Подношение Инне Назиной по случаю юбилея

Уладзимир Траццякоу
Для служебного пользования
Экз. №  2/ХШ 
(На основе стенограммы беседы)

В беседе участвовали:
РИХТЕР С.Т.
МОЖЕЙКО З.Я.
Полковник Володя (без погон, без речей, но с диктофоном)

-- Эх, мне бы Назиной годы! – сказала Зинаида Я.Можейко Святославу Т.Рихтеру, своему коллеге по союзной Фольклорной комиссии при 2-м Главном эмвэдэшном управлении. Коллегам было о чем поговорить. Взять хотя бы падение уровня профессионального искусства в народе в связи с выпадением из него народного начала.

-- Инна Дмитриевна – ваша подруга? – воскликнул Святослав Рихтер со свойственной ему непосредственностью. – В таком случае я буду относиться к вам с еще большим уважением, хотя, кажется, дальше уж некуда. Расскажите про нее!

-- Неразмывная, -- подтвердила собеседница.

Полковник насторожился и проверил кассету.

– Сколько раз грезилось: Инна Назина – лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей. Она же – дипломант Международного конкурса им. Ф.Шопена в Варшаве. Первый приз на конкурсе им. Маргариты Лонг и Жака Тибо в Париже. Дважды лауреат, заслуженный депутат, член бюро профорганизации Фольклорного института, ответственная за культмассработу… И сколько раз я просыпалась зря. Потому что после консерватории она, видите ли, лучше всех знала, чего ей надо в жизни. Ну и, закопав свой пианистический талант, она отправилась в экспедиции на дикий Запад Белоруссии и не менее дикий Восток…
В общем, «Плач, Белоруссия!» (Это не Рихтер сказал и не Можейко, и уж тем более не Назина, которой на встрече не было. Это я вам говорю. – Составитель).

-- Да – вздохнул Святослав Теофилович. – Мне бы тоже ее годы…

-- А что бы тогда? – моментально встряла Зинаида Яковлевна.

-- Я бы тогда поменялся с ней судьбами. – Ответил Рихтер и пояснил свою мысль: -- Это же счастье: копаться в структуре фортепьянных концертов, искать звучащее в жизни, отделяя перепончатые от струнных! Счастлив человек, связавшийся со всем этим. Вот, послушайте-ка…

(Далее в исполнениии Святослава Рихтера мы, располагай уникальной пленкой,  услышали бы «Турецкий марш» Моцарта на кофейном сервизе на 100 персон, подаренном исполнителю к его 70-летию, «Лунную сонату» Бетховена на расческе своей внучки и «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» Чайковского на цветочных горшках).

-- Вот и вы туда же, Святослав Теофилович! – отрецензировала его исполнение Зинаида. -- Мало того, что мне подруга Инна всю жизнь объясняет, что я не тем, не инструментальным делом занимаюсь, так и вы тоже, причем очень убедительно. И это особенно нехорошо, Святослав Теофилович!

Тогда Рихтер, чувствуя себя перед Зиной виноватым, сыграл ей цикл «Песни странствующего подмастерья» Брамса на обычном рояле «STAINWAY». Полковник Володя здесь отключил бдительностьь и диктофон.

-- Оказывается, в нефольклорной музыке тоже есть неплохие вещицы, -- с удивлением сказала Зинаида Я.Можейко. К счастью, Святослав Т.Рихтер, еще не отошедший от своего исполнения, этого не услышал.

-- Передайте своей подруге Инне Дмитриевне… так? мой низкий поклон и чувство хорошей, белой зависти, -- сказал народный артист и выразил надежду на скорую встречу с ней в одной из европейских столиц.

(1986)