Помоги мне, мама!

Владимир Тяптин
Геннадий Михайлович Корепанов-Камский был замечательным собеседником, поскольку за плечами у него была большая, насыщенная событиями жизнь. Я только входил в новую для меня сферу культуры, и было чрезвычайно интересно всё, что я от него слышал.

Я, в свою очередь, имел, к тому времени большой опыт комсомольской и партийной работы, а также опыт работы в органах народного контроля. Семь с половиной лет проработал в аппарате обкома партии - год инструктором и шесть с половиной лет заместителем заведующего отделом организационно-партийной работы, ежегодно по три месяца исполнял обязанности заведующего этим отделом в связи с тем, что мой непосредственный начальник ежегодно в апреле был на учёбе в ЦК партии в Москве, в сентябре находился на лечении в стационаре, а в декабре был в отпуске. Таким образом я ежегодно по три месяца был шестым в аппарате обкома партии, после секретарей обкома. Работать приходилось очень много и напряжённо, часто без выходных дней, по 12 - 14 часов в сутки. Владел обширной информацией о делах в республике и в стране. Все это вызывало большой интерес у Геннадия Михайловича, поскольку он был очень общительный и интересовался многими сферами жизни.

Он был очень внимательным человеком. Постоянно интересовался, как идут дела, как растёт внук, каково здоровье моей супруги и моей мамы. Летом на мои стихи он написал замечательную песенку о моем внуке, которая так и называется — «Песенка о Егорушке». Он много рассказывал о своём детстве, как сильно любил своих родителей, особенно маму. Часто разговаривал вслух со своей мамой: «Когда что-нибудь ищу или сочиняю музыку, часто обращаюсь к ней: «Мама, помоги мне!» Она для меня не умерла. Она для меня вечно живая».

Однажды Геннадий Михайлович поведал о том, как в раннем детстве, когда ему было четыре года, мама привела его в Тыловайскую церковь (село Тыловай, ныне Дебёсский район Удмуртии), в ней было много народу, и во время службы он потерял её из виду и громко расплакался. «Всё, думаю, пропала мама! Но тут она подняла меня, крепко прижала к себе, поцеловала, и я успокоился», — рассказывал Геннадий Михайлович.

Эти рассказы глубоко запали мне в душу, и захотелось побывать в местах его детства и поклониться могилам его замечательных родителей. Это случилось в октябре 1997 года, когда мы с друзьями по моей инициативе установили ограду и ажурный крест над могилами родителей Геннадия Михайловича. Но об этом позднее. А пока о том, как была создана самая дорогая для Геннадия Михайловича песня - «Помоги мне, мама!»

Вечером 11 октября 1992 года позвонил Геннадий Михайлович: «Владимир Яковлевич, я говорил вам ещё в августе, что в декабре должен состояться мой авторский вечер в театре оперы и балета. Напишите, пожалуйста, тексты для двух новых песен. Мне нужны новые песни на русском языке». — «О чём, Геннадий Михайлович?» — «Не знаю. О чём хотите».— «Может быть, написать одну песню о матери, а вторую — о любви?» — «Хорошо, я согласен».

Голова лихорадочно заработала. Уложив внука спать и постирав его колготки, в двенадцать ночи сел за стол и через час отпечатал текст для песни «Мама». В следующую ночь приступил к сочинению текста второй песни, и через два часа отпечатал текст: «Люблю тебя, хорошая!» Написал о нём, о его супруге Клавдии Васильевне, об их дочери Татьяне и внучке Даше. Принёс эти тексты Геннадию Михайловичу. Вначале я дал ему текст песни о любви. Он внимательно прочитал и попросил в строке «и дочка сероглазая» поменять слово «сероглазая» на «черноглазая». Подаю ему лист бумаги со второй песней. Он читает и кладёт свою руку на мою, голова его низко опускается, и мою руку обжигают его горячие слёзы.

Полмесяца жду с нетерпением. Наконец, он сообщил по телефону, что две недели был в командировке с ансамблем «Айкай» и только что вернулся, что песня готова, и он ждёт меня у себя на квартире. Я тут же приехал. Геннадий Михайлович сел за пианино и исполнил новую песню. Мелодия мне понравилась. Он попросил меня заменить несколько слов и сделать рефрен «Мама! Мама! Милая мама!» Я согласился. По его предложению мы назвали эту песню «Помоги мне, мама!» В основу сюжета я положил рассказанную выше историю, которая произошла с ним в Тыловайской церкви. До самого концерта он шлифовал мелодию, и я по его просьбе ещё несколько раз делал поправки в тексте. На примере работы над этой песней я увидел, насколько он был требователен к себе и другим.

Наконец, наступило 7 декабря 1992 года. Театр оперы и балета заполнен до отказа. В первом отделении Геннадий Михайлович сидел в правой ложе и вместе со всеми слушал исполнение артистами собственных произведений. Второе отделение было полностью предоставлено ему. По его просьбе я накануне побывал у Галины Алексеевны Кулаковой, передал ей пригласительные билеты для неё и её подруги Нины Аркадьевны Парамоновой, мастера спорта по лыжам, давней подруги Галины Алексеевны.  Галина Алексеевна была простужена и сказала мне, что, если поправится, то они приедут на концерт. Геннадий Михайлович хотел исполнить в её честь песню «Галина» на мои стихи и поручил мне проследить, будет ли она в зале. К сожалению, Галина Алексеевна с подругой не приехали, и песня «Галина» не прозвучала.

Я не знал и о том, исполнит ли Геннадий Михайлович песню «Помоги мне, мама!», так как он работал над этой песней до последних дней, а урок с «Ижевчаночкой» научил меня не задавать вопросов композиторам, будет ли исполнена песня. И вот в финале концерта Геннадий Михайлович рассказывает, как в детстве потерял маму в церкви и что на мои стихи об этом он написал музыку и сейчас её исполнит. Аккомпанировал на баяне заслуженный артист России Николай Александрович Широких.

Это было блистательное исполнение, в которое Геннадий Михайлович вложил всю свою душу! Под конец исполнения песни он подошёл к краю сцены, поднял голову, простёр вверх руки и громко прокричал: «Мама! Ты слышишь меня? Помоги мне, мама!» Потрясённый зал ответил громом оваций. Многие не сдержали слёз. Я вбежал на сцену и подарил Геннадию Михайловичу цветы.

При этом произошёл следующий казус. Перед тем, как начать петь, Геннадий Михайлович начал шарить по своим карманам – явно что-то искал. Оказалось, он искал текст новой песни. Дело в том, что к этому вечеру ему сшили удмуртский национальный кафтан, в котором от выступал на сцене, а текст он оставил в пиджаке в гримёрной. И теперь ему пришлось петь по памяти, в результате он перепутал ряд слов, а одну строку буквально промычал. Зрители ничего не заметили. Понятно это было только мне, как автору текста.

Через несколько месяцев по Удмуртскому телевидению была дана 45-минутная трансляция этого концерта, в которую вошла и эта песня. В последующем Геннадий Михайлович часто исполнял эту песню на концертах. Проникновенно прозвучала она в его исполнении в этом же театре 16 марта 1996 года (он сам аккомпанировал на рояле) на авторском вечере «Вздымаются храмы в России», организованном мною совместно с композитором Виктором Шацким для сбора средств на воссоздание в Ижевске разрушенного в 1937 году Свято-Михайловского собора.

Этой песне и её премьере была посвящена статья бывшей заведующей отделом культуры республиканской газеты «Удмуртская правда» Валерии Лоншаковой под заголовком «Помоги мне, мама!», опубликованной в специальном, праздничном выпуске этой газеты. Правда, у меня остался нехороший осадок от этой статьи, поскольку в ней не было сказано, кто создал текст этой песни, и создавалось впечатление, что текст создал автор музыки. Тем более, многие знали, что Геннадий Михайлович сочинял стихи и иногда писал на них свою музыку. «Ах, какую песню создал Геннадий Михайлович! Как он проникновенно сказал в ней о своей маме!» – было написано в статье. Когда я спросил Лоншакову, почему она так поступила, она мне ответила: «Так ведь все же знают, что автор текста вы!» "Какое хамство! - подумал я. - И это мне говорит работник СМИ на ниве культуры!" Это стало результатом того, что руководство этой газеты тогда игнорировало меня, как поэта, поскольку я не был членом Союза писателей. На что я парировал эпиграммой: «Поэт не тот, кто член Союза, а тот, в ком - истинная муза!».

Я высоко ценю личную свободу и никогда не вступлю ни в какой Союз и ни в какую партию, поскольку не желаю подчиняться общему мышлению и на всё имею свою собственную точку зрения. Хотя высокую оценку моему творчеству дали председатель правления Союза писателей России В.Н. Ганичев (в письме от 17 января 1999 г.) и председатель Союза композиторов России В.И. Казенин (в письме от 3 декабря 1998 г.). 4 июля 2002 г., во время получасовой беседы в Правлении Союза писателей России, куда я зашёл, чтобы подарить Ганичеву Валерию Николаевичу свою новую книгу «О роза дивная!..» (тогда он попросил меня подписать ещё одну книгу бывшему главе Правительства СССР Н.И. Рыжкову, к которому он собирался ехать после нашей беседы, поскольку в этой книге я опубликовал песню "Прохоровскрое поле", а тот был инициатором создания там памятного мемориала), и на его вопрос, почему я до сих пор не член Союза писателей России («Ведь мы же дали вам блистательную оценку!»), я ответил, что ценю личную свободу и считаю, что никакой Союз не добавит поэту мастерства. Смешно слышать слова председателя Союза писателей Удмуртии Загребина, который осенью 2011 года, встретив меня на улице, заявил, что если бы я вступил в Союз писателей, то я был бы первым поэтом в Удмуртии. Не смешно ли это?

Но вернёмся к песне «Помоги мне, мама!» Вот слова этой песни:

Помоги мне, мама!

Помню, как в детстве далёком
В церкви я маму терял,
В храме красивом, высоком
Горько я, горько рыдал.
Под колокольные звоны
Слёзы катились из глаз,
И вопрошали иконы:
«Кто ж это плачет у нас?»

Мама! Мама! Милая мама!

Вдруг, словно добрая сила,
Мама меня подняла,
Крепко прижался я к милой:
«Маменька, где ж ты была?» –
«Что, мой хороший, случилось?
Иль кто обидел, сынок?
Я за тебя помолилась,
Чтобы хранил тебя Бог».

Мама! Мама! Милая мама!

Мама моя дорогая!
Если б слова те сбылись! –
Рано ушла ты, родная,
В царство небесное ввысь!
Жизнь, как тропинка витая,
Часто блуждает во мгле.
Трудно, ох, трудно, родная,
Жить без тебя на земле!

Мама! Мама! Милая мама!

Но лишь глаза я закрою, –
Вижу – я прежний малыш,
Светлой мадонной живою
Ты предо мною стоишь!

Вспыхнет лишь в сердце тревога –
Слышу родные шаги
И обращаюсь, как к Богу:
«Мама, ты мне помоги!»

Мама! Мама! Милая мама!

Мама! Ты слышишь меня, мама?

Несколько лет спустя, работницы раздевалки театра оперы и балета сказали мне однажды: «Мы до сих пор не можем забыть, как проникновенно пел песню о маме Геннадий Михайлович. Мы, как и все присутствовавшие в зале, плакали, слушая эту песню». Было от чего заплакать. Геннадий Михайлович в январе, когда ему было 8 лет, потерял отца, а в июне того же года – любимую мать. И одинокий (он был седьмым в семье и тогда по разным причинам один остался в доме), с середины лета до конца августа спал на кладбище между могилами родителей, постелив солому и укрывшись одеялами, а в августе – тулупом. Так горька ему была потеря родителей. Удивительно, как он не потерял рассудок! Он говорил мне, что, проснувшись, он часто видел в последующие годы склонёнными над ним мать и отца.

На стихи же второй песни Геннадий Михайлович не успел создать музыку. Моя супруга попросила посвятить эту песню ей, моей дочери и моему внуку, что я и сделал. Композиторы Геннадий Ганьков и Александр Бахтин создали на эти стихи две прекрасные песни. Вот текст этой песни:

Люблю тебя, хорошая!

Ты помнишь, как негаданно
Любовь к нам вдруг пришла
И верба золотистая
Нас в рощу зазвала?
Под трели соловьиные
Тебе признался я:
«Люблю тебя, хорошая,
Желанная моя!»

Полянами душистыми
Вновь роща позвала,
И дочка кареглазая
Цветов нам нарвала.
Под трели соловьиные
Опять признался я:
«Люблю тебя, хорошая,
Желанная моя!»

Рябина в роще красная
Огнём раскалена,
И внук наш к ветке тянется –
Так ягодка нужна.
Как трели соловьиные,
Звенит душа моя:
«Люблю тебя, хорошая,
Желанная моя!»

Зима метёт порошею,
И роща вся бела,
А ты, моя хорошая,
Всё так же мне мила!
Как трели соловьиные,
Звенит душа моя:
«Люблю тебя, хорошая,
Желанная моя!»

----------
   На фото: Обложка книги "Музыка - жизнь и любовь моя" (О творчестве Г.М. Корепанова-Камского. Составление и подготовка текста З.А Богомоловой. Ижевск. "Удмуртия". 2005). На страницах 265 - 273 опубликованы мои воспоминания о нашей с Г.М. Корепановым-Камским дружбе и сотрудничестве.

Разговор журналиста с поэтом

«Мой друг, статью мою читали? *
Не правда ль, как я в ней нова!
Да вы послушайте, как ярко её дали:
«Какая песня! Как звучали
Её прекрасные слова!
Ай, да Г.М.! Ай, да создал
Шедевр, каких ещё не знали!
Как громко все рукоплескали!
Как много песней он сказал!
Как все признательны за это!» –
«А что ж забыли про поэта?
Чего ж его в статейке нет?» –
«Так все же знают: вы – поэт!
А те, кто до сих пор не знают –
Пусть повнимательней читают
Меж строк ненужные слова.
Нет, право! Я ли не нова?» –
«Ах, да… все знают… Ну, тогда
Поэта вы не обокрали
И видно всем, что написали
«Шедевр, каких ещё не знали»
И ваша совесть – трын-трава!»

24 декабря 1996 г.
----------
*Статья в газете "Удмуртская правда"
"Помоги мне, мама!"

Из письма
председателя правления Союза писателей России В.Н. Ганичева
от 15 января 1999 г.:

"Прежде всего. хочу поблагодарить Вас за теплые слова в мой адрес. Все мы в меру своих сил служим России. И слава Богу! С присланными Вашими поэтическими сбогиками ознакомились и нашли их достойными и по чувства, в них заложенным, и по стараниям, которые Вы приложили к работе над словом. Рады, что песни на Ваши слова поются... С уважением".

Из письма
председателя Правления Союза композиторов России В.И. Казенина
от 3 декабря 1998 г.:

"Получил две книги Ваших стихов, за что искренне Вам признателен. Прочёл с большим интересом. Самое ценное в Вашем поэтическом творчестве, как мне кажется это то, что оно напитано соками родной земли, тесно связано с жизнью Ваших земляков, их заботами и чаяниями. Наиболее благопрятное впечатление у меня оставили Ваши пейзажно-лирические стихотворения, по настроению и образам близкие к есе6нинской лирике... Сердечно желаю Вам, уважаемый Владимир Яковлевич, новых больших успехов и всего самого доброго".

   На фото: Суперобложка книги,посвящённой жизни и творчестве выдающегося удмуртского композитора - заслуженного деятеля искусства УАССР и РСФСР, народного артиста УАССР, почётного гражданина Удмуртской Республики Г.М. Карепанова-Камского (Ижевск, Удмуртия, 2005, составитель З.А. Богомолова). В эту книгу вошли 6 моих рассказов о дружбе и творческом сотрудничестве с Г.М. Корепановым-Камским ("Знакомство", "Нужна срочно песня о Галине Кулаковой!", "Песня родилась!", Помоги мне, мама!", О других совместных песнях", "Народный любимец", а также стихи, посвящённые этому выдающемуся человеку и на которые им были созданы песни: "Галина", "Помоги мне, мама!", "Корепанов-Камский играет, Корепанов-Камский поёт!", "Легенда отшумевших дней", "Песня о Калашникове".