Индия пахнет карри

Татьяна Шайбулатова
путевые записки

«В лето 6983 (...) Того же году обретох написание Офонаса тверитина купца, что былъ в Ындее 4 годы, а ходил, сказывает, с Василием Папиным. Аз же опытах, коли Василей ходил с кречаты послом от великого князя, и сказаша ми - за год до казанского похода пришел из Орды, коли князь Юрьи под Казанию был, тогды его под Казанью застрелили. Се же написано не обретох, в кое лете пошел или в кое лете пришел из Ындея, умер, а. сказывают, что, деи, Смоленьска не дошед, умер. А писание то своею рукою написал, иже его рукы те тетрати привезли гости к Мамыреву Василию, к дияку к великого князя на Москву.
За молитву святых отець наших. Господи Исусе Христе, сыне Божий, помилуй мя, раба своего грешного Афонасья Микитина сына».
Афанасий Никитин отправился  однажды в Индию…  Чем я хуже, подумала я, и отправилась в дебри… интернета.
Почувствуйте контакт тела с полом… вытяните руки вдоль тела… напрягите руки, расширьте кисти рук, удлиняйте средние пальцы… вытяните… отпустите… расслабьте… Удлиняйте ноги… вытягивайте задние пятки… расслабьте… расслабьте…
Я лежу на коврике. Коврик на террасе второго этажа нашего корпуса. Нас двадцать два человека. Мы лежим закрыв глаза, старательно вытягиваем задние пятки, расслабляем их. Стараемся почувствовать соприкосновение бёдер, спины, затылка с полом… дышим, слушаем своё дыхание… пытаемся осознать себя в пространстве…
Приобщившись в сентябре к практике йогой, я увлеклась этим занятием. Мне понравилось ежедневно совершать маленькие победы в умении владеть своим телом. Одна за одной уходили проблемы со здоровьем, мир вокруг меня стал гармоничнее, люди добрее… Поэтому, когда встал вопрос куда ехать в отпуск, я не задумываясь, решила: конечно в Индию, в йога-тур.  Найдя во всемирной паутине несколько ссылок, отправила по ним своё резюме: новичок, 51 год, занимаюсь Аштанга-Виньясой, хочу принять участие, и т.д. и т.п.
Вскоре пришло несколько писем, но все они не подходили по срокам. И, вот, последнее - от Рави Кумара, ведущего практику Хатха-йоги на телеканале «Живи», - мои желания совпали с моими возможностями, и колесо завертелось. Не прошло и трёх месяцев, как вот лежу я на коврике. Коврик на террасе второго этажа нашего корпуса закрыв глаза, старательно вытягиваю задние пятки, расслабляю их. Стараюсь почувствовать соприкосновение тела с полом… дышу…  пытаюсь осознать себя в пространстве…
А начиналась моя Индия с Санкт-Петербурга.
ПИТЕР, КОШКИ И МОРОЗ
Питер. Как много в этом слове для норильчанина. Это друзья, Невский, тепло общения, это целый мир, встречи с которым я жду всегда с нетерпением. Для меня ещё стихи и гитара. В аэропорту, как всегда, встречают. По заведенной привычке, прямо из Пулково,  мы отправляемся посидеть, куда бог пошлёт. В этот раз он послал Макдоналдс, и мы с удовольствием вкусили вредного, но такого аппетитного и вкусного фастфуда. Составили планы на неделю. В неделю уместились: двухдневный визит к супругам Шульгиным: Татьяне и Владимиру, музыкально-гитарные посиделки у Наташи Графеевой – выпускницы центра литературного творчества - «водолейчику», известной норильчанам по публикациям в альманахах «Аквариум». А также традиционный вечер общения с подросшими, ставшими такими родными и близкими учениками, из последнего (крайнего) выпуска ЦЛТ, оперившимися и улетевшими в северную столицу.
На следующий день ударили морозы. Я, в тонкой ветровочке, бодрой рысью пересекала открытые пространства.  Минус 18 – для Питера, это круто. Ничего, утешала я себя, вот уж в Индии отогреюсь.
Всё удалось. У Шульгиных как всегда с гитарой, просидели почти до утра. Днём занялись с Татьяной новым проектом: изданием книги посвящённой собакам… но, это пока секрет.
Прогулявшись по Невскому заглянули в Санкт-Петербургский Музей Кошки. Собственно сам музей находится  во Всеволожске, а здесь на Якубовича 10, клуб-салон-магазин-музей «Республика кошек». На входе нам выдали бахилы, попросили заполнить анкету, и выдали въездную визу, в которой, среди прочего, указали, что в кошках мой возраст 7 лет 4 месяца, рост 5, 5 кошки, а вес – 18 котов. Отдав 150 рублей за оформление визы, я получила бесплатно: «чай, кофе, вай-фай, кошки  – неограниченно». Правда, кошки находились в отдельном помещении за прозрачными дверями. Чтобы войти к ним, надо было вымыть руки. История музея такова: знаменитые эрмитажные кошки, периодически пополняются не только «дворянами», но и элитными породами. Таких зверушек забирают, при необходимости лечат, стерилизуют, после чего они живут в клубе и радуют посетителей.
Помещение клуба – сплошные кошки. Кошки подушки, кошки часы, кошки перчатки, сумки, магниты, чашки, книжки, статуэтки… при желании всё это можно приобрести. Можно, пообщавшись с кошками и котами, просто посидеть на диванчике. Вскоре к нам присоединяется компания желающих попрактиковаться в разговорном английском. Игра в «Мафию». Группа небольшая, поэтому, мы играли в вопросы-ответы. Вытянув карточку с изображением кошки, надо по номеру найти вопрос на английском языке, и, на английском же, на него ответить. Пока мы осваивали эмоциональную мелодику языка туманного Альбиона, в небольшое помещение стекаются завсегдатаи и новички. Семьи, юные парочки, солидные матроны и подростки. Всем находится занятие: дети играют с кошками, рисуют, взрослые играют с кошками, затем пьют чай…  Уходить не хочется, но пора. До свидания, пушистики.
Через два дня встретились уже у Натальи Графеевой. И вновь песни, гитара…  Несколько лет назад к «водолейскому» племени присоединился питерский поэт и рок музыкант Игорь Кутузов. И в этот раз наша встреча состоялась, на музыкально-флософской волне. В частности, Игорь предложил нам ответить на вопрос, что такое самореализация, и для чего живёт человек. В общем – не здоровый, но интересный образ жизни продолжался. Везде меня встречали застольем: столы ломились от яств; вина (см.пиво, шампанское, мартини) лились рекой.
Апогеем питерской эпопеи стал поход в индийский ресторан. Где я насладилось интерьером в индуистском стиле и пряной кухней. В преддверии поездки мне всё казалось волшебным, неземным… наверное самое точное определение – божественным. Вероятно, индийские божества взирали на меня сверху со снисходительными усмешками. Я пребывала в состоянии эйфории. Впереди Москва, а там и Индия недалеко.
Выполнив обязательную программу пребывания в Санкт Петербурге, на поезде «Сапсан» я двинулась в сторону Москвы.

МОСКВА. РАЙХЕЛЬГАУЗ. МИНУС ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ С ВЕТРОМ
…опустите взгляд к сердцу… почувствуйте его… слушайте, как оно бьётся…
Слушаю. Над нами, каркают вороны, сидящие на ветках пальм, с любопытством наблюдающие за странными двуногими, распластавшимися на полу веранды. «Чёрный ворон, что ты вьёшься?..» хочется запеть мне. Гоню суетные мысли. Где то  там сердце… и оно бьётся…
В Москве меня встречает Гюльнар Мызрикова, и требует отдать мои вещи, чтобы помочь нести их. Недоверчиво смотрит на мой рюкзачок. «Я думала, ты шутишь, что налегке путешествуешь…». Гюльнар геолог, писатель, студентка высших литературных курсов. С ней мы познакомились в Норильске, и, вот я у неё в гостях. Немного робею. Но, она трогательно за мной ухаживает. Отбивные из баранины, шампанское с мартини. Отпуск продолжается…
На следующий день после моего приезда на Москву спускается морозный воздух. Минус 20 – 24. Москвичи ахают. Как холодно, говорят они. Гюльнар ужасается, глядя, как я рассекаю по столице в своей ветровке и без шапки. Нормально! Хорохорюсь я. Но, действительно, что-то прохладновато…
Обязательная программа для Москвы – это литературный институт, отделение союза российских писателей, и театр Школа современной пьесы Райхельгауза.
Институт. Каникулы. Безлюдно. Я стою около корпуса заочного отделения. Зима, мороз, холодно. А мне кажется, что вокруг зелёные деревья и звучат голоса сокурсников. Вот сейчас подойдёт Димка Ценёв и скажет: Таня, написал новый рассказ, посмотри, что скажешь? Гомон голосов, фраз, которые врезались в память потрясающей чёткостью: народ, что сдаём сегодня?.. ребята, пятнадцатый билет, коротко о Платонове… кто с семинара Татьяны Бек, срочно справку от психиатра…
Заходим. На доске объявлений приказ: «Студенту 3 курса заочного отделения Фахрутдинову Рафаэлю Рашитовичу, объявит выговор, за курение в неположенном месте…» Проходим мимо кафедры переводчиков. Поднимаемся на второй этаж. Аудитории закрыты. Как непривычно тихо…  Любимый институт. Золотое время студенчества, самое счастливое в моей жизни. Ребята-сокурсники, такие разные, такие любимые. Все талантливые. Где они? В дебрях интернета порой пересекаемся… кто-то ушёл навсегда… грустно. Память осеняет меня своим крылом. Но я счастлива этими воспоминаниями. С чувством благодарности и светлой грусти выхожу в морозный воздух институтского дворика. Мы идём в храм Иоана Крестителя (сразу за углом). – Иоан тоже писатель, - убеждённо говорит Гюльнар.  На входной двери лаконичное объявление: «Братья и сёстры, не оставляйте свои вещи без присмотра, чтобы не скорбеть об утратах». Ну, что же ничто человеческое… Я ставлю свечу у образа Богородицы и вторую у Иоанна, в конце-концов он тоже писатель… ну, почти, писатель…
Мы едем на квартиру родителей Гюльнар. Сами они в отъезде, но очень хотят познакомиться, заочно зная обо мне от дочери. Квартира, как музей. Фотографии прабабушки, бронзовая модель памятника дедушке, фамильное серебро, собрание сочинений Брокгауза и Эфрона… я теряюсь совершенно. С позволения хозяйки сажусь за старинное фортепиано Schroder. Инструмент немного расстроен, но чутко отвечает моим пальцам… Мама моей приятельницы, известный искусствовед. Много общалась с актёрами театра. Кстати, следующим вечером мы отправляемся в театр.
Любимый театр, любимый актёр. В пьесе Иона Друцэ «Ужин у товарища Сталина» играет Сергей Юрский. Как всегда у Райхельгауза, в роли певицы Надежды Блаженной – Татьяна Фасюра, актёрский талант и вокальные данные которой завораживают. А когда она исполняет фрагмент арии Розы… из оперы «Fantom of she opera», зал взрывается аплодисментами. И потом, дома, мне всё слышится высокое сопрано… звенит волшебный колокольчик голоса певицы.
В союзе писателей меня встретили радушно. Оказалось, что имя моё им известно, и когда я с сомнением недоверчиво пожимаю плечами (неужели действительно знают?), Марина Анашкевич вдруг говорит: «А вы ещё, кажется, на гитаре играете…». Вот уж где я ещё не пела, так в Союзе писателей… Нашлась и гитара… Знакомство состоялось.
Оставалось купить необходимое для занятий: коврик, четыре пенки, одеяло, кирпич, ремень… что такое пенка? Зачем кирпич? Выручил интернет. Нашла магазин, заказала всё с доставкой на дом. Всё, я готова. Завтра вылетаю…

 ПЕРЕЛЁТ
Медленно возвращаем сознание… осознайте себя здесь, на веранде…
Группа сформирована, но разрознена. Мы летим, каждый сам по себе. Первый приятный шок – таможенник посмотрел в мой паспорт и, с улыбкой вернул мне его: - С наступающим днём рождения…
Спасибо. Неожиданно. Приятно. Улыбающийся таможенник само по себе неожиданно. Заходим в самолёт. Широкие удобные кресла, подушечки, сенсорные экраны телевизоров, вмонтированные в спинки впереди стоящих кресел. Наушники. Приветливые стюардессы разносят пледы. Воду. Пиво. Вино… Чистые туалеты. Меню. Я ничего не перепутала? Это эконом класс?.. Когда после обеда нам принесли йогурты, я окончательно разомлела. Пять часов полёта пролетели незаметно. Пересадка в Абу Даби – Эмиратах, не пугала. Но, я перепутала терминалы, отстояла огромную очередь на посадку и, только тогда выяснила, что заблудилась. Первая мысль: всё, самолёт улетел без меня… я в чужой стране… одна… В панике бросилась к дежурному и как смогла объяснила, что мне то надо в Тривандрум, а здесь посадка в Дели… Молодой араб быстро переговорил по рации, и лично сопроводил меня через весь(!) аэропорт, к нужному выходу. То есть на посадку.  И снова  арабские авиалинии оказались на высоте. Заснуть я не смогла и с удовольствием посмотрела фильм «Избавиться от парня за десять дней» на английском языке... От усталости болело всё. В четыре часа утра (ещё четыре часа перелёта) прибыли в аэропорт Тривандрум штата К;рала. Намастэ*, Индия. Пока проходили таможню, заполняли бланки, пока получали багаж и собирались группой, прошёл ещё час. И тут выяснилось, что багаж нашего «гуру» улетел в другом направлении. Равви и его сын Роман прибыли на историческую родину в  том, в чём уехали из России. Пришлось ещё терпеливо ждать, когда он выполнит все формальности связанные с оформлением поисков вещей. Потом мы ещё немного подождали, когда подъедут те, кто летел самостоятельно другими рейсам (были и такие)… Я уже не вертела головой. Не вслушивалась в непривычный местный говор, не заглядывалась на таможенниц в сари… Лечь… Наконец все собрались. Двадцать минут на автобусе, и вот он - наш отель Uday Samudra, ребята на рецепшен, не смотря на ранее время оперативно расселяют нас по номерам. Всё утром! В душ и спать… За окнами слышен шум прибоя.
Намастэ* - дословно «привет тебе», приветствие, прощание,  спасибо (санскрит)
ИНДИЯ ПАХНЕТ КАРИ
Индия находится на самом краю Земного диска... С севера и запада она граничит со страной, где проживают плешивые люди, которые питаются сырой рыбой и древесными шишками... Индия - очень богатая страна, и богата она золотом, которое добывают особые, золотоносные муравьи, каждый из которых величиной почти с собаку... (Старик Хоттабыч).
Завтрак порадовал разнообразием и наличием национальных блюд, наряду со стандартным набором континентального завтрака. Острые пряные овощи. Запах карри и ладана (отель граничит с маленьким храмом). Чай с массалой. Королевские бананы, маленькие и пузатые, тают во рту.
Бегом к морю. А вот первый сюрприз. Спокойного моря мы не увидели ни разу. Всё время волны, сбивающие с ног. Сидящие на берегу рыбаки-индусы, снисходительно смотрят, как мы кувыркаемся, пытаясь преодолеть полосу прибоя. Забегая вперёд, скажу, что со временем мы научились делать это виртуозно. По какой-то природной прихоти, волны были не однозначны. Несколько средненьких, а потом две мощные. Мы успевали за период относительного затишья преодолеть роковую черту и с удовольствием болтались в тёплой воде, повизгивая, качались на волнах. Но в первый день песочный пилинг мы получили по полной программе. Хохотали потом в номере, вытряхивая песок из купальников.
На берегу живут в соломенных шалашах рыбаки. Каждый день в два часа по полудни они на длинной лодке забрасывают  в море свои сети, и длится сие действо до 18 часов.
И каждое утро, с 6 до 11 утра они эти сети вытягивают. Тянут вручную, артельно, с двух сторон. Один человек сворачивает канат в бухты, остальные этот канат к нему подтягивают. Такое ощущение, что время остановилось. Нет в природе ни электромоторов, ни лебёдок…  Ежедневно эта огромная сеть приносит небольшой улов, который тут же скупается местными рестораторами.
Здесь же на  пляже ювелирные магазинчики. Серебро, латунь, или нержавейка, попробуй, догадайся. Можно торговаться. Так я купила колечко за 10 долларов, хотя продавец изначально просил 100.
Программой были заявлены по две практики йогой в день: первая в 5.30 утра, вторая в 18.00 вечера. Каждая по 2 – 2.5 час., а также две экскурсии по согласованию с группой.
ХРАМОВЫЙ ЗАБЕГ
Первая экскурсия – посещение местных храмов, рассчитанная на весь день. Этакий марафон. Мы арендовали четыре машины, в каждую из которых поместилось по шесть человек, и почётным эскортом выехали обозревать достопримечательности штата. Вот где я, сидя на первом сиденье, рядом с водителем, насладилась, получив гиперзаряд эмоций… Обилие зелени, постоянно меняющийся ландшафт – то горы, то равнины; реки с мутно зелёной водой. Собираясь в Индию, я больше всего боялась нищих-попрошаек и обезьян. Говорят, были случаи, когда приматы вели себя агрессивно, вырывали из рук туристов мелкие предметы как то фотоаппараты, кошельки и даже (были случаи) документы. Могли и покусать. А попрошайки не только назойливы, но и вороваты.  Так вот: ни первых ни вторых в штате К;рала мы не встретили. И вообще, по статистике, в Керале около 98% грамотного населения.
 Вдоль дороги, по которой мы передвигались, шли женщины в сари, а также стояли, сидели, лежали мужчины в юбках-запашках. Называется такая юбка – лунга. Наши туристы даже анекдот рассказали: «Фу, какой у вас шофёр… вот наш! В чистой белой юбке…». Женщины несли на головах разного рода тяжести – тазики, целлофановые пакеты, в которых также, видимо было нечто тяжёлое. На берегах рек группками мылись-стирались индусы. По дорогам неслись автомобили, автобусы (все без стёкол в окнах), маленькие «тук-туки» (моторикши), множество мотоциклов. Левостороннее, хаотическое движение. Не сигналили, кажется только пешеходы. Я, не так давно приобщившаяся к армии водителей, гордо пыталась считать дорожные знаки. Но, чаще встречались плакаты с красными звёздами, серпами и молотами. Де жа вю по СССР.
Первым мы посетили храм деревянного зодчества, затем, побывали в мемориальном комплексе Вивекананда – в самой южной части Индии, где сливаются Аравийское море, Индийский океан и бенгальский залив, а напоследок осчастливили своим присутствием Храм Шри Падманабхасвами.
Храмы Индии – это отдельный разговор. В очередях за входными билетами больше местного населения, чем туристов. Индусы трепетно относятся ко всем своим богам и знаменитостям украшают алтари и изваяния цветами, угощают их едой и обильно окуривают ладаном почтительно нанося пепел на головы и лоб. В храмы можно входить только босиком. Руки и ноги посетителей должны быть закрыты, а фотографировать вообще можно только за отдельную плату и не во всех храмах. Так, в огромный Шри Падманабхасвами нам не разрешили даже внести фотокамеру. Причём сначала туристы приобретают билеты, потом разрешение на фотосъемку, потом сдают на хранение обувь. Всё за отдельную плату. Сначала я тоже приобретала право на хранение своих сланцев, а впоследствии стала небрежно забрасывать их в рюкзак, дабы не стоять в очередях.
Пустые залы музея деревянного зодчества: длинные переходы, высокие ступени. Интересно, что во всех помещениях тщательно продумана система вентиляции. Маленькие дверные проёмы не пропускающие солнцу, длинные скаты крыш, создающие дополнительную тень, множество вентиляционных отверстий в противоположных стенах так, что создаётся циркуляция воздуха обеспечивающая комфортный температурный режим.
Ещё два часа по извилистым дорогам и мы на берегу океана-залива-моря. Это самая южная точка Индии – здесь сливаются Индийский океан, Аравийское море и Бенгальский  залив. Мемориальный комплекс Вивекананда находится на острове. Островок – находится метров за сто от берега, и плыть к нему предстоит на катере. Ржавое корыто, иначе судно не назовёшь – наш водный транспорт. Ступая на борт, необходимо надеть спасательные жилеты. Жилеты лежат на пирсе большой неопрятной кучей. Засаленные, грязные. Я брезгливо беру один из них двумя пальцами. А можно не надевать, а в руках держать? Можно. Мы, как салаки набиваемся в посудину, называемую катер. Полдень. Единственная тень на острове – отбрасываемая храмом.  Солнце палит. Мы, босиком скачками прыгаем от здания к зданию. В первом, небольшом – мы насладились лицезрением вмятины в камне. Это след от ноги богини Канья Кумари, которая так долго медитировала на одной ноге, что оставила след на скале. Во втором огромном сооружении мы видим только огромный памятник Свами Вивеканде – человеку-святому, почитаемому в Индии. Говорят, здесь получают очищение смертные и боги.
Следующий, и последний на сегодня объект - Храм Шри Падманабхасвами, известный тем, что недавно в нём вскрыли четыре из шести хранилищ (туда цари складывали подношения), полных золотом и драгоценностями. Пока не объявлена конечная стоимость кладов, примерная сумма – 22 миллиарда долларов. Храм огромен, мы, опять же босиком передвигаемся за гидом-индусом по бесконечным залам. Равви переводит, но я утешаю себя тем, что всемогущий бог Google поможет и я узнаю всё и подробно, опять же на свежую голову. Поющие колонны – если ударить по ним основанием ладони – можно услышать мелодичное гудение. Мы, почёсывая ладони, выгребаем мелочь на чаевые гиду, тащимся к выходу. Темно и поздно. Кое-кто возвращается босиком… так уж... не доглядели… обувку свистнули прямо у ворот священного места. Дань храмовому месту. Видимо, той, у кого пропала обувь, придётся вернуться в эти края. Город Тируванантхапурам провожает нас цветными огнями. Мы возвращаемся в отель. А утром практика, как всегда на веранде в 5.30.
ОЙ, РЕЧКА-РЕКА
Вторая экскурсия прошла мягче и приятнее. 30 минут на комфортных автобусиках, 40 минут по реке, названия которой я так и не запомнила и не поняла. Мутно-зелёная отливающая перламутром вода, опалово светилась, когда мы проплывали среди деревьев, сплетающихся над нашими головами. Невероятно красиво. Я не успевала щёлкать фотоаппаратом. Птичка, ой, ещё птичка, ой ананасы, ой дерево манго, ой… кусок пенопласта. В запарке фотографировала всё подряд. На берегу мылись… эээ, совершали обряд омовения, аборигены. Мужчины отдельно, женщины отдельно. Мужчин мы сфотографировали, а женщин нет. Запретил лодочник. В реке мне не разрешили, не только искупаться, но и помочить ладошки.  И даже ножки помочить запретили. Равви сказал, что в подобных местах он после университета работал врачом. Основные болезни – инфекционные. В связи с тем, что процедура сожжения покойников дорогая, усопших отдают воде, отпуская их в реку… Хорошо, что я не рискнула искупаться в этом водоёме…
Остановка. Мы выходим на берег, на узкую песчаную полоску, которая разделяет реку и Аравийское море. Золотой пляж. Ни зонтиков, ни лежаков, только солнце, море и песок. Мы возвращаемся к лодке. На берегу индийцы продают кокосы, 40 рупий всё удовольствие. Сначала мы выпиваем сок, который замечательно утоляет жажду, а потом, каждый орех для нас разрубают пополам, и мы едим нежную молочную мякоть, покряхтывая от удовольствия.
Обратная дорога почему-то короче. По берегам стоят небольшие отели и мы спорим, есть здесь водяные змеи… Равви успокаивает: есть.


ЙОГАЭЙФОРИЯ
Пора познакомить тебя, читатель, с нашим тренером Равви.
Рави – урождённый индиец. Последние 10 лет на родине не был. Выпускник РУДН. Врач травматолог. Ведёт практику  Хатха йоги на телеканале «Живи». Женат. В поездку взял сына шестилетнего сына Раму. Всегда улыбчивый, внимательный, удивительно приятный в общении. Телом владеет так, что у нас от зависти просто дыхание перехватывало. Говорит Рави с акцентом, но все нюансы российского юмора умеет передать.
Мы стоим  спинами к стене, поднимаем руки, выворачиваем  плечевые суставы и, широко расставленными пальцами тянемся к стене, упираемся, крепко держась за эту самую стену, «толкая» её назад. Одновременно «опускаем лопатки и нижние рёбра, поднимаем грудную клетку и пытаемся выдвинуть её максимально вперёд, продолжая руками давить назад. «Не вижу довольных улыбок» - говорит Рави. Мы смеёмся. Группа разношёрстая: здесь и москвичи, и молодая женщина из Туркменистана, и две жительницы из Новокузнецка. Социальный состав тоже разный – бизнесмены, фотографы, музыканты, семья славянофилов-сыроедов, домашние-хозяйки, пенсионерки. Моя соседка по комнате – Анастасия. Милая и очень ответственная во всём. Сама о себе говорит: «Я руководитель небольшого структурного подразделения». Она с увлечением рассказывает о поездке на Соловки (на реставрационные работы). О том, как на выходные с подругой летает в Италию отдохнуть… я от зависти теряю дар речи. Ну да… нам так не жить. А Настя покоряет меня своим спокойствием и усердием. Она не пропускает ни одного тренинга, не в пример мне, а ещё умеет делать стойку на голове и «лягушку». Расставаясь, я дарю ей свою книжечку, а позже мы обмениваемся комплиментарными посылками. Похоже, в Москве у меня появился ещё один друг.
На самом деле – йога – тур оказывается семинаром по совершенствованию практики. Мы узнаём, как правильно ставить ноги, какие группы мышц напрягать, как управлять суставами. Что, например, вы сделаете, если вам надо встать в асану (позу) - дерево? А надо поставить ноги вместе, так, чтобы внешние стороны стопы были параллельно. Опираясь на задний край пятки и передний край стопы, раздвинуть пальцы ног (веером), вытягивая их вперёд, и не ставить на пол, а лишь касаться подушечками, поднять своды стоп, напрягая мышцы ноги поднять вверх коленную чашечку, напрягая мышцы бёдер, головки тазобедренного сустава вывернуть вперёд, толкая таз и бедренные кости вперёд, … нижние рёбра толкаем назад… руки поднять вверх, раздвинуть пальцы, расширить ладонь, как бы делая её тоньше, плечевой сустав назад… локтевой вперёд … затылок чуть назад, взгляд вперёд, вытягиваем себя вверх…
На первичную постановку позы уходит 15 минут. Рави ходит между нами, поправляет, если надо, показывает направление движения, группы мышц, которые необходимо активизировать. Так по каждой асане. Каждое занятие – подготовка к следующему. «Если чувствуете острую, режущую боль – немедленно выходите из позы, - говорит Рави. - Если тупая – терпите». Мы терпим, выходим, падаем на коврики без сил. Тяжело даже тем, кто практикует йогу давно. Мне – новичку, интересно и трудно. Два часа практики утром, до рассвета, два часа – вечером.
Любопытствующие туристы фотографируют нашу группу, а мне жаль их. После занятий чувствуешь прилив энергии, всё существо наполняется счастьем и благодушием. Говорят, что во время занятий йогой, организм под воздействием нагрузок, выделяет вещество, способствующее состоянию душевного комфорта и гармонии.
АЮРВЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ
Я лежу на массажном столе, вся в масле, как сардинка из банки. Полумрак. Неназойливо пахнет маслАми. Быстрые горячие руки растирают мышцы, разминают суставы. Если меня нагреть до подходящей температуры, на мне можно будет выпекать блинчики без добавления жира.
Побывать в Индии и не попробовать массаж! Я поддалась на уговоры и согласилась.
В аюрведическом (аюрведа – древнейшая система медицинских знаний) центре меня первым делом осмотрел доктор. Пощупал пульс, пропальпировал проблемные точки, назначил массаж, назвал цену. За семь сеансов – 210 долларов.
При мне, сломав фиксатор, открыл новую бутылку с маслом (дабы я не усомнилась, что этим маслом до меня не пользовались. Дело в том, что одна из процедур заключается в том, что пациенту, лежащему на спине, на лоб капает тёплое масло, и по желобкам стекает в ёмкость…  куда девается использованное масло, я не знаю…  Но, перед каждым сеансом, доктор со щелчком открывает новую бутылку при пациенте.
- Болит?
- Болит. -  Отвечаю я. Проблемное место натирают какой то мазью (по запаху похожей на бальзам «звёздочка»), и растирают с удвоенной силой.
Итак, меня умаслили, натёрли благовониями, потом поколотили горячими мешочками с ароматными травами. Умиротворённая, я плыву в отель. Кажется, за мной остаётся дорожка из масляных капелек…
После третьего сеанса всё тело болит, я не могу поднять руки, но кожа становиться похожей на шелк. И вечерние практики, после массажа, проходят легче.
НОРИЛЬСК, - 30
Пятнадцать дней пролетели незаметно. Мы расталкиваем по чемоданам и рюкзакам покупки: подарки и сувениры. Это непременно сари, «сальвары», пряности и различные мази. Я ещё везу фрукты и бронзовую фигурку божества с головой слона - Ганеш, подаренного мне в день рождения Равви.
Собираюсь без сожаления. Усталость накопилась такая, что хочется только одного: лежать. Слава богу, всё позади. Двухразовые практики и комары, влажная духота и постоянное карканье, а также полночные храмовые пения и взрывы петард по ночам.
Снова уютные самолёты, пробег по длинному аэропорту Абу-Даби (знакомый дежурный машет мне рукой), ещё каких-то пять часов (последней каплей уважения к эмаритским авиалиниям становится мороженное, которое нам разносят перед снижением) и вот она – Москва. Я в шароварах и белой индийской тунике, в плетёночках на босу ногу, толкаю перед собой загруженную с верхом грузовую тележку. Видимо колоритное зрелище, потому что на меня оглядываются. А вот и встречающие: делегация из Питера в составе учеников и дочери. Они заняли уютный диванчик в кафешке, где и я располагаюсь на ближайшие шесть часов, до самолёта в Норильск. Вынимаю фрукты, раздаю сари, подарки, сувениры и, конечно, кари, который теперь прочно для меня ассоциируется с Индией. Прибегают знакомые москвички. Мы пьём кофе, и я рассказываю об Индии. Понравилось? Да. Ещё поехать? Нет!
Время пролетает незаметно. Меня провожают к терминалу. Багажа убавилось. Я уже в зимней одежде. Посадка. Самолёт. Слава богу, в «хвосте» есть свободные места. Договариваюсь со стюардессой. Падаю. Спать!
Норильск. -30. Здесь темно и морозно. Маршрутка бодро бежит по направлению к дому. Уф! Меня встречает старшая дочь. Наготовила всего вкусного. И всё же, как всегда, после отпуска здесь пахнет нежилым. Снова раздача подарков.
Тело будет болеть ещё недели три-четыре, - предупреждал Равви. Болит. Я привыкаю к дому, к городу. Все знакомые расспрашивают об Индии. В сто первый раз повторяя, уже заученно улыбаясь, говорю: в Индию больше не поеду.
Почувствуйте свои ноги, руки, услышьте сердце… возвращайте сознание…
…Спустя месяц пересматриваю фотографии. Прихожу с занятий йогой и думаю об Аравийском море. Мне вспоминаются улыбчивые индийцы и запах кари… Надо написать Равви, спросить, когда следующий семинар в Индии.