Прощай Топа

Виктор Королёв
       В девяностые годы, работал в нашем цехе, электоролизник Толя Чумаков, по прозвищу Топа. Работал хорошо, но страдал от двух так распространённых в нашей стране недугов - любви к горячительным напиткам и жены не разделявшей этой страсти. И когда Топе надоели скандалы в семье по причине выше приведённых недугов, то он перешёл на график употребления «огненной воды», не после работы, а до. Конечно, теперь начались конфликты с начальством, но с начальником легче найти общий язык, чем с женщиной. Хотя, несколько раз, его заставляли писать заявление об увольнении без даты, грозя в следующий раз дату поставить и … Но желающих работать электролизником, по технологии 39 года, ощущался постоянный дефицит и заявление к следующему разу благополучно терялось. Да и Топа не злоупотреблял терпением руководства, выпивал обычно перед ночной сменой, а к утру после напряжённой работы, весь алкоголь выходил вместе с потом. Тем более что бизнеследи торгующие самогоном, в удобных для этого местах, поздним вечером могли сделать и скидку на «залежалый» товар.

     И вот как то, отдыхая перед ночной сменой перед телевизором, Топа подвергся очередной атаке жены по поводу того, что: «Вот ты уставился в ящик для идиотов, а в погребе полки для консервации накренились и вот, вот все банки попадают и побьются». Чтоб не слушать продолжения, Топа раньше времени отправился на работу, а так как времени оставалось ещё много, в условном месте употребил не один стакашек самогонки, а поболее. На работе, Топа всегда брал на себя более тяжёлую часть труда на обработке электролизёра. Подручный управлял МПК (механизм по пробивки корки, на фото он хорошо виден) или как у нас его называли – трактор, а Топа ломом отбивал остатки корки, оплёскивал шейки на аноде, при необходимости подтягивал осадок на подине, выставлял нужное напряжение и загружал глинозём. И вот работая, он заметил прислонённые к стене несколько стальных уголков, которые слесаря использовали при ремонте электоролизёра, а лишние забыли, или специально оставили, чтоб утром не таскать туда, сюда, а продолжить ремонт. «Вот этими бы уголками и подпереть полки в погребе» - промелькнула мысль в голове. Прислонил лопату к стене, уголки на плечо и отправился припрятать добычу до конца смены, чтоб кто ни будь, не покусился на ценную вещь. Шёл и представлял, как утром будет демонстрировать жене свою оперативную заботу о сохранности консервации. Шёл, шёл и ноги сами его принесли к дырке в заборе, через которую он ходил с работы, на работу, а дальше прямой путь домой. Когда уже часть пути была преодолена, на беду Топы он попал на глаза милицейского патруля проезжавшего мимо и вместо дома повезли Топу в отделение милиции, где он и благополучно проспал, в «обезьяннике» до утра. А подручный, заметив отсутствие звеньевого, ничуть не удивляясь, закончил обработку один и отправился пить чай, а после непродолжительного отдыха, занялся выполнением указаний бригадира и старшего мастера, которые были зачитаны на «пятиминутке». Но когда пришло время проводить обработку со стороны «индии» ( индия - это так мы называем наиболее жаркое место между двумя рядами электролизных ванн), всё же попытался разыскать Топу. Не нашёл и сообщил об этом мастеру. Мастер, зная, в каком состоянии был Топа, обошёл всю серию, и даже сходил в раздевалку, но чистая одежда Топы была на месте, значит и Топа или, по крайней мере, его тело тоже на территории завода. Пришлось сообщить дежурному по заводу, что пропал электролизник. Дежурный позвонил начальнику цеха и сообщил тревожную весть. Пришлось начальнику цеха, среди ночи, переться на завод и организовывать поиски, которые естественно ни к чему не привели. Утром уже и директор знал о пропаже. А Топу только часов в десять отпустили из милиции, естественно без уголков, а может и ещё чего и он, конечно, прибежал на работу. Говорят этот случай обошёлся Топе в бутылку армянского коньяка и традиционным заявлением без подписи, да еще две смены отработал в выходные.

     Прошло некоторое время, завод сменил собственника, из государственной собственности перешёл во владение акционерного общества, которое перепродало лакомый кусочек в руки «эффективного собственника», и который начал закручивать гайки трудовой дисциплины. Замуровали дырки в заборах, на проходной установили «драконовские» порядки, но Топа не замечал перемен и продолжал выполнять свой график - «не после, а до». И вот как то прохожу через проходную и слышу, меня зовут, оборачиваюсь, Топа. И выпивал то он на выходном, но выдала его «красная рожа», а уж охранники не упустили свой шанс получить премию за задержание. Больше мы его не видели. А жалко, отличный был специалист, да и мужик хороший.

На фото, хорошо видно, на фоне электролизёров, как электролизник перегоняет самоходный механизм по пробивке корки, а за ним наблюдает автор этих строк.

5 мая 2012г

Вот посмотрите на видео как мы работали и развлекались -