1966г. Я работаю в ЕРЗ

Юрий Фейдеров
При поступлении на заочное обучение в институт нужна была справка с места работы, иначе в институт не принимали. Вот тут мне помог отец. Через своих знакомых он устроил меня на Ереванский релейный завод. Учеником лаборанта, с зарплатой 35 рублей в месяц.
 Школа изнурила меня умственным трудом, поэтому я с вдохновением каждый раз принимался за работу.
 
Я тогда ещё не знал, что такое работать. Я думал, что если человек пришёл на работу, то он должен работать непрерывно от начала до конца рабочего дня. А то, что можно отсидеться, ничего не делая, целый рабочий день и за это получать зарплату, такого я не понимал. И я работал и работал. Иногда я выполнял работу за двоих или троих.
  Сатеник, старший инженер, иногда отказывала мне в работе, говоря, что и другие должны что-то делать. Тогда я сидел без дела и не знал, куда себя деть. Время тогда до конца рабочего дня тянулось как резина.
 
 Я проработал учеником лаборанта три с половиной месяца, когда вдруг, случайно узнал, что в соседней лаборатории ученики готовятся сдавать экзамены на разряд. Я спросил, сколько они проработали на заводе? Два месяца, - ответили мне. В этот день, Анаид - старший инженер, долго мучилась, настраивая испытательный вибро-стенд и попросила это сделать меня, зная, что я с этим легко справляюсь.
- Не буду, - ответил я,- Вы старший инженер, а я ученик. Вы должны этому меня учить.
- Как ученик? До сих пор ученик?
  Анаид тут же пошла и рассказала об этом Сатеник. Та побежала к Рубену Саркисовичу – начальнику лаборатории. Рубен вызвал меня к себе и спросил, почему я молчал об этом раньше?
- А откуда я знал, когда об этом надо говорить, ведь я впервые в жизни работаю. Вы, как начальник, могли бы мне рассказать об этом.
 
Было уже поздно войти в список сдающих экзамены. Но Сатеник «надавил»а на Рубена Саркисовича, тот пошёл к Главному конструктору. Мы назывались «Лаборатория Главного конструктора».  И тот своим авторитетом, через директора завода, надавил на председателя комиссии – Главного инженера. Меня вписали. Но я, в лице председателя - Главного инженера -  получил врага на всё время работы на заводе. Он не простил мне того, что ему пришлось поддаться давлению и, впоследствии, не раз строил мне мелкие пакости.
 
Одновременно шла сдача экзаменов на 1- 5-й разряды. Я не готовился заранее, как все. Попросив у ребят вопросник, я увидел, что уровень вопросов такой, что я могу ответить без подготовки даже на вопросы 5-го разряда. Ведь я увлекался радиолюбительством, и многое изучил самостоятельно по радиолюбительским книгам. Когда я вошёл в аудиторию, я увидел столы с билетами на каждый разряд и взял билет 3-го разряда. В комиссии не знали, что я ещё ученик и, выслушав мой ответ на вопросы билета, стали задавать дополнительные вопросы. Но когда я ответил и все разобрались, что я должен был отвечать на вопросы 1-го разряда, сказали, что «прыгать» через разряд нельзя. И всё же мне присвоили 2-й разряд лаборанта, сказав, что я могу сдать на следующий разряд не ранее, чем через пол года.
 Зарплата у меня выросла до 72-х рублей, и я почувствовал себя победителем.
 
Через пол года я решил повторить «подвиг», пошёл сдавать на 4-й разряд. Но мне не позволил Главный инженер. Присвоили только 3-й.
  На заводе были две испытательные лаборатории.
«Лаборатория Главного конструктора» занималась испытаниями новых разработок завода, а «Лаборатория Главного инженера» - испытывала серийные изделия с конвейеров завода. Но в принципе, они дублировали друг друга. 
  Поэтому однажды объединили «Лабораторию Главного конструктора» с «Лабораторией Главного инженера» и разделили их на 5 лабораторий по методам испытаний, подчинив Главному инженеру.
 
На все лаборатории не хватило начальников и лаборантов. В лабораторию механических испытаний никто не хотел идти работать. Узнав это, Главный инженер отправил туда меня.
 
Сатеник мне посочувствовала, но я воспринял это событие оптимистично. Для лаборатории выделили отдельную комнату на первом этаже, а это было ближе к проходной завода, и самое главное я был там один и никто не контролировал, когда я опаздывал и чем я занимаюсь.
 А в то время я очень много читал. Помню, мне на сутки дали почитать «Мастер и Маргарита» Булгакова в журнальном варианте, потом так же «Все люди враги» - потрясающий роман Ричарда Олдингтона о романтической любви и…
 
А ещё я увлекался радиолюбительством, делал радиоприёмники и разные электронные устройства. Мне было удобно быть одному. Но когда появлялась работа, в помощь мне присылали работников из других лабораторий.
  Позже набрали пять новых работников – учеников лаборанта, которых я обучал. Через месяц я подавал их документы на комиссию и они благополучно сдавали на 1-й разряд.
 
Лаборатория успешно работала фактически под моим руководством. Зная, что я учусь на втором курсе института, Сатеник «подтолкнула» Рубена – уже начальника над всеми лабораториями, и он написал представление о назначении меня на должность начальника.
 Но тут на завод пришла работать дочка Начальника отдела кадров, которая окончила институт, и её назначили на это место. Позже мы узнали, что она окончила Сельскохозяйственный институт по специальности «Виноградарство». Откуда ей было знать электронику и механику?  Она сидела, а я и руководил, и работал. Через два месяца она уволилась, видимо поняв, что освоить это ей не удастся. Я снова воспрял духом, но Главный инженер не хотел подписывать приказ о моём назначении и вскоре начальником к нам пришёл списанный по здоровью с лётной работы лётчик, капитан. Звали его Мартун, ему было тридцать шесть лет.
 
С ним мы подружились. Но он тоже не сильно горел работой, позволяя мне руководить всем. Однако, под его прикрытием, я теперь мог в любое время отпрашиваться с работы.
  Под моим руководством все испытания проводились очень быстро, тщательно и качественно. За это меня очень уважал Главный конструктор, и Рубен Саркисович всегда посылал меня к нему подписывать протоколы результатов испытаний. Тот принимал меня обычно без очереди и подписывал без претензий и замечаний.
 
 А ещё меня заметили Военпреды. Я никогда не скрывал отказов изделий. В проводимые мною испытания и в мои протоколы верили абсолютно. Это привело к тому, что когда у них должна была освободиться должность, они предложили занять её мне. Моя зарплата должна была стать не менее 180 рублей. Конечно, я согласился, но об этом узнал Главный инженер и сказал, что не отпустит меня.
***
И наступил день празднования  Нового года. З1-го декабря Кирилла пригласили в молодёжную компанию. Это были его знакомые из того района, где он жил. Я мало был с ними знаком, но меня пригласили тоже потому, что у меня 30-го декабря появился магнитофон «Айдас», что было большой редкостью.  Тогда всё нужно было «доставать», но в тот день я увидел в Универмаге в свободной продаже магнитофоны «Айдас» и «Яуза-6». Дома у меня лежали накопленные сто двадцать рублей, но ехать было далеко и я боялся, что не успею, и магнитофоны раскупят. Поэтому я забежал на работу к отцу, надеясь, что он займёт у сотрудников деньги.

Вместе с отцом мы и пришли в Универмаг. «Айдас» стоил сто рублей, но отец предложил купить «Яузу», которая выглядела более солидно, имела выносные стереоколонки и стоила сто восемьдесят рублей. Но меня привлёк «Айдас» небольшими размерами, красивым тембром и ценой по моим накоплениям. И я настоял на своём.

Днём 31-го декабря мы с Кириллом записывали музыку и песни на две бобины, приданные к магнитофону. И к одиннадцати вечера собрались очень весёлой компанией в трёх комнатной квартире, где девчонки с вечера наготовили салатов и различных закусок, а ребята купили выпивку.
А когда прозвучали куранты, мы едва не опоздали открыть шампанское. . .
Всё было очень прилично, компания весёлая. . . Танцевали подмою музыку и кто-то принёс ещё бобины. Алкоголя не хватило, поэтому никто не перепил.
И праздновали мы без устали до утра и разошлись с рассветом. . .