно в прорубь меня окунул землячок-тубалар. Разговор после этого незаладился и я поторопился распрощаться с одноклассником.
В ВПШ меня не пустила жена, не согласилась ехать, да и сам я решил, что в качестве инженера от меня пользы обществу будет больше. У Илюхи партийная карьера далеко не продвинулась, проработал всю жизнь на каких-то мелких должностёшках. А недавно узнаю, что он теперь зайсан одного из коренных народов, который им удалось оформить как малочисленный и проживает который в местах нашего с Илюхой детства.

  Теперь вот хоть и из одной мы деревни – национальности наши сыграли злую шутку. Коренные малочисленные и тайгу решили оформить в собственность, и льготы требуют, и в ООН жалуются. Вот так: действительно, «курить-то будет он один», а мы, русские, смотреть, да завидовать.
* - ВПШ  - высшая партийная школа при ЦККПСС.