Болгария 1968 год

Татьяна Коваль-Сигай
Это был 1968 год – год фестиваля молодежи и студентов в Москве.
Я танцевала за техникум, где училась. Потом у нас была полугодовая производственная практика на заводе «Свет Шахтера». Меня вызывали в техникум участвовать в смотрах. Времени было много, и я решила пойти танцевать в народный ансамбль танца, под руководством Валентина Михайлова. Когда я пришла, он попросил показать мне ноги, а потом что-нибудь станцевать. Ноги понравились и танец тоже, так я была зачислена в ансамбль. Михайлов, по национальности дагестанец, был очень талантлив, но при этом строг. Его все боялись. Но зато в коллективе был порядок. Нас пригласили выступить на концерте в честь приезда Л. И. Брежнева, по случаю награждения Тракторного завода орденом Ленина. Его очень впечатлило наше выступление, и было принято решение наградить коллектив поездкой в Болгарию. Нас всех собрали и сказали, чтобы мы сдали документы, автобиографии, характеристики с места работ, справка с ЖЭКа, паспорт и т.д.
Через две недели мы сдали все документы с моей подругой Людой. Я не очень надеялась, так как была из неполной семьи, а Люда была дочерью директора мебельной фабрики. Через месяц нас всех собрали и объявили, кто едет, а кто нет. Когда я услыхала свою фамилию, я была удивлена, а вот мою подругу Люду не взяли. Отказ ничем не мотивировали. Она было очень расстроена.
Поездка была рассчитана на 15 дней, с 5 по 20 мая. Все бесплатно. Кроме еды до границы. Мы с бабушкой испекли в дорогу торт и все были довольны. Посадка была в Харькове, потом наш вагон прицепили к поезду Киев - Варна. Ехали до границы без приключений. Мы ехали коллективом около 50 человек два состава: первые, которые занимались уже много лет, и второй от года до двух. К нам присоединили еще одного пассажира – участницу танцевального коллектива завода «Свет Шахтера» - Люся. Это была молодая бойкая девица из серии палец в рот не клади. Когда мы прибыли в Бухарест, нам объявили, чтобы мы далеко не отлучались и ни с кем  не знакомились, а еще лучше сидели в вагоне.  Мы, конечно, не гуляли, но сошли на перрон размять ноги.
На границе, в Унганах, нас попросили оставить вагон для досмотра пограничников. Нам разрешили официально взять с собой 110 рублей + 20 рублей. Я никак не могла найти место этим двадцати рублям, хотя те, кто был постарше, что-то привезли свыше 20 рублей. Проверка прошла хорошо, и мы поехали дальше. В три часа ночи румынские пограничники проверяли наши паспорта с вкладышами. У меня были тогда длинные волосы, и на паспорте была коса, а на фотографии вкладыша – высокая прическа. Короче они начали придираться ко мне но старший парторг завода «ХЭМЗ» вскоре решил эту проблему.
Утром мы пересекли границу Болгарии – это была станция Руссе. Наш вагон отцепили и сказали никуда не ходить далеко, так как нам вручили каждому по бумажному пакету с завтраком и минеральной водой. Кто-то побежал менять свои 20 рублей, чтобы купить сувениры. Все остальные находились возле нашего вагона. Люся из коллектива «Свет Шахтера» побежала в какой-то магазин. Скоро объявили посадку поезда, на котором мы приехали. Он ехал в противоположную сторону от Варны – вглубь Болгарии. Люся, добежав до нашего вагона, у всех на глазах прыгнула в последний вагон отправляющегося поезда. Поезд тронулся, мы стали ей кричать, чтобы она прыгала, но там был асфальт, она боялась сломать ноги. Было смешно и грустно. Но Люся всем доказала, что её не зря взяли. Она нашла начальника поезда и кое-как объяснила свою ситуацию. Высаживать на следующей станции её не было смысла, так как наш вагон должен был ехать в Варну. Хорошо, что это было советское время. Её бесплатно пересадили на какой-то станции в другой поезд и вечером мы её уже встречали на вокзале. Вот к чему привела Люсю алчность.
Варна встретила нас хорошо. На автобусе мы были доставлены в ресторан, где и поужинали. Хочу отметить, что для бедной студентки, всё это было как во сне. На ужин нам подали где-то три блюда каждому, какое-то мясо дичь, салаты, десерт. Кормежка в этот период была такой усиленной и вкусной, что по приезде все поправились. Когда, наконец-то, Люся присоединилась к нам, нас повезли на побережье Черного моря. Это место называлось Солнечный берег. Там было куча гостиниц, в которых отдыхали европейские туристы – англичане, поляки, немцы и т.д. Наша гостиница называлась «Марица». У меня сохранилась даже фотография. В первый день нам выдали деньги и моя первая покупка - это купальник. В то время синтетика стоила дороже хлопка. Тогда все европейские туристки ходили в легких синтетических костюмах и платьях, а мы были в ситце и шелке, что выделяло нас из общей массы. Даже места на пляже были распределены. Нам досталось три грибка, рядом были англичане. Так как у меня очень чувствительная кожа, тоя в первый же день обгорела, так как много плавала. Меня поселили в номере с девушкой из первого состава – Машей. Не знаю, с кем она там сговорилась, но когда она ушла, дверь оставила не закрытой, и через 10 минут ко мне явился один из самых симпатичных ребят первого состава – Ростислав. Я лежала на кровати без лифчика, в одних трусах, вся намазанная кремом от загара. Он с улыбкой начал кидаться на меня. После борьбы мне удалось выскользнуть из его рук, и подбежать к окну. Я ему сказала, что буду кричать, пусть все знают, что в этой гостинице кого-то насилуют. Видя мою решительность. Он покинул номер, и тогда я поняла, что это был сговор. Кроме денег на наше питание у руководителя группы на руках оказалась довольно крупная сумма, которую нужно было потратить. И вскоре мы после ужина пошли в ночной бар «У пиратов». Я была почти самая младшая из группы и нам разрешили пить легкое вино. Там впервые я попробовала оранжат, что-то натурального апельсинового сока с газировкой. Я вам уже рассказывала, что за нами негласно наблюдал наш старший по группе, парторг завода «ХЭМЗ», кстати, милейший человек. Нам сразу было трудно расслабиться, так как мы все-таки были продуктами социалистической эпохи, хотя вокруг люди веселились уже по-капиталистически. Ребята из группы только начали присматривать кого бы пригласить на танец, как ко мне подошел красивый мужчина, лет 33-35, и пригласил на танец. У этого парня-мужчины тоже была компания из трех человек и они, глядя на нас, злились и постоянно звали его к себе. Его звали Фред – это был выходец из Германии, красивый блондин с карими глазами. Он так и ел меня своим взглядом. Мне было хорошо с ним, несмотря на то, что с другой стороны вся наша группа наблюдала за нашими па. Мы даже о чем-то говорила, хотя не знали языка друг друга. Говорило другое – взгляд, прикосновения руки, улыбка. Впервые я себя почувствовала женщиной – очень красивой,  которой любуются., завидуют и желают с двух сторон. Я на коже ощущала эти эмоции. Но вскоре все закончилось. После трех танцев меня позвали к старшему, а Фреду что-то выговаривали его друзья. Спасибо всем, иначе я не знаю, чем бы это закончилось. У нас в группе был один парень, Толик, которому я нравилась. Хотя он очень обиделся, все же продолжал ухаживать за мной. Мне было уже все равно и не интересно.
Потом я познакомилась с хоккеистом во время просмотра фильма. Он сразу загорелся и стал звать меня к себе в номер. Я отказалась, хотя возле нас уже крутился его тренер, который громко отдавал всем команды. Наше пребывание на курорте Солнечный берег закончилось. В последний вечер после ужина нам было объявлено, что мы все останемся в номерах, боялись что кого-то «украдут» на последнем свидании.
Следующая неделя была экскурсионной. Нас возили по всей Болгарии – Габрово, Тырново, София и другим городам. Также мы посетили мемориал русским воинам, погибшим во время русско-турецкой войны.
Габрово – маленький городок с одной большой улицей вдоль всего поселения. Там у нас тоже случился конфуз. Я ходила с другой девушкой из группы по магазинам. Денег было мало, а соблазнов много. Мне тогда еле наскребли эти 110 + 20 рублей и поэтому, я боялась купить что-нибудь не то. Моя спутница задержалась в магазине, а я решила пройти дальше. Вдруг ко мне подходит высокий парень, болгарин, и начинает приветствовать. Я ему объясняю что туристка и т.д., а ему, что хреном по голове. Видя, как загорались его глаза, я даже испугалась. Хорошо, что впереди по улице шли наши ребята с группы, я к ним подбежала и они, взяв меня под руки, отбили от этого приставалы.
Во время путешествия за ужином на столе стояла бутылка легкого вина на четверых. Мы даже отдавали вино ребятам. И наша группа веселилась. Мы танцевали и их национальный танец, типа сыртеки, и свои украинские. Прямо мини концерты. Нас встречали на «ура». Один раз, не помню уже в каком городе, меня пригласил другой парень из нашей группы и мы с ним станцевали аргентинское танго. Это был экспромт, я умела танцевать только обычное. По дороге в Софию, мы также видели целые поля роз, которые уже цвели во всю и даже собирали лепестки на изготовление розового масла. Такое впечатление, что вся Болгария благоухает розами. Потом мы наконец-то добрались до Софии. Были на экскурсии в мавзолее, где в отличие от Москвы, их руководитель при дневном свете лежал в саркофаге без всяких подсветок. Так как там внутри поддерживалась особая температура, у него на усах даже был иней.
Потом походы по магазинам, срочно дотратить деньги. Конечно, мне понравилась София  - очень своеобразный город двух культур, турецкой и болгарской. Не смотря на то, что нас прекрасно кормили, возили и развлекали, все уже грустили по дому. И когда поезд пересек границу СССР, мы кричали «ура».