Точим лясы!

Кармелита Смит
                Посвящается моим соседкам.

 
       На  Дону это распространённое выражение означает пустые разговоры. Так сложилось, что традиция пить кофе в обед и точить лясы до сих пор поддерживается среди нашего  казачьего  населения. Этой традиции не одна сотня лет. Если раньше, чтобы позвать подруг на  «кофий» было достаточно вывесить на забор или калитку чистое белое полотенце, то сейчас донские  казачки освоили  сотовую  связь.

       В нашей кофейной компании самой старшей из нас бабе Доре  85 лет, её сестра Марта на пять лет моложе. Чаще всего мы собираемся именно у Марты Ивановны, у неё просторный курень с красивой голдареей и резным балясником, на котором удобно в обеденный зной пить кофе и вести неспешные разговоры.

  - Ой девоньки, что творится на белом свете! - начала  разговор баба Пава, подливая в кофе каймачок.
   -Ты, подруга, опять телевизора насмотрелась? - разрезая  яблочный пирог на кусочки, спросила баба Марта.
   -Причём тут телевизор? - обиделась Павлина Васильевна. - Я про погоду нашу! О ней в телевизоре ничего не говорят.
   -Как не говорят? Галдят с утра до вечера по всем каналам! - баба Дора строго взглянула на Паву.
   -Да я не про температуру! Я про то, что весны почитай не было. После холода сразу жара. Когда такое было, чтобы жердёла раньше смородины цвела?
   -Ой и правда! - согласилась Марта  Ивановна. - Что -то  Кузьминична  задерживается,  опять  где-то застряла.

   -Да вот она я! -  Евдокия Кузьминична тяжело дышала от подъёма по лестнице. - Я,  как быстрый олень к вам с новостями.
   -Да ты сядь сначала! - предложила Марта Ивановна подруге.
   -Ну так вот! Одна дама сказала, что у Клавки внучка замуж вышла за богатого бизнесмена. Так на свадьбу никого из невестиной родни не пригласили. Погуляли в ресторане, да и укатили  в Италию в свадебное путешествие, - баба  Дуся отхлебнула кофе из чашки и продолжила. - Так вот, эта дама сказала, шо Клавка плачет,  убивается...
    -Да знаем мы твою даму! Сорока ещё та! Прибрешет и глазом не моргнёт, -  Дора  Ивановна перевернула чашку вверх дном и поставила её на блюдце.
    -А чё убивается -то? Замуж взяли! Алинка у них фотомодель, как говорится ноги от ушей. Бизнесмены сейчас от таких без ума. Девке счастье попёрло! - удивилась баба Пава.

    -Не по людски енто всё! - сказала баба  Дора. - Ну не хотят молодые свадьбы играть по старинке, так хоть бы старшим   уважение проявляли. Клавка может на свадьбу и не пошла бы, а вот пригласить всё равно должны были.
   -Очнись Дора, сейчас никто никому ничего не должен! - высказала своё мнение  баба  Дуся и потянулась за новой порцией пирога. Марта Ивановна посмотрела в пустую чашку подруги и подлила новую порцию кофе.

   -Ох девоньки! А какая у меня свадьба была, гуляли три дня! - похвалилась баба Марта. - Помню снег лежал, так мы на санях к сельскому совету подъезжали, а потом ещё долго катались. Мишка Иванов на гармошке играл и  похабные частушки пел. Смеялись до упаду!
   -Да, весёлая  у тебя свадьба была! Повезло тебе Марта по любви да ещё и в богатую семью взяли. Курень у тебя от свёкров остался? - спросила Павлина Васильевна. Марта молча кивнула в ответ. - Дора, а про твою свадьбу ничего никогда не слышала.

   -А её и не было, кто ж порченую немцами замуж возьмёт! - отмахнулась Дора от Павы.
   -Извини подруга!
  - Да ничего дело то прошлое. Это по началу руки на себя наложить была готова, а потом ничего забылось. Мне ещё повезло, что меня  только один офицер пользовал. А вот моей школьной подруге Ксюшке не повезло, её солдатам отдали. Она от внутренних разрывов так и померла бедная. Меня Ганс оберегал, другим не отдавал...
  -Так твой Колька от немца рождён?! - догадалась  баба  Дуся. 
  -Мой отец его на свою фамилию записал.  После войны всех записывали со слов, документов ни у кого не было. Когда Кольку записывали  никак не могла вспомнить какого числа он родился. Помнила, что картошку копали.
  -Ну в августе значит! - предположила Пава.
  -Это сейчас в августе убирают, а тогда осенью копали. В апреле ещё заморозки были, сажали картоху после пасхи. Вот и считай, как хочешь! - Дора Ивановна, подумав, перевернула чашку обратно. - Я наверное ещё кофейку выпью! Пава, ты лучше про свою свадьбу расскажи.

   -Ой девоньки! Сколько я слёз пролила, пока замуж отдавали. Батька с войны героем вернулся. Вся грудь в орденах, его сразу на ферму бригадиром поставили. Он за мной бдил дённо и нощно! Если увидит возле меня парня,  то гонялся за ним  с нагайкой. А тут прислали к нам нового председателя с городу, а у него сын тощий рыжий прыщавый. Стал за мной бегать, а я от него. Батька мой присмирел, нагайку спрятал и на приём к председателю пошёл. А тот без вопросов, сына на допрос, было что аль не было?  Короче, вечером сватать пришли. Я в слёзы, а моя бабушка мне и говорит: «За первого, кто посватался, не пойдёшь, второй от чёрта будет!»

   -Ну  вот, права твоя бабушка была! Ты сколько лет с ним прожила? - спросила Марта  Ивановна.
    -35 годочков. Да всякое было за жизнь, но то что он любил меня - это точно!
    -И умер с ветвистыми рогами! - пробурчала  баба Дуся и перевернула чашку вверх дном. - Спасибо Марта за вкусный пирог, да за хороший кофий!
    -Да не спала я с твоим Сенькой! Всё никак успокоится не можешь!
    -Не знаю свечку не держала!
    -Бабы не ссорьтесь, мужики у нас давно уже поумирали. Так что нечего их беспокоить! - попросила Марта Ивановна подружек.
    - Кузьминична ты губи не дуй, лучше расскажи, как ты замуж выходила? - спросила Дора Ивановна.
    -Почитай три раза замужем была! -  Павлина Васильевна не удержалась и упрекнула свою соседку.

    -Завидно!? Я ведь не от хорошей жизни бегала, как некоторые, - баба Дуся угрюмо взглянула на Паву. - Первый раз  всё чин по чину было. Родители сговорились, засватали, девичник  провели, подушки отвезли в дом жениха. Расписываться в район ездили. Свадьбу по старинке играли. Даже, был княжий стол с подарками, только калину не носили на другой день.
    -Почему? - искренне удивилась Марта Ивановна.
    -В брачную ночь, он ко мне не притронулся. Утром свекровь прибежала простыни смотреть, а они белые. Скандал поднялся. Мне никто не верит, а супруг мой обиженного из себя строит. Это потом я узнала, что он на другой жениться хотел, да батьки ему не разрешали.

     -Небось шептались за спинами месяц, - предположила Дора  Ивановна.
     -Да!  Никто в мою сторону не глядел. Вернулась к родителям. Мать слёзы льёт, отец со мной не разговаривает. Спасибо, Семёну! Забрал меня из станицы, да в этот хутор и привёз. Почитай больше сорока лет с вами тут живу. А когда Семён помер, такая тоска на меня напала, хоть в петлю лезь. Хозяйство большое осталось, стала я его потихоньку изводить, набила птицы и повезла её на рынок.  Рядом  Миша торговал, разговорились. Он вдовец, я вдова решили вместе горевать. Почитай ужо десять лет вместе.

    -Ну пора и честь знать. Спасибо хозяюшка за хлеб за соль! Пирог у тебя нынче отменный был. Завтра все ко мне приходите! - пригласила  баба Пава.

                Примечания.
Балясник – балкон.
Батьки – родители.

Голдарея – веранда. 

Дуть губи – обижаться.

Енто – это.

Жердёла – абрикос.

Курень - казачий дом.      
Каймак – сливки снятые с кипячёного молока.

Княжий стол – свадебный обряд, при котором свашки подносят гостям чарку водки, гости одаривают молодых подарками и пьют за их здоровье.

Калина – свадебный обряд, при котором на другой день свадьбы, после первой брачной ночи молодых, свашки  ходят по улице с украшенной веточкой калины красными ленточками и поют песни о том, что взяли в жёны девицу честного рода.

Нагайка – плётка, кнут.
Свашки –это люди, которые очень хорошо  знают все свадебные обряды и ведут свадьбу.


Продолжение: http://www.proza.ru/2013/01/05/2033